Дело 2-1310/19г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2019 года г. Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгуновой З.Б., при секретаре - Магомедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Роспотребнадзора по РД к ИП Бабаеву ФИО8 о приостановлении деятельности осуществляемой с нарушением санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с иском к ИП Бабаеву А.З. о приостановлении деятельности осуществляемой с нарушением санитарного законодательства, указав при этом, что во исполнении протокола совещания у врио зам.Председателя Правительства РД по вопросу увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет РД в отрасли розничной торговли горюче-смазочными материалами и газом проведено санитарно-гигиеническое обследование в отношении АГЗС «Гулкаспий», расположенного по адресу: г.<адрес> в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель истца – Магомедов Г.А. исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям, при этом пояснил суду, что после обращения в суд все нарушения требования санитарно-эпидемиологических правил ответчиком устранены, за исключение требования о соблюдении санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании представитель ответчика – Элифханов У.Р. возражал против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что в настоящее время устранены указанные в акте нарушения санитарных правил. Что касается нарушения санитарно-защитной зоны в части несоблюдения нормативного состояния в размере 100 м. от АЗС до границ жилых домов, считает, что согласно изменениям №4 от 25.04.2014 к СанПиН санитарно-защитной зоны для автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств сжиженным углеводородным газом составляет 50м. Из акта специалиста видно, что расстояния АЗС до ближайшего жилого дома составляет 80м.
Кроме того, АЗС «Гулкаспий» была введена в эксплуатацию актом от 28.04.1999 государственной комиссией по приемке законченного строительством объекта, согласованным с уполномоченным должностным лицом органом санэпиднадзора РД, что подтверждает отсутствие на момент ввода в эксплуатацию данной АЗС жилых пристроек на расстояние санитарно-защитной зоны.
При этом также пояснил суду, что строительство многоквартирного дома на близлежайшем земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:429 начато несколько лет назад, при том, что АЗС «Гулкаспий» существует с 1999 года.
В судебное заседание ответчик – ИП Бабаев А.З., будучи надлежаще извещенный о судебном разбирательстве, не явился.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно почтовому уведомлению, судебное извещение о времени и дате судебного заседания назначенного на 26.04.2019, ИП Бабаевым А.З. было получено 23.04.2019, то есть заблаговременно до судебного заседания.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Учитывая, что ответчик в судебное заседание не явились, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил об отложении рассмотрения дела.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 1 вышеназванного Закона государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы определены как нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу п. 2 ст. 2 Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 11 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 мая 2003 г. N 100 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, согласно п. 1.1 которых, санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании". Согласно п. 1.2, 1.3, 2.13 Правил, настоящие Санитарные правила являются нормативно правовым документом, определяющим гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих. Требования Санитарных правил являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности (кроме горнорудной и угольной), транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Указанная обязанность не ставится в зависимость от того, какие действия необходимо осуществить для выполнения требований, и предусмотрено ли это видами деятельности общества.
Как следует из акта санитарно-эпидемиологического обследования автозаправочных станций расположенных на территории Махачкалы от 11.12.2018 в отношении АЗС «Гулкаспий», расположенной по адресу: г.<адрес> проведена проверка в ходе которой установлено, что санитарно-гигиеническое состояние АЗС удовлетворительное. Также в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1.Не соблюдается нормированное расстояние (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние до ближайшего жилого дома – 80 м.), что является нарушением требований п.7.1.12, КЛАССА 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитной зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2.Не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
3.Не представлена санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельнодопустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1, п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» вышеперечисленное является нарушением ст. 11, ч.З ст.20, Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (представленное санитарно-эпидемиологическое заключение;
4.Не представлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работниками, что является нарушением требований ст.34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
5.Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»);
6. Работники АЗС не обеспечены спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
7.Не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории АЗС, что является нарушением п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
8. Отсутствует уголок потребителя в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании представить истца не оспаривал факт того, что в настоящее время ответчиком устранены все нарушения требований санитарных-эпидемиологических правил, за исключение требования о соблюдении санитарно-защитной зоны, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования частично.
Требования истца о необходимости соблюдения размера санитарно-защитной зоны со ссылкой на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитной зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» суд находит необоснованными по следующим основаниям:
Согласно акту государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительство от 26.08.1999 заказчик в лице Гулмагомедова М. принял АЗС «Каспий» по адресу: <адрес>.
Согласно договору аренды имущества от 03.09.2018, ИП Бабаев А.З. арендовал у Гулмагомедова М.А. земельный участок с расположенной на ней автозаправочной газовой станцией по адресу: <адрес>, в целях розничной торговли сжиженного углеводородного газа.
Согласно сведения публичной карты земельный участок с кадастровым номером № на котором расположен многоквартирный жилой дом сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.09.2005 года.
Из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в ред. изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 сентября 2010 года N 122) следует, что требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно- экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При этом к источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека отнесены объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Из буквального толкования данного положения следует, что СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяется только в отношении вновь строящихся и реконструируемых промышленных объектов и производств.
Принимая во внимание, что согласно материалам дела «АЗС Гулкаспий» возведено в 1999 году суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанностей, обусловленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования управления Роспотребнадзора по РД к ИП Бабаеву ФИО9 о приостановлении деятельности осуществляемой с нарушением санитарного законодательства, удовлетворить частично.
Признать действия ИП Бабаева ФИО1 №, ИНН 056102116906 осуществляющего деятельность по реализации жидкого топлива и газа по адресу: <адрес> с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, противоправными.
Обязать ИП Бабаева ФИО10 обеспечить:
1.Проведение производственного контроля, в соответствии требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст.32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения»;
2.Проведение периодических медицинских осмотров работников, в соответствии требований ст.34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
3.Осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АГЗС отходов, (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»);
4.Уголком потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АГЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7.02.1992г;
5.Централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории АГЗС, в соответствии п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
6.Работников АГЗС спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В мотивированном виде решение изготовлено 06 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.
Председательствующий Айгунова З.Б.