Дело №2-99/2024
УИД 24RS0034-01-2023-000591-13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированная часть)
с. Шалинское
Красноярского края 14 февраля 2024 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Капошко Д.Г.,
при секретаре Боус Р.В.,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Манского района Красноярского края Булкшас К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края к Неменующей М.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд к Неменующей М.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Исковые требования аргументированы тем, что проведенной прокуратурой Березовского района Красноярского края проверкой установлено, что 26.05.2023 на земельном участке по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером № находящийся в собственности Неменующей М.В., обнаружено несанкционированное накопление отходов от строительства и ремонта (грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; мусора от сноса и разборки зданий; битый кирпич, б/у асфальтовое покрытие и пр.). Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом изложенного прокурор просит обязать Неменующей М.В. ликвидировать несанкционированную свалку отходов строительства и ремонта, путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Манского района Красноярского края Булкшас К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Неменующей М.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела путем направления заказной корреспонденции по адресу, указанному в исковом заявлении, а также адресу согласно информации МП ОП № 1 МО МВД России «Уярский» (дислокация с. Шалинское), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении заседания не ходатайствовала.
Принимая во внимание требования ст. ст. 113, 117 ГПК РФ, наличие в деле данных о судебном извещении, суд приходит к выводу, что неявка ответчика, представляет собой его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому с учетом положений ст. ст. 167 ГПК РФ не является преградой для рассмотрения дела в его отсутствие. В связи с чем суд, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
Представитель третьего лица администрации Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений и возражений не представил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под обращением отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.ч. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон N 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Таким образом, собственники обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридически и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результат ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно выписке из ЕГРН, Неменующей М.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером №.
Согласно акту выездного обследования управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> от 26.052023 и фототаблицей к нему, на вышеуказанном земельном участке обнаружена древесно-кустарниковая растительность, на склоне оврага в южной части находится мусор, отходы строительства. Участок по целевому назначению не используется, площадь захламления составляет 100 кв.м. +/- 10 кв.м.
Несоблюдение Неменующей М.В. требований вышеприведенных правовых норм, нанесение вреда плодородному слою земли нарушает законные интересы прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Каких-либо возражений, относительно заявленных исковых требования ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края к Неменующей М.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Неменующей М.В. ликвидировать несанкционированную свалку отходов строительства и ремонта, путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Неменующей М.В. в доход местного бюджета (муниципального образования Шалинский сельсовет <адрес>) государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Д.Г. Капошко
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2024