Дело №2-121/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Зилаир 22 февраля 2023 года
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Туленкова С.Н.,
при секретаре Киньябаевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зилаирского района Республики Башкортостан об обязании администрацию СП <адрес> сельсовет МР Зилаирский район РБ, Администрацию МР Зилаирский район РБ ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зилаирского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации СП <адрес> сельсовет МР Зилаирский район РБ, Администрации МР Зилаирский район РБ о ликвидации несанкционированной свалки, ссылаясь на то, прокуратурой Зилаирского района РБ, во исполнении п.9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.12.2007г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка соблюдения администрацией СП <адрес> сельсовет МР Зилаирский район РБ природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что на территории СП Зилаирский сельсовет, на земельном участке, расположенном в 2,3 км. юго-восточнее <адрес> РБ, с географическими координатами: широта <данные изъяты>, образовалась свалка бытового и крупногабаритного мусора. На указанном земельном участке размещены твердые коммунальные отходы, строительный мусор, а также иные отходы, что подтверждается актом выездного обследования №145. Истец просил возложить на указанных им ответчиков обязанность ликвидировать данную свалку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебное заседание надлежаще извещенный представитель прокуратуры Зилаирского района РБ не явился.
Представитель администрации СП <адрес> сельсовет МР Зилаирский район РБ в лице главы администрации ФИО2 в судебное заседание не явился, предоставил заявление о признании исковых требований прокурора полностью и о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель администрации МР Зилаирский район РБ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
В п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ).
Из содержания п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, что согласно акта выездного обследования Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ №145 от 26.10.2022г. на территории СП <адрес> сельсовет в 2,3 км. юго-восточнее <адрес> РБ, с географическими координатами: широта 52<данные изъяты>, на территории свалки для сжигания древесных отходов от пилорам предусмотрена яма, на момент осмотра происходило сжигание древесных отходов. Также размещены отходы в виде строительного мусора, остатков древесно-кустарниковой растительности, твердых коммунальных отходов, отходы животноводства. Все отходы находятся непосредственно на поверхности почвы, способ хранения без тары в смеси с другими отходами, ориентировочная общая площадь свалки составляет менее 5,0 га.
Прокуратурой Зилаирского района РБ проведена проверка исполнения администрацией СП <адрес> сельсовет природоохранного законодательства и законодательства об обращении с отходами, в ходе которой установлено, что на территории администрации СП <адрес> сельсовет на земельном участке расположенном в 2,3 км. юго-восточнее <адрес> РБ, с географическими координатами: широта <данные изъяты> имеется несанкционированная свалка, что подтверждено актом проверки от 07.11.2022г.
Согласно объяснения главы администрации СП <адрес> сельсовет ФИО2, что действительно на территории сельского поселения в <адрес> имеется несанкционированная свалка, с нарушениями согласен, принимаются меры для устранения несанкционированной свалки.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2)
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Наличие несанкционированной свалки противоречит санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 42-128-4690-88", утвержденным Министерством здравоохранения СССР от 05.08.1988 №4690-88.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
При таких обстоятельствах, в силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района Зилаирский район РБ, ответственность по его надлежащему содержанию возлагается на органы местного самоуправления муниципального района, на администрацию СП <адрес> сельсовет и администрацию МР Зилаирский район РБ, обязанность ответчиков по ликвидации несанкционированной свалки в границах заявленных земельных участков установлена законом, ненадлежащее исполнение ими требований природоохранного законодательства влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами, поскольку непринятия мер по ликвидации свалки, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Зилаирского района Республики Башкортостан об обязании администрацию СП <адрес> сельсовет МР Зилаирский район РБ, Администрацию МР Зилаирский район РБ ликвидировать несанкционированную свалку отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Зилаирский район РБ, администрацию муниципального района Зилаирский район РБ ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории сельского поселения <адрес> сельсовет МР Зилаирский район РБ на земельном участке расположенном в 2,3 км. юго-восточнее <адрес> РБ, с географическими координатами: широта 52<данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья С.Н. Туленков
Мотивированный текст решения изготовлен 27.02.2023г.