Судья Куклев В.В. Дело № 12-58/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 7-447/2022 13 мая 2022 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Литвин И.М. на решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2022, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) от 02.04.2021, оставленным без изменения решением судьи Когалымского го-родского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2022, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» признано виновным в совершении админи-стративного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административ-ному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей за то, что оно в нарушение требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 5 «Правил выполнения работ по лесовосстановле-нию или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с хода-тайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566) (далее – «Правила по лесовосстановлению») в срок до 11.06.2020 не исполнило обязанность по проведению лесовосстановительных работ в связи с вырубкой лесных насаждений на лесном участке, арендованном этим Обществом в соответ-ствии с договором от (дата) № (номер) под объект «Обустройство кустов скважин №№ 20в, 21в, 37, 40 Восточно-Перевального месторождения».
Защитник Литвин И.М. обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит указанные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава адми-нистративного правонарушения.
В судебном заседании жалоба поддержана защитником Гайнулиным С.Р.
Изучив жалобу и проверив дело в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Феде-рации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях установлена административная ответственность за нарушение требо-ваний лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
На момент события рассматриваемого административного правонарушения отношения в области воспроизводства лесов (лесовосстановления, лесоразведения) в связи с рубкой лесных насаждений регулировались нормами главы 4 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ) и подзаконными актами Правительства Российской Федерации, в част-ности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 Правилами по лесовосстановлению.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федера-ции (в ред. от 19.07.2018) за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны были выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой место-рождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстанов-ления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из поданной ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» лесной декларации следует, что рубка лесных насаждений Обществом производилась в период с 01.01.2019 по 11.06.2019.
Исходя из данного факта и приведённой выше редакции части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, должностное лицо Природнадзора Югры и судья городского суда пришли к выводу о том, что у ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» имелась обязанность в течение года после рубки лесных насаждений, т.е. не позднее 11.06.2020, произвести работы по воспроизводству лесов на соответ-ствующей площади, которую Общество к указанному сроку не исполнило, в связи с чем усмотрели в бездействии юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2021 (за исключением отдельных его положений), статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции.
Так, согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ и с учётом положений статьи 43 того же Кодекса лица, использующие леса в целях осуществления геоло-гического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обязаны обес-печить лесовосстановление (лесоразведение) на площади, равной площади выруб-ленных лесных насаждений.
Частью 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ) предусмотрено, что указанные выше лица не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после рубки лесных насаждений в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, или после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в случае, указанном в части 2 настоящей статьи, обеспечивают посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.
В части 5 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ оговорено, что положение части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения проведения агро-технического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, совершённых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учётом этого, по смыслу закона, положения части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ) применяются в отношении рубки лесных насаждений, совершённой после 01.09.2021, в части агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород. То есть, иными словами, в остальной части, касающейся лесовос-становительных работ в виде посадки саженцев, сеянцев основных лесных древес-ных пород, выращенных в лесных питомниках, действие указанной нормы рас-пространяется на отношения, возникшие в связи с рубкой лесных насаждений, до 01.09.2021. Пункт 5 Правил по лесовосстановлению в соответствие с новым законом не приводился и поэтому в части установленного срока выполнения лесо-восстановительных работ применению не подлежит.
Таким образом, новая редакция закона обязывает лесопользователя произ-вести лесовосстановление путём посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после рубки лесных насаждений, а не через год, как это было предусмотрено частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 19.07.2018). В этом смысле новый закон улучшает положение лесопользователя, так как увеличивает срок исполнения возложенной на него обязанности.
По правилу, предусмотренному частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменя-ющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административ-ное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении администра-тивного наказания не исполнено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 2017-О, положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учёту при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимае-мые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступ-ление административной ответственности.
Поскольку статья 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный характер, постольку противоправность и наказуемость описанного в ней деяния определяется нарушением леспользова-телем действующих правил и норм лесного законодательства, регулирующего воспроизводство лесов и лесоразведение. Следовательно, с учётом приведённой выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изме-нение этих правил и норм, улучшающее положение лесопользователя, имеет обрат-ную силу, то есть распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов отраслевого законодательства.
На основании изложенного считаю, что к рассматриваемым по настоящему делу правоотношениям следует применить, как имеющую обратную силу, часть 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ).
С учётом того, что оспариваемое постановление о назначении администра-тивного наказания в законную силу не вступило, по настоящему делу подлежит применению правило, предусмотренное частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что датой окончания произ-ведённой ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» рубки лесных насаждений считается 11.06.2019. Поэтому начинающий течь с этой даты срок исполнения названным юридическим лицом обязанности по производству лесовосстановительных работ в виде посадки на соответствующей площади саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, оканчивается не 11.06.2020, как этой установлено в оспариваемых актах, а 11.06.2022.
При таких обстоятельствах в бездействии ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» состав вменённого этому юридическому лицу административного правонарушения на текущий момент отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного пра-вонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с отсутствием состава административного правонарушения производ-ство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях, с отменой всех оспариваемых правоприменительных актов.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры, вынесенное 02.04.2021 в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2022, принятое по жалобе на это постановление – отменить.
Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (подпись) Д.А. Першаков
КОПИЯ ВЕРНА:
судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков