Дело№2-347/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Киреева Д.В.,
при секретаре судебного заседания – Саяпиной Е.Ю.,
с участием: представителя истца – Стеблина А.А.,
ответчиков – Подгорной Н.И., Моренко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым к Подгорной Наталье Ивановне, Моренко Игорю Ивановичу, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушта Республики Крым, Невский Анатолий Владимирович, о сносе самовольно возведенного строения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушта обратилась в суд с иском к Подгорной Наталье Ивановне, Моренко Игорю Ивановичу, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в котором просит:
- обязать Подгорную Наталью Ивановну (<данные изъяты>) и Моренко Игоря Ивановича (<данные изъяты>) снести самовольно возведенный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым №, площадью 304 +/- 4 кв.м., по адресу: <адрес>, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу;
- в случае неисполнения решения суда в течение установленного срока предоставить Администрации г. Алушта Республики Крым право осуществить действия по сносу спорного строения с последующим взысканием с ответчиков понесенных расходов.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым № расположен объект капитального строительства. Расстояние от спорного объекта до границы земельного участка с северной стороны менее 0,3 м.
В Администрацию г. Алушта поступило уведомление от Управления муниципального контроля Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
Комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым принято решение обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствии с установленными требованиями, о чем свидетельствует протокол от ДД.ММ.ГГГГ №.
Протокольным определением от 30.11.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушта Республики Крым.
Протокольным определением от 24.08.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Невский А.В.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, по изложенным в нем доводам.
Ответчики возражали против удовлетворения иска, пояснив, что при частичном демонтаже спорный сарай не будет нужен.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из положений ч. 1 ст. 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Положениями ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических противопожарных и иных правил, нормативов.
Вопрос безопасности возведенного объекта определяется специальными законами, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также иными специальными нормативно-правовыми актами.
Пунктом 8 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 1 ст. 38 ГрК РФ для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений могут устанавливаться ограничения в виде предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе, их площадь, а также ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов.
В случае, если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства и реконструкции капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границ земельного участка, строительная деятельность на таком земельном участке запрещается и в соответствии со ст. 222 ГК РФ возводимый объект признается самовольной постройкой.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Абзацем 3 ч. 2 ст. 222 ГК РФ определено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 года № 595-О-П, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 той же статьи Кодекса последствия в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 11.031998 года № 8-П, определения от 25.03.2004 года № 85-О, от 13.10.2009 года № 1276-О-О, от 03.07.2007 года № 595-О-П, от 19.10.2010 года № 1312-О-О), закрепленные в ст. 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Как следует из материалов дела, Подгорной Н.И. и Моренко И.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-№.
На указанном земельном участке расположен жилой дом общей площадью 108,5 кв.м. с кадастровым №, сарай общей площадью 16,4 кв.м. с кадастровым №, сарай общей площадью 5,9 кв.м. с кадастровым №, сарай общей площадью 11 кв.м. с кадастровым №, летняя кухня общей площадью 20,8 кв.м. с кадастровым №, сарай общей площадью 8,9 кв.м. с кадастровым №, сарай общей площадью 14,8 кв.м. с кадастровым №, сарай общей площадью 6,5 кв.м. с кадастровым №, принадлежащие на праве общей долевой собственности Подгорной Н.И. и Моренко И.И.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым № расположен объект капитального строительства. Расстояние от спорного объекта до границы земельного участка с северной стороны менее 0,3 м.
В Администрацию г. Алушта поступило уведомление от Управления муниципального контроля Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
Комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым принято решение обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствии с установленными требованиями, о чем свидетельствует протокол от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением суда от 20.12.2022 года по делу назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза.
Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что объект капитального строительства, расположенный на земельном участке пл. 304+/-4 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и указанный в акте внепланового выездного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № Управления муниципального контроля Администрации города Алушты Республики Крым, обладает следующими характеристиками: этажность - 1, в том числе подземных 0; высота ~ 2.5 м.; площадью застройки 35,0 кв.м.
Определить дату начала и дату окончания строительства спорного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>, экспертным путем (по визуальному и инструментальному обследованию) не представляется возможным, по причине отсутствия научно-обоснованных методик проведения судебных исследований давности выполнения строительных работ.
Объект капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., частично возведен за границами земельного участка пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>. Площадь наложения спорного объекта капитального строительства на земли муниципальной собственности составляет 5,9 кв.м.
Размещение спорного объекта капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., в границах земельного участка пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>, не противоречит виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Расположение спорного объекта капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., по отношению к границам земельного участка пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а именно: п. 7.1 свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*; п. 5.3.4 свода правил СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»; ст. 38 «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 года № 59/22 (с изменениями); так как здание расположено: на расстоянии 0,35 м. от северо-восточной границы участка со смежным земельным участком с кадастровым №; на расстоянии 0,67 м. от юго-восточной границы со смежным земельным участком с кадастровым №; при минимально регламентированном расстоянии 1,0 м. от границы участка.
Также зафиксирован заступ спорного объекта капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., за границы земельного участка пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым номером № на земли муниципальной собственности на площади 5,9 кв.м.
Конструктивные элементы спорного объекта капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., возведенного на земельном участке пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находятся в удовлетворительном, работоспособном техническом состоянии, т.е. обеспечена их механическая безопасность, и отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, вследствие разрушения или потери устойчивости здания.
Устранить выявленные не соответствия градостроительных и строительных норм и правил при размещении спорного объекта капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., по отношению к границам земельного участка пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>, возможно двумя способами:
- сделать перераспределение границ земельного участка пл. 304+/-4 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>, з/у 4а, для того чтобы соблюсти минимально нормируемые отступы от здания до границы земельного участка, и исключить заступ строения за границы земельного участка. Однако перераспределение нужно производить за счет земель муниципальной собственности, и за счет смежного земельного участка пл. 532 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>, и смежного земельного участка пл. 432 кв.м., с кадастровым № по адресу: <адрес>;
- произвести частичный демонтаж конструкций спорного объекта капитального строительства площадью застройки 35,0 кв.м., для того чтобы соблюсти минимально нормируемые отступы от здания до границы земельного участка и исключить заступ строения за границы земельного участка, с соблюдением требований п. 5.8, п. 5.9 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» и СТО НОСТРОЙ 2.33.53-2011 «Организация строительного производства. Снос (демонтаж) зданий и сооружений».
Судом установлено, что ответчиком возведено капитальное строение, в нарушение градостроительных норм и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта относительно отступов от границ земельного участка, а также относительно наложения спорного объекта на земли муниципальной собственности.
Сведений о том, что ответчики не имели технической возможности осуществить строительство объекта с учетом отклонений от предельных параметров застройки, в материалах дела не имеется.
Помимо прочего, суд полагает необходимым отметить, что возведение строения по границе земельного участка, в том числе с заступами на смежные участки свидетельствует о нарушении права муниципальной собственности и не усматривает оснований для приведения указанного объекта в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
В силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение ст.ст. 35, 56, 57, 68 ГПК РФ, в условиях состязательности и равноправия ответчиками не были представлены какие-либо относимые, допустимые и достоверные доказательства, обосновывающие законность возведенного строения, а также опровергающие доводы истца.
Невыполнение, либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
На основании изложенного, суд полагает, что в данном случае, с целью устранения нарушений и соблюдения минимально нормативных отступов от строения до границ земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и исключения заступа строения – 5,9 кв.м. на границы земельного участка, необходимо произвести частичный демонтаж конструкций объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым №, площадью 304 +/- 4 кв.м., по адресу: <адрес>, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, с соблюдением требований п. 5.8, п. 5.9 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» и СТО НОРСТРОЙ 2.33.53-2011 «Организация строительного производства. Снос (демонтаж) зданий и сооружений».
Нарушения, допущенные ответчиком, соразмерны заявленному в иске способу защиты права.
Ссылки ответчиков на устное согласование с собственником смежного земельного участка границ, суд не может принять в качестве допустимых доказательств, ввиду их несоответствия требованиям закона.
Относительно выявленных нарушений ответчиками прав смежных землепользователей, то суд считает необходимым указать, что они вправе предъявить самостоятельные требования в суд о сносе.
Учитывая объем возведенного строения и как следствие масштаб работ по его сносу, суд полагает целесообразным с точки зрения требований разумности установить срок для его сноса – в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения решения суда – предоставлении права сноса Администрации г. Алушта Республики Крым, с последующим взысканием понесенных затрат с ответчиков.
На основании изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации города Алушты Республики Крым о сносе самовольно возведенного строения – удовлетворить частично.
Обязать Подгорную Наталью Ивановну (<данные изъяты>) и Моренко Игоря Ивановича (<данные изъяты>) произвести частичный демонтаж конструкций объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым №, площадью 304 +/- 4 кв.м., по адресу: <адрес>, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, с соблюдением требований п. 5.8, п. 5.9 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» и СТО НОРСТРОЙ 2.33.53-2011 «Организация строительного производства. Снос (демонтаж) зданий и сооружений».
В случае неисполнения решения суда в течение установленного срока предоставить Администрации г. Алушта Республики Крым право осуществить действия по сносу спорного строения с последующим взысканием с ответчиков понесенных расходов.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в порядке, предусмотренном ст.321 ГПК РФ.
Судья Д.В. Киреев
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2023 года.