Дело 5-89/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении.
«09» сентября 2022 г. с. Троицкое
Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Якин А.А., рассмотрев поступивший в суд материал об административном правонарушении в отношении Николаева Владимира Евгеньевича, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Николаев В.Е. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КРФоАП.
Протокол об административном правонарушении в отношении указанного лица направлен в суд должностным лицом ОМВД России по Нанайскому району сопроводительным письмом.
Ознакомившись с представленными материалами, судья пришел к выводу, что протокол не может быть принят к производству суда для рассмотрения по существу в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно пункту 1 ст. 28.2 КРФоАП о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (п. 2 ст. 28.2)
Частью 1 ст. 20.1 КРФоАП предусмотрена ответственность для физических лиц за мелкое хулиганство, то есть, за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
По смыслу диспозиции вышеуказанной части статьи 20.1 КРФоАП, административная ответственность наступает за умышленные активные противоправные действия, выражающие явное неуважение к обществу, совершаемые в общественном месте, в присутствии иных лиц, сопровождаемые альтернативными действиями, в том числе нецензурной бранью, в результате которых нарушается общественный порядок.
В силу положений закона, судья рассматривает дело об административном правонарушении по тому обвинению, которое сформулировано в протоколе об административном правонарушении, и не вправе расширять объем предъявленного обвинения.
Из содержания текста протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> минут, Николаев, совершил мелкое хулиганство, а именно, находясь в общественном месте коридора общежития № по адресу <адрес>, умышленно выражал явное неуважение обществу, выражаясь грубой нецензурной бранью, вел себя агрессивно, чем оскорблял честь и достоинство, и общественную нравственность, данные действия совершил в состоянии алкогольного опьянения, тем самым нарушил общественный порядок.
Понятия «честь» и «достоинство» это духовные категории личности конкретного человека, на которые может посягать правонарушитель, а «общественная нравственность» - это общественные отношения, основанные на определенных этических и моральных правилах поведения в обществе, и охраняемые, в том числе, КРФоАП.
Чьи честь и достоинство, свою или иного лица, оскорбил нецензурной бранью Николаев, из протокола не усматривается. Также в протоколе нет сведений о том, в присутствии кого Николаев выражался нецензурной бранью в общественном месте.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ, административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.
В силу Закона, протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КРФоАП).
Протокол об административном правонарушении в отношении Николаева В.Е. составлен должностным лицом ОМВД по Нанайскому району ДД.ММ.ГГГГ, а принесен с прилагаемыми к нему материалами в Нанайский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 28.8 КРФоАП.
Частью 4 ст. 29.6 КРФоАП установлен сокращенный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде административного ареста - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу положений ч. 3 ст. 25.1 КРФоАП, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КРФоАП создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:
- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;
- санкция статьи (части статьи) КРФоАП, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;
- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
При этом, по смыслу Закона, по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.
В настоящем случае лицо, привлеченное к административной ответственности - Николаев В.Е. самостоятельно не явился в зал судебного заседания, и не был доставлен в суд вместе с протоколом об административном правонарушении.
Фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения Николаеву В.Е. административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества, но сведений о том, что Николаев В.Е. извещен о времени рассмотрения протокола, а именно дате и времени, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в прилагаемых к нему материалах, нет.
При указанных обстоятельствах, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела, подлежит возвращению должностному лицу, составившему протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КРФоАП, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 29.4 КРФоАП
ОПРЕДЕЛИЛ:
Вернуть участковому уполномоченному полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Нанайскому району ФИО3 протокол об административном правонарушении в отношении Николаева Владимира Евгеньевича, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КРФоАП и прилагаемые к протоколу материалы, для устранения существенных недостатков, препятствующих рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.
Судья: А.А. Якин