О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 сентября 2022 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре Усачевой О.А.,
С участием прокурора Атяскиной О.А.,
Представителя административного истца ФИО11
Представителя Думы г.о. Самара ФИО10
Представителя Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1702/2022 по административному исковому заявлению Тарасова Вячеслава Борисовича к Думе г.о.Самара об оспаривании в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утвержденный решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий, проходящих по единому земельному участку, состоящему из трех земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, по адресу: Самарская №.
В судебном заседании представитель административного ответчика Кузнецов П.А. заявил ходатайство о прекращении производства по административному делу в связи с тем, что на очередном заседании Думы городского округа Самара было принято решение Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 год № 182 «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара» (далее - решение Думы от 29 апреля 2022 года № 182), опубликованное в газете «Самарская газета» от 05 мая 2022 года № 95 (7108).
Решение Думы от 29 апреля 2022 года № 182 предусматривает приведение содержания Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ.
Приложения к Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному решением Думы от 29 апреля 2022 года № 182, в том числе Приложение № 4 «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539.
Указанное подтверждает, что оспариваемый нормативный правовой акт был изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самары Беришвили В.Р. в судебном заседании указала, что Генеральный план в редакции решения Думы от 29 апреля 2022 года № 182 не содержит красных линий, в выписке из ИСОГД указано, что документы-основания установления красных линий в границах испрашиваемых земельных участков отсутствуют.
Представитель административного истца Милов А.А. в судебном заседании не возражал против прекращения производства по административному делу.
Представитель Администрации г.о. Самары, Глава городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Письменные отзывы не представили.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, поддержавшего ходатайство представителя административного ответчика, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Названной норме корреспондирует часть 2 статьи 194 КАС РФ о праве суда прекратить производство по административному делу, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что Тарасову В.Б. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №, №. Административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, поскольку он частично находится в границах красных линий, установленных Генеральным планом г.о.Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539. Кроме того, красные линии проходят также по земельным участкам, принадлежащим административному истцу на праве собственности.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании «Самарская Газета», № 59(3852), 3 апреля 2008 (карты и схемы), № 64(3857), 10 апреля 2008 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки – документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о.Самары от 7 февраля 2012 года № 181.
Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», не может содержать положений ему противоречащих.
Вместе с тем, установлено, что решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182 «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», Генеральный план городского округа Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета» от 05 мая 2022 года № 95 (7108).
Утвержденные решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182 Приложения к Генеральному плану городского округа Самара, в том числе Приложение № 4 «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 года № 181.
Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, признание его недействующим с момента вступления в законную силу решения суда не повлияет на объем права и обязанностей административного истца и не приведет к восстановлению его прав и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Тарасова Вячеслава Борисовича к Думе г.о.Самара об оспаривании в части Генерального плана г.о. Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №.
Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья М.А.Панкова