№ 2-782/2024
24RS0056-01-2023-004762-11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 16 мая 2024 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Гонштейн О.В.,
при секретаре Хаменкове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Люкс» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ООО «Люкс» о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, мотивируя свои требования следующим.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки, проведенной территориальным отделом Роспотребнадзора в <адрес> по требованию прокуратуры Красноярского края обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- юридическим лицом ООО «Люкс» не разработана и не согласована с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора программа производственного контроля качества питьевой воды, в соответствии с правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10, согласно перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требований к установлению частоты отбора проб, что является нарушением требований статей 11, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ; пункта 77, 79, приложения № 2- № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (факт совершения выявленных нарушений подтверждается актом выездной проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ
- юридическим лицом ООО «Люкс» не осуществляется производственных контроль качества питьевой воды, что является нарушением требований статей 11, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ; раздела IV пункта 77; приложения 2 пункта 5, приложения № 4, пункта 4 таблицы 3; приложения № 7 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (факт совершения выявленных нарушений подтверждается актом выездной проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ).
На момент предъявления настоящего искового заявления ответчиком нарушения санитарного законодательства не устранены.
Организацией, которая осуществляет на территории <адрес> холодного водоснабжения является ООО «Люкс» (распоряжение № № от ДД.ММ.ГГГГ, договор № № от ДД.ММ.ГГГГ, решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
Просит суд возложить на ответчика обязанность разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), в дальнейшем осуществлять производственный контроль качества подаваемой воды в соответствии с вышеуказанной программой в срок до 31.12.2023.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена администрация города Красноярска.
В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не явился, извещен, ранее в лице представителя Казакова А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ООО «Люкс» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания гражданского дела извещался надлежащим образом, заблаговременно, заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил.
Представители третьих лиц администрации Козульского района Красноярского края, администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания гражданского дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, в соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются настоящим Федеральным законом.
Часть 3 ст. 1 данного закона предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. « 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пункта 6 статьи 25 указанного Закона, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды. Порядок осуществления производственного контроля качества горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 10 (далее Правила), устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение.
В п. п. 5, 7, 17, 19 Правил осуществления производственного контроля качества безопасности питьевой воды, горячей воды указано: производственный контроля осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее-программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требовали санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Люкс» зарегистрировано в качестве юридического лица, к видам которого в том числе относится: торговля паром и горячей водой (тепловой энергией); забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Территориального отдела в <адрес> в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены частично, на ООО «Люкс» возложено обязанность довести качество питьевой воды из водоразборной колонки, по адресу: <адрес> по химическому показателю до гигиенического норматива, именно содержание железа до норматива не более 0,3 мг/дм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено вышеуказанным решением, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № ООО «Люкс» присвоен статус гарантирующей организации для осуществления водоснабжения на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> района Красноярского края и ООО «Люкс» заключен договор аренды муниципального имущества № №, согласно которого ООО «Люкс» передано во временное владение и пользование муниципальное имущество. Передаваемое имущество включено в перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности МО «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ требованием прокуратуры Красноярского края о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю возложена обязанность провести внеплановую выездную проверку по факту обращения ФИО8 о ненадлежащем качестве питьевой воды в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора Красноярского края Территориальным отделом в <адрес> принято решение № № о проведении внеплановой выездной проверки в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении деятельности ООО «Люкс» на основании п. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с требованием прокуратуры Красноярского края о проведении контрольно надзорных мероприятий № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту выездной внеплановой проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в <адрес> ФИО9., ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в <адрес> ФИО10., старшим специалистом I разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в <адрес> ФИО11., с привлечением специалистов экспертной организации – филиала <данные изъяты> в г. <адрес>, выявлены нарушения ООО «Люкс» обязательных требований, в том числе:
- юридическим лицом ООО «Люкс» не разработана и не согласована с органами госсанэпид надзора программа производственного контроля качества питьевой воды, в соответствие с правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10, согласно перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требований к установлению частоты отбора проб, что является нарушением требований статей 11, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ; пункта 77, 79, приложения № 2- № 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (факт совершения выявленных нарушений подтверждается актом выездной проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ);
- юридическим лицом ООО «Люкс» не осуществляется производственных контроль качества питьевой воды, что является нарушением требований статей 11, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ; раздела IV пункта 77; приложения 2 пункта 5, приложения № 4, пункта 4 таблицы 3; приложения № 7 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (факт совершения выявленных нарушений подтверждается актом выездной проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ).
На момент рассмотрения дела, доказательств устранения выявленного нарушения стороной ответчика суду не представлено.
На основании изложенного, учитывая, что до настоящего времени нарушения санитарного законодательства, выявленные в ходе плановой выездной проверки деятельности ответчика, не устранены, что влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец в исковом заявлении просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о необходимости установления ООО «Люкс» трехмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для разработки и согласования программы производственного контроля качества воды на объектах водоснабжения расположенных на территории <адрес> района <адрес>, согласованную с территориальным отделом Роспотребнадзора в Красноярском крае, поскольку полагает, что названный срок является разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
Поскольку, в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины, она, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб..
Руководствуясь ст.ст. 194,233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственности «Люкс» о возложении обязанности разработать программу производственного контроля качества воды, возложении обязанности проводить контроль качества питьевой воды в соответствии с СанПиН, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Люкс» разработать программу производственного контроля качества воды на объектах водоснабжения расположенных на территории <адрес> района <адрес>, согласованную с территориальным отделом Роспотребнадзора в Красноярском крае, в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Люкс» в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, проводить контроль качества питьевой воды на объектах водоснабжения, находящихся на территории <адрес> района <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного враче РФ от 28.01.2021 № 3
Взыскать с ООО «Люкс» (ИНН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий /подпись/ О.В. Гонштейн
Решение в окончательной форме изготовлено 04.06.2024
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: О.В. Гонштейн