Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-1702/2022 ~ М-1153/2022 от 05.08.2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 сентября 2022 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре Усачевой О.А.,
С участием прокурора Атяскиной О.А.,

Представителя административного истца ФИО11

Представителя Думы г.о. Самара ФИО10

Представителя Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1702/2022 по административному исковому заявлению Тарасова Вячеслава Борисовича к Думе г.о.Самара об оспаривании в части нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Тарасов В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утвержденный решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий, проходящих по единому земельному участку, состоящему из трех земельных участков с кадастровыми номерами , , , категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, по адресу: Самарская .

В судебном заседании представитель административного ответчика Кузнецов П.А. заявил ходатайство о прекращении производства по административному делу в связи с тем, что на очередном заседании Думы городского округа Самара было принято решение Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 год № 182 «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара» (далее - решение Думы от 29 апреля 2022 года № 182), опубликованное в газете «Самарская газета» от 05 мая 2022 года № 95 (7108).

Решение Думы от 29 апреля 2022 года № 182 предусматривает приведение содержания Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ.

Приложения к Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному решением Думы от 29 апреля 2022 года № 182, в том числе Приложение № 4 «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539.

Указанное подтверждает, что оспариваемый нормативный правовой акт был изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самары Беришвили В.Р. в судебном заседании указала, что Генеральный план в редакции решения Думы от 29 апреля 2022 года № 182 не содержит красных линий, в выписке из ИСОГД указано, что документы-основания установления красных линий в границах испрашиваемых земельных участков отсутствуют.

Представитель административного истца Милов А.А. в судебном заседании не возражал против прекращения производства по административному делу.

Представитель Администрации г.о. Самары, Глава городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Письменные отзывы не представили.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, поддержавшего ходатайство представителя административного ответчика, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Названной норме корреспондирует часть 2 статьи 194 КАС РФ о праве суда прекратить производство по административному делу, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что Тарасову В.Б. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами , . Административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , поскольку он частично находится в границах красных линий, установленных Генеральным планом г.о.Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539. Кроме того, красные линии проходят также по земельным участкам, принадлежащим административному истцу на праве собственности.

Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.

Документ официально опубликован в издании «Самарская Газета», № 59(3852), 3 апреля 2008 (карты и схемы), № 64(3857), 10 апреля 2008 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки – документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.

Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.

Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о.Самары от 7 февраля 2012 года № 181.

Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», не может содержать положений ему противоречащих.

Вместе с тем, установлено, что решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182 «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», Генеральный план городского округа Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета» от 05 мая 2022 года № 95 (7108).

Утвержденные решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года № 182 Приложения к Генеральному плану городского округа Самара, в том числе Приложение № 4 «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 года № 181.

Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, признание его недействующим с момента вступления в законную силу решения суда не повлияет на объем права и обязанностей административного истца и не приведет к восстановлению его прав и законных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Тарасова Вячеслава Борисовича к Думе г.о.Самара об оспаривании в части Генерального плана г.о. Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья М.А.Панкова

3а-1702/2022 ~ М-1153/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
Прокуратура Самарской области
Тарасов С.Б.
Ответчики
Дума городского округа Самара
Другие
Глава г.о.Самара
Администрация г.о. Самара
Департамент градостроительства городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация административного искового заявления
08.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2022Подготовка дела (собеседование)
26.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее