Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2024 (2-2834/2023;) от 06.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

     уникальный идентификатор дела ()

    24 января 2024 года                                                  г. Севастополь

    Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

    при секретаре судебного заседания ПОДФИГУРНОЙ В.И.,

    с участием:

    ФИО6 истца ФИО1 и ответчика ФИО10 - ФИО21,

    ФИО6 ответчика ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»                    ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» об установлении реестровой ошибки, устранении пересечения земельных участков путем установления их границ в соответствующих характерных точках координат;

по встречному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании недействительным распоряжения в части предоставления земельных участков в собственность, признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельные участки, признании недействительными (ничтожными) договоры купли-продажи земельных участков, истребовании земельных участков, применении последствий недействительности сделок;

третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования в отношении предмета спора, - Министерство культуры Российской Федерациии, Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя,

у с т а н о в и л:

    ФИО1 обратилась с иском в суд об устранении реестровой ошибки в части пресечения земельных участков, собственником которых она является, с кадастровыми номерами (КН) , , с земельным участком с КН , собственником которого является Российская Федерация и который передан в постоянное бессрочное пользование ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический».

    Уточнив свои требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец ФИО1 просила:

    -    установить наличие реестровой ошибки при определении границ земельного участка с КН , следствием которого стало пересечение границ земельных участков с КН , , и установить границы земельных участков без заявления собственника, в соответствии с характерными точками их координат, общей площадью 700,00 кв.м. каждый, с                         КН , и категория земли: населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и строений (приусадебные участки), по адресу: г. Севастополь,                              <адрес> и <адрес>.

    В обоснование требований истец ФИО1 указывает, что данные земельные участки, собственником которых является она, были поставлены кадастровый учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, как ранее учтенные, ДД.ММ.ГГГГ.

    В ДД.ММ.ГГГГ года Правительство Севастополя обращалось к ней с иском об истребовании из незаконного владения указанных земельных участков. Решениями суда первой инстанции исковые требования Правительства Севастополя были удовлетворены. Судом апелляционной инстанции данные решения отменены, в иске Правительству Севастополя отказано.

    Решения судов по гражданским делам ,                                 , вступили в законную силу и после снятия обеспечительных мер ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 истца               ФИО21 обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя с заявлениями о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, как учтенных, вместе с заявлением были предоставлены определения о снятии запретов на регистрационные действия.

    Однако, регистрационные действия были приостановлены и одним из оснований их приостановления являлось пресечение границ спорных земельных участков с земельным участком, общей площадью 73 045,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в районе Карантинной и Песочной балках, в районе <адрес>, с КН , правообладателем которого является ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» на праве (бессрочного) пользования по записи в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником данного участка является Российская Федерация.

    Земельный участок с КН , имеющий местоположение: <адрес>, <адрес>, в Карантинной и Песочной балках, в районе <адрес>, площадью 73 045,00 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид использования: исторический, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО13 (квалификационный аттестат ) на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношения г. Севастополя.

    Истец ФИО1 считает, что в схеме расположения данного земельного участка государственной собственности содержится ошибка в сведениях о местоположении его границ, о чем, по ее мнению, свидетельствуют обстоятельства, подтверждающие существующие и ранее учтенные ее права собственности на земельные участки с                         КН: , и , в оспаривании права на которые приведенными выше судебными постановлениями уже было отказано.

    Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с                         КН пересекают границы земельных участков с                            КН: , и

    При формировании земельного участка с КН не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.

    По истечении 6-ти месяцев со дня принятия решения о необходимости мнения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с КН , регистрирующий орган вправе изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия правообладателя.

    Изменения регистрирующим органом не внесены, в связи с чем ФИО1 указывает, что её право собственности на землю нарушено, а бездействие регистрирующего органа фактически направлено на лишение её права собственности на землю и создание препятствии к возможности распоряжаться своим имуществом.

    Во встречном исковом заявлении в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» просит:

    - признать недействительным Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ                      -р «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Любимовка» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>», в части предоставления в собственность ФИО14 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый );

    - признать недействительным Свидетельство на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>,                         <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

    - признать недействительным Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ                       -р «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Любимовка» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>», в части предоставления в собственность ФИО8 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером <адрес>ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый );

    - признать недействительным Свидетельство на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>,                            <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером <адрес>ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

    - признать недействительным Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ                       -р «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Любимовка» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>», в части предоставления в собственность ФИО9 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

    - признать недействительным Свидетельство на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

    - признать недействительными (ничтожными) договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ФИО2 и ФИО7; договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ФИО8 и ФИО7; договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ФИО9 и ФИО7;

    - признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>3, нотариально удостоверенный ФИО15, нотариусом города Севастополя и зарегистрирован в реестре под номером ) заключенный между ФИО16, действующим от имени продавца ФИО1, и покупателем ФИО10;

    - прекратить право собственности ФИО10 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером ;

    - истребовать земельный участок, расположенный по адресу:                         <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе из чужого незаконного владения ФИО10;

    - прекратить право собственности ФИО10 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ;

    - истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе из чужого незаконного владения ФИО10;

    - прекратить право собственности ФИО10 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером , ранее принадлежавший ФИО9 (<адрес>, <адрес>).

    - истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе из чужого незаконного владения ФИО10;

    - установить, что решение суда служит основанием для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном по адресу:                       <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером

    - установить, что решение суда служит основанием для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном по адресу:                      <адрес>, <адрес>, общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером

    - установить, что решение суда служит основанием для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном по адресу:                       <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером

    Требования встречного ответчика были мотивированы тем, что Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого было зарегистрировано право собственности за первоначальными собственниками ФИО2, ФИО18, ФИО9 на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, с ранее присвоенным кадастровым номером ; <адрес>, с ранее присвоенным кадастровым номером ; <адрес> с ранее присвоенным кадастровым номером , является незаконным, поскольку Севастопольская городская государственная администрация не была правомочна распоряжаться земельными участками право собственности на которые перешло в последующем к ФИО1

    По мнению ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», при образовании и передаче в собственность физических лиц спорных земельных участков в порядке бесплатной приватизации земли не была учтена информация Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что спорные земельные участки расположены в зоне участков Национального археологического заповедника «Херсонес Таврический» и не могли бить переданы в частную собственность.

    В судебное заседание истец ФИО1 и ответчик ФИО10 не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, воспользовались правом ведения дела в суде через ФИО6.

    ФИО6 истца ФИО1 и ответчика ФИО10 - ФИО21 требования иска своего доверителя поддержала, указав на наличие неоспоренных прав ФИО1 на спорные земельные участки, необходимость внесения сведений об их характеристиках в ЕГРН, ссылаясь на законность формирования и приобретения в собственность спорных земельных участков. Требования встречного иска просила отклонить, в том числе с указанием на применение последствий пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям.

    Представитель ответчика ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»                    ФИО17 требования встречного иска просил удовлетворить, указав на нарушение права государственной собственности на земельный участок историко-культурного назначения при образовании спорных земельных участков, находящихся в частной собственности.

    Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались в порядке, установленном ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не прибыли, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

    Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав доводы исковых заявлений и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В силу ст. 1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст. 60 ЗК РФ, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

    Согласно п. 2 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

    Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

    Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.

    В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

    Статьей 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

    Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения.

    Как следует из Устава ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», согласно исторической справке Херсонесский историко-археологический музей образован в 1892 году.

    Установлено, что территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978 года.

    Так, постановлением ФИО3 ССР от ДД.ММ.ГГГГ на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко-культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана создан «Херсонесский государственный историко-археологический заповедник».

    Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры ФИО11, а ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных заведениях культуры» ему присвоен статус национального (Национальный заповедник «Херсонес Таврический»).

    В ДД.ММ.ГГГГ году территория древнего города Херсонес Таврический, как памятник культурного наследия национального значения, включена в Государственный реестр недвижимых памятников ФИО11 (Постановление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников ФИО11).

    ДД.ММ.ГГГГ году памятник культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» включен в Список всемирного наследия Организации объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия (решение 37 СОМ 8В.40). Также указанным решением утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.

    Объект всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» подразделяется на 8 отдельных компонентов. В частности, компонент 001 – собственно Древний город Херсонес Таврический (площадь 42,8 га, буферная зона около 207 га). Семь прочих компонентов представляют собой отдельные участки Хоры, имеющие свои буферные зоны.

    Список всемирного наследия ЮНЕСКО составляется, обновляется и публикуется Комитетом всемирного наследия во исполнение пункта 2 статьи 11 Конвенции об охране всемирного наследия во исполнение пункта 2 статьи 11 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.1988 № 8595-XI «О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия».

    Являясь правопреемником Союза Советских Социалистических Республик по обязательствам, вытекающим из заключенных им международных соглашений, Российская Федерация осуществляет меры по обеспечению, выявлению, охране, сохранению, популяризации и передаче будущим поколениям объектов культурного наследия.

    Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

    Согласно преамбуле названного федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Поручением Президента Российской Федерации от 14.08.2014 года № Пр-2337 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти г. Севастополя предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.

    Распоряжением Правительства Севастополя от 27 августа 2015 года № 706-РП ГБУК города Севастополя Национальный заповедник «Херсонес Таврический», как имущественный комплекс, передано в федеральную собственность, в том числе и со спорным земельным участком. Право постоянного (бессрочного) пользования и право собственности РФ зарегистрированы в ЕГРН.

    ГБУК г. Севастополя «Национальный заповедник «Херсонес Таврический», созданное на основании постановления Правительства Севастополя от 11 декабря 2014 года № 569 «О создании учреждений культуры города Севастополя», принято в федеральную собственность и переименовано в ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (распоряжение Правительства РФ от 03 октября 2015 года № 1974-р).

    Приказом Министерства культуры РФ от 22 января 2016 года № 232 ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 1721-р объект культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1653-р объект культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р.

    Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия отнесены творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части пятой статьи 3).

    Пунктом 1 ст. 45.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места.

    Пунктом 5 статьи 3.1. поименованного федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

    Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 года № 1279 включен выявленный объект культурного наследия – достопримечательное вместо «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (далее – Достопримечательное место). Этим же приказом утверждены границы территории Достопримечательного места согласно приложению к приказу.

    Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 года № 1864 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в Севастополе (далее – Достопримечательное место) согласно приложению № 1 к настоящему приказу и их карту (схему) согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

    Судом установлено и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером , в границах которого находятся земельные участки ФИО1 с кадастровыми номерами полностью расположен в границах территории буферной зоны памятника культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора», включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, границы которого установлены решением 37-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города федерального значения Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне музеефицированных и мемориальных объектов ().

    При этом, в соответствии с п. 107 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (утверждено ДД.ММ.ГГГГ решением 1-й сессии Комитета всемирного наследия № СС-77/СОNF.001/8), хотя буферные зоны и не являются частью номинируемого объекта, любые изменения буферной зоны или создания таковой после включения объекта в Список всемирного наследия должны быть одобрены Комитетом всемирного наследия посредством процедуры, определенной в отношении внесения незначительных изменений границ (см. Пункт 164 и Приложение 11). Создание буферных зон после включения объекта в Список всемирного наследия считается незначительным изменением границ.

    Согласно пункту 164 Руководства, если государство – сторона Конвенции желает запросить незначительные изменения границ объекта, включенного в Список всемирного наследия, то такая заявка должна быть подготовлена согласно формату Приложения 11 и получена до 1 февраля Комитетом через Секретариат, который обращается за оценкой в отношении того, может ли изменение считаться незначительным или нет, к соответствующим Консультативным органам. Затем, Секретариат передает оценочное заключение Консультативных органов Комитету всемирного наследия. Комитет может одобрить такое изменение, или может посчитать, что изменение границ достаточно существенное для того, чтобы рассматриваться, как значительное изменение границ объекта, и в таком случае применяется процедура как для новой номинации.

    Судом установлено, что регистрация права собственности ФИО2, ФИО18, ФИО9 на спорные земельные участки осуществлена на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ

    В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции от 16.03.2010 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

    В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

    Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

    К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

    Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

    В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

    Согласно ст. ст. 173, 174 ЗК Украины пределы района, села, поселка, города, района в городе - это условная замкнутая линия на поверхности земли, отделяющая территорию района, села, поселка, города, района в городе от других территорий. Решение об установлении и изменении границ районов и городов принимается Верховной Радой Украины по представлению Верховной Рады АРК, областных, Киевской или Севастопольской городских советов. Решение об установлении и изменении границ районов в городах принимается городским советом по представлению соответствующих районных в городах советов.

    Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08.02.1977 года № 3/93 «О границах районов г. Севастополя» утверждены границы Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского районов.

    Установлено, что спорные земельные участки находятся в пределах Гагаринского района г. Севастополя.

    Оценивая законность формирования и передачи в частную собственность земельных участков с кадастровыми номерами в настоящее время , суд исходит из следующего.

    Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

    В соответствии со ст. 116 ЗК Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.

    Согласно частям 1, 2, 6 ст. 126 ЗК Украины право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй настоящей статьи.

    Право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется:

    а) гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению;

    б) свидетельством о праве на наследство.

    При приобретении права собственности на земельный участок на основании документов, определенных частью второй настоящей статьи, государственный акт на право собственности на земельный участок, который отчуждается, приобщается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка.

    На государственном акте о праве собственности на земельный участок нотариус, удостоверяющий (выдает) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничений, делают отметку о переходе права собственности на земельный участок с указанием документа, на основании которого состоялся такой переход.

    Основные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

    Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).

    На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).

    До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).

    Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС).

    Согласно части 1 статьи 6.1 Закона № 46-ЗС (в редакции Закона города Севастополя от 11.06.2019 № 512-ЗС) документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке, перечень которых приведен в данной правовой норме, в том числе:

    - государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок;

    - заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества.

    В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Закона № 46-ЗС (в той же редакции) акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

    Решением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года                 установлено соответствие закону указанной правовой нормы Закона -ЗС.

    Статьей 6.1 Закона -ЗС установлен перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Закона -ФКЗ и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости. Исключение из данного перечня актов Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданных после ДД.ММ.ГГГГ и не связанных с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иных документов, выданных (оформленных) на основании таких актов, продиктовано тем, что с введением в действие Земельного кодекса Украины, то есть с 1 января 2002 года, распоряжение землями в городе Севастополе было отнесено к полномочиям органа местного самоуправления – Севастопольского городского Совета, в связи с чем, Севастопольская городская государственная администрация с указанного момента не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками на территории г. Севастополя.

    В соответствии со ст. 326 ГК Украины, действовавшего в период предоставления спорных земельных участков в частную собственность, в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украины право собственности осуществляют соответствующие органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.

    В соответствии со ст. 13 ЗК Украины к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится: распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом; реализация государственной политики в области использования и охраны земель.

    Согласно ст. 9 ЗК Украины к полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений на их территории относится: распоряжение землями территориальной громады города; передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом; иные вопросы использования земель коммунальной собственности.

    Поскольку постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 года № 77 Национальный заповедник «Херсонес Таврический» передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины, полномочия по распоряжению земельным участком, который образует территорию Национального заповедника «Херсонес Таврический», принадлежали Кабинету Министров Украины, и не входили в полномочия ни Севастопольского городского Совета, ни Севастопольской городской государственной администрации.

    Соответственно распоряжений Кабинета Министров Украины, иного уполномоченного государственного органа Украины об изъятии земельных участков из территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» и передачи его частным лицам, в том числе ФИО2, ФИО18, ФИО9, не имеется.

    В связи с изложенным у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению спорными земельными участками.

    Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные земельные участки, находящиеся в частной собственности, поступили в частную собственность в нарушение норм законодательства Украины и международного права по охране объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Суд считает обоснованным утверждение ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» о том, что спорные земельные участки сформированы в противоречие документам территориального планирования.

    Согласно выкопировки Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № , в части расположения земельных участков с кадастровыми номерами , следует, что земельный участок музея-заповедника с кадастровым номером: , а также земельные участки с кадастровыми номерами полностью расположены в зоне участков Национального археологического заповедника «Херсонес Таврический».

    В сопроводительном письме Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя указано, что информация предоставлена из соответствующих разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «раздел 2 «Документы территориального планирования»: выкопировка из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ ».

    Сведения о документах территориального планирования, материалах по их обоснованию, а также о правилах землепользования и застройки в силу части 4 статьи 56 ГрК РФ подлежат включению в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

    При этом, согласно ст. 12 Закона Украины о планировании и застройке территорий от ДД.ММ.ГГГГ года № выделение земельных участков в собственность может осуществляться только в соответствии с «генеральными планами населенных пунктов».

    Согласно п. 3 ст. 20 ЗК Украины категория земель и вид целевого назначения земельного участка определяются внутри соответствующего вида функционального назначения территории, предусмотренного утвержденным комплексным планом пространственного развития территории территориальной общины или генеральным планом населенного пункта.

    Статьей 118 ЗК Украины предусмотрен порядок безвозмездной приватизации земельных участков гражданами.

    Согласно п. 3 приведенной нормы соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в пределах их полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, а также генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

    В п. 7 ст. 118 ЗК Украины указано, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передающий земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны административно-территориальных земель единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что формирование земельного участка музея-заповедника, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, в <адрес> и <адрес>, с кадастровым номером: было осуществлено в соответствии с документами территориального планирования. Соответственно, формирования земельных участков с кадастровыми номерами , которые накладываются на земельный участок музея-заповедника, осуществлено в противоречие документов территориального планирования, а также приведенных выше норм материального права.

    Судом исследован паспорт земельного участка Херсонесского историко-археологического музея-заповедника от 1969 года, схема расположения земельного участка музея-заповедника, утвержденная Решением исполкома Сев. Гор. ФИО3, скрепленная печатью начальника отдела Горисполкома н/9 Строительства и Архитектуры (утверждено ДД.ММ.ГГГГ); выкопировки проекта зон охраны памятников истории и культуры установления границ участков Херсонесского заповедника на Гераклейском полуострове в г. Севастополе (одобрено на заседании НТС КиевНИИТАГа ДД.ММ.ГГГГ и утверждено Распоряжением ФИО6 «об установлении зон охраны памятников культуры территории г. Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ ), которым были уточнены границы участков музея-заповедника, утвержденные решением Севастопольского городского ФИО3 депутатов г от ДД.ММ.ГГГГ Акт согласования границ от 2001 г.

    Из приведенных выше документов следует, что границы земельного участка музея-заповедника были установлены в 1969 году.

    В соответствии с Указом Президента Украины «О национальных учреждения культуры» от 11 октября 1994 года № , имущество, в том числе национального заповедника «Херсонес Таврический» не подлежит приватизации.

    Судом исследовано научное археологическое описание от 2002 года, в соответствии с которым на земельном участке музея-заповедника находятся особо ценные археологические объекты, относящиеся к IV в. до н.э. (древние земельные наделы, некрополь), научное заключение Отдела государственной охраны культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в данном районе находятся недвижимые памятники, являющиеся составной частью культурного наследия г. Севастополя, а также паспорт объекта культурного наследия «Загородный храм и некрополь возле Загородного храма и возле Карантинной балки (культово-мемориальный комплекс некрополя Херсонеса Таврического возле Карантинной бухты и монастырь Богоматери Влахернской»).

    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ комплекс усадеб и , расположенный на земельном участке музея-заповедника с кадастровым номером , отнесен к объектам культурного наследия федерального значения.

    В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р на земельном участке музея-заповедника с кадастровым номером зарегистрирован объект культурного наследия федерального значения «Некрополь Песочной бухты» в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Российской Федерации -р Некрополь у карантинной бухты был отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

    ДД.ММ.ГГГГ Приказом Севнаследия было утверждено охранное обязательство собственника вышеуказанного объекта культурного наследия.

    Согласно п. 7 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

    Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункт».

    В п. 8 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано: «До утверждения в порядке, установленном ст. 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

    Как установлено выше спорные земельные участки с кадастровыми номерами , расположены в границах земельного участка музея-заповедника с кадастровым номером: . При этом, требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются обязательными независимо от права собственности на земельный участок.

    Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными встречного доводы искового заявления ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» об оспаривании прав в отношении земельных участков, поскольку данные земельные участки выбыли из государственной собственности в отсутствие решения уполномоченного органа, оспариваемые договора купли-продажи заключены лицами, не обладающими правом на отчуждение спорных земельных участков.

    Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта является ничтожной в силу ст. 166 ГК РФ.

    В соответствии с п. 4 ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

    В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

    Применительно к ст. ст. 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).

      Учитывая вышеизложенные нормы, нарушение целостности особо ценного земельного участка Российской Федерации с кадастровым номером повлечет за собой нарушение норм законодательства об объектах культурного наследия, а также нарушение норм земельного законодательства.

    В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

    Из разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что запись в ЕГРН о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

    Как разъяснено в п. 39 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22, по смыслу п. 1 ст. 302 ГПК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

    Таким образом, для истребования имущества из чужого незаконного владения необходимо установить сам факт владения ответчиком этим имуществом. Соответственно, истребовать земельный участок возможно только у лица, которое фактически им владеет.

    Судом установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами выбыли из государственной собственности в отсутствие решения уполномоченного органа.

    ДД.ММ.ГГГГ произошло отчуждение спорных земельных участков с кадастровыми номерами на основании договора купли-продажи земельных участков заключенных между ФИО7 и ФИО10

    Как разъяснено в п. 35 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

    В соответствии с п.1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

    Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» запись в ЕГРН о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

    Согласно пункту 39 вышеуказанного постановления Пленума № 10/22 по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

    Учитывая обстоятельства выбытия спорных земельных участков из государственной собственности помимо воли собственника, и незаконность передачи их в частную собственность, суд полагает, что в целях соблюдения законности в сфере земельного законодательства, а также в целях защиты интересов законного собственника земельного участка, относящегося к территории объекта культурного наследия, - Российской Федерации, заявленные во встречном иске требования Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» подлежат удовлетворению в части признания недействительными распорядительных актов о передаче в собственность физических лиц земельных участков и первичных договоров по их отчуждению в пользу ФИО1, а также истребовании земельных участков из чужого незаконного владения ФИО10, применения последствий недействительности сделок.

    В случае установления факта выбытия имущества помимо воли собственника и признании сделки недействительной, с учетом применения способа защиты нарушенного права в виде истребования имущества из чужого незаконного владения, признание последующих сделок по отчуждению спорного имущества недействительными не требуется.

    В связи с удовлетворением встречного искового заявления ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» отсутствуют основания для удовлетворения заявленных в настоящем деле исковых требований ФИО1

    Доводы ФИО1 о применении последствий пропуска срока исковой давности к требованиям встречного иска, судом отклоняются.

    В соответствии с положениями ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

    Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.

    В рассматриваемом случае ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» заявлены встречные исковые требования по своему содержанию, свидетельствующие о негаторном иске, т.е. устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом.

    Указанный в иске земельный участок (кадастровый ) был передан в федеральную собственность и предоставлен музею-заповеднику на праве оперативного управления на основании распоряжения Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ; Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

    В указанных выше нормативных актах, а также в предоставленном музеем-заповедником суду свидетельстве о праве собственности на земельный участок не содержалась информация о наложении границ.

    Отклоняя довод ФИО1 о пропуске музеем-заповедником срока исковой давности, суд также исходит из того, что исходя из принципа справедливости, нельзя рассматривать данный правовой институт в качестве способа легализации незаконного приобретения имущества в ущерб интересов собственника, лишенного его помимо воли.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что законодатель в пределах своей дискреции вправе устанавливать, изменять и отменять сроки исковой давности в зависимости от цели правового регулирования и дифференцировать их при наличии к тому объективных и разумных оснований, а также закреплять порядок их течения во времени, с тем чтобы обеспечивались возможность исковой защиты права, стабильность и предсказуемость правового статуса субъектов правоотношений. Соответственно, пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ сформулирован так, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела (определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -, от ДД.ММ.ГГГГ -О, постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П).

    Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ - указал, что день получения истцом (заявителем) информации о тех или иных действиях и день получения им сведений о нарушении этими действиями его прав могут не совпадать. При таком несовпадении для исчисления исковой давности имеет значение именно осведомленность истца (заявителя) о негативных для него последствиях, вызванных поведением нарушителя.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        р е ш и л:

Встречное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании недействительным распоряжения в части предоставления земельных участков в собственность, признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельные участки, признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков, истребовании земельных участков, применении последствий недействительности сделок - удовлетворить.

Признать недействительным Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ                       «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Любимовка» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>», в части предоставления в собственность ФИО2 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ году присвоен кадастровый );

Признать недействительным Свидетельство на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

Признать недействительным Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ                        «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Любимовка» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>», в части предоставления в собственность ФИО8 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый );

Признать недействительным Свидетельство на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

Признать недействительным Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ                        «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Любимовка» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>», в части предоставления в собственность ФИО9 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

Признать недействительным Свидетельство на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ г. присвоен кадастровый ).

Признать недействительными (ничтожными) договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ФИО2 и ФИО7; договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ФИО8 и ФИО7; договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между ФИО9 и ФИО7.

Истребовать из незаконного владения ФИО10 в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>,                        <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., кадастровый ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером .

Решение является основанием для исключения сведений в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности ФИО10 на:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., кадастровый ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровым номером

Установить, что настоящее решение суда служит основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета сведений:

- о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., кадастровый ;

- о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровый .

- о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 700,00 кв.м., с кадастровый .

В удовлетворении искового заявления ФИО1 об установлении реестровой ошибки, устранении пересечения земельных участков путем установления их границ в соответствующих характерных точках координат - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

    Мотивированный текст решения изготовлен 31.01.2024 года.

Председательствующий по делу

судья                                            /подпись/                    Н.В. Моцный

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-138/2024 (2-2834/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дулеба Валентина Владимировна
Ответчики
Матвеев Константин Егорович
ФГБУК "Государственный историко-архиологический музей-заповедник "Херсонес Тврический"
Дулеба Валентина Владимировна
Дударева Светлана Сергеевна
Шульга Светлана Николаевна
Евстафьев Александр Валерьевич
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в республике Крым и городе Севастополе
Правительство Севастополя
Министерство культуры РФ
Сердюк Юлия Александровна
Департамент по имущественным и земельным отношениям города севастополя
Росимущество
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее