производство №
УИД 18RS0№-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года <адрес>
Устиновский районный суд <адрес> Республики в составе судьи Хайминой А.С., при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца Рязанова ФИО8 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» к Скворцовой ФИО9 о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Скворцовой ФИО10 (далее – ответчик), которым просило возложить на собственника <адрес> предоставить свободный доступ к общедомовому стояку канализации для выполнения замены аварийного участка, взыскать с ответчика в пользу истца сумму оплаченной государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что многоквартирный <адрес> находится под управлением истца. Ответчик не предоставляет доступ в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение – <адрес> указанного дома для проведения ремонтных работ по замене аварийного участка в общедомовой системе водоотведения.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
МУП СПДУ является управляющей компанией, осуществляющей услуги по содержанию и техническому обслуживанию дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в исковом заявлении указывает, что в феврале 2023 года в адрес МУП СпДУ поступила заявка от собственника <адрес> о затоплении сверху, а именно протекает общедомовая система водоотведения.
Собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является Скворцова О.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-66784381 от ДД.ММ.ГГГГ.
В <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, что подтверждается сведениями, предоставленными отделом адресно-справочной работы УВМ МВД по УР.
Согласно поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Скворцова О.В., ФИО5, ФИО6
В соответствии с уведомлениями о плановом осмотре общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме Скворцова О.В. уведомлялась о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 09.00 и ДД.ММ.ГГГГ в 09.00 часов будет осуществлен осмотр общедомовых инженерных сетей, расположенных внутри принадлежащей ей квартиры.
Из актов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске в жилое помещение № многоквартирного <адрес> усматривается, что ответчик не предоставляет доступ в квартиру для проведения аварийных работ (замена стояка канализации) внутри помещения.
Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, пояснения представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 и 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно подпункту "д" пункта 10 приведенных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, доживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно подпункту "з" пункта 11 приведенных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил №).
По смыслу приведенных выше положений Правил № общее имущество требует постоянного контроля за его состоянием, что предполагает его периодический осмотр.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №).
Из раздела II Правил № следует, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания.
Пунктом 1.8 Правил № установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе посредством проведения осмотров.
Как следует из п. 2.1 Правил № целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №).
Согласно пп. "в" п. 31 Правил № исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 21 названных правил.
На основании пп. "е" п. 34 Правил № потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 названных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая вышеизложенное, требование истца как управляющей домом организации к ответчику, являющемуся собственником помещения в составе управляемого истцом многоквартирного дома об обеспечении доступа к общедомовому стояку канализации, являющемуся общедомовым имуществом основано на законе, поскольку не предоставление такого доступа препятствует исполнению истцом принятого договором управления обязательства по созданию благоприятных и безопасных условий проживания.
Из представленных документов, составленных работниками МУП СпДУ следует отсутствие требуемого доступа к общедомовому стояку канализации в квартире ответчика. Доказательства исполнения обязанности ответчиком не представлено. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о всех принятых истцом мерах для исполнения договора управления и создания собственникам помещений дома безопасных условий проживания.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о наличии оснований для ограничения прав ответчика на неприкосновенность жилища и обоснованности заявленного истцом требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные судебные расходы.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
При обращении в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ №, которая, с учетом принятого судом решения, подлежит возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (ОГРН 1021801592570, ИНН 1834028950) к Скворцовой ФИО11 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС (№) о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение удовлетворить.
Возложить на Скворцову ФИО12 обязанность в течение пяти календарных дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для выполнения работ, связанных с заменой аварийного участка в общедомовом стояке канализации.
Взыскать со Скворцовой ФИО13 в пользу Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Устиновский районный суд <адрес> Республики.
Судья А.С. Хаймина
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.С. Хаймина