Дело № 2-968/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
18 мая 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Лемешко А.С.
при секретаре - Гумперенко Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Наумова ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Наумов В.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: ФИО6, кадастровый номер ФИО6, площадью 450 кв.м., согласно межевого плана от 21.01.2021 подготовленным кадастровым инженером Климовой Е.А., в уточненных координатах. Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: ФИО6 кадастровый номер ФИО6. 16.07.2021 истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении указанного земельного участка. В целях уточнения местоположения границ земельного участка истца в новой системе координат был составлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером Климовой Е.А., в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером ФИО6, расположенного по адресу: ФИО6. 19.07.2021 истцом было получено уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета. 04.10.2021 истцом получено уведомление об отказе государственного кадастрового учета, ввиду не устранения причин, препятствующих осуществлению указанной государственной услуги, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с данным исковым заявлением.
Протокольным определением суда от 11.04.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Истец в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки представителя не представили, ходатайств об отложении не заявляли, письменных возражений не направили.
В силу ч. 1 ст.115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования по направлению ответчикам судебных извещений.
При таком положении суд находит, что ответчики о месте, времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представили.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, истец Наумов В.П. является собственником земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером ФИО6, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения», расположенного по адресу: ФИО6 Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 07.10.2016, запись регистрации №ФИО6, на основании Распоряжения Нахимовской районной администрации в городе Севастополе от 31.12.1999 №2115.
16.07.2021 истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, с целью уточнения местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: ФИО6,
19.07.2021 истцом получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с отсутствием сведений о запрошенном объекте с кадастровым номером ФИО6, расположенного по адресу: ФИО6
В целях уточнения местоположения границ земельного участка истца в новой системе координат был составлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером Климовой Е.А., в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером ФИО6, расположенного по адресу: ФИО6.
Так, согласно заключению вышеуказанного межевого плана, данный межевой план разработан на основе выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, кадастрового плана территории, выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выписки из ЕГРН прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из каталога координат геодезических пунктов, в связи с чем, были произведены работы по уточнению местоположения границы и площади указанного земельного участка.
Согласование с собственником смежного земельного участка расположенного по адресу: ФИО6 не проводилось, так как земельный участок не приватизирован, не образован, и данный участок является домовладением, что не подразумевает собственность на земельный участок, а только подразумевает собственность на объект капитального строительства.
19.07.2021 истцом было получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению от 16.07.2021, ввиду не устранения причин, послужившими основаниями для приостановления государственного кадастрового учета.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона №221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (ст. 7 Закона № 221-ФЗ).
Из ч.7 ст. 38 Закона №221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и ( или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ч.1 ст. 22 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
По правилам части 8 статьи 22 закона №218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Пункт 10 ст. 22 закона №218-ФЗ предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
На основании ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В силу ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца об установлении границ земельного участка подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Наумова ФИО6 - удовлетворить.
Установить границы земельного участка площадью 450 кв.м. кадастровый номер ФИО6, расположенного по адресу: ФИО6, принадлежащего Наумову ФИО6, согласно межевого плана от 21.01.2021 подготовленным кадастровым инженером Климовой ФИО6 в уточненных координатах:
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течении одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 мая 2022 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя А.С. Лемешко