Дело № 12-45/2023
УИД 59RS0014-01-2023-001360-25
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2023 года г.Верещагино
Судья Верещагинского районного суда Файзрахманова Л.А., ведении протокола судебного заседания секретарем Швецовой Д.С., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Попова А.М.,
рассмотрев жалобу Поповой Натальи Александровны на постановление врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» Мошевой О.Ю. (номер) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя
установил:
Постановлением врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» Мошевой О.Ю. (номер) от (дата) Попова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере две тысячи рублей.
В постановлении указано, что (дата) в отделение по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» по адресу: <адрес> обратилась Попова Н.А. с заявлением о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>. В ходе проверки учетов ВМ МО МВД России «Верещагинский» установлено, что Попова Н.А. проживает с (дата) по (дата) без регистрации, чем нарушила требования пункта 16 Правил регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 713 от 17 июля 1995 года.
Не соглашаясь с составленными в отношении нее протоколом об административном правонарушении и постановлением, Попова Н.А. обратилась с жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование доводов, указывает, что (дата) она снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес> в связи с устройством на работу, на длительные выходные ездила домой к родителям. (дата) обратилась в отделение по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» для регистрации по прежнему месту жительства, до этого проживала по вышеуказанному адресу вместе со своими родителями без регистрации. Считает, что привлечена к административной ответственности незаконно, согласно примечанию к статье, она подпадает под категорию лиц, которые освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение.
Защитник Попов А.М. в судебном заседании на удовлетворении жалобы, настаивал, доводы, изложенные в ней, подтвердил.
Должностное лицо отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы и материалы дела, установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ установлено, что проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного ст. 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Основанием для привлечения Поповой Н.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явились выводы должностного лица о допущенных Поповой Н.А. нарушениях пункта 16 Правил, выразившихся в проживании ей без регистрации по месту жительства с (дата) по (дата)
Однако с состоявшимся по делу постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Таким образом, установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Согласно примечанию к статье 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае, в том числе: если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Попова Н.А. (дата) была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> имея намерение зарегистрироваться в населенном пункте по месту работы, но в ином месте зарегистрирована не была, фактически продолжала проживать по адресу: <адрес> совместно с Д.., Т.., которые являются ее родителями, что подтверждается свидетельством о рождении. Собственниками жилого помещение, расположенного по адресу: <адрес> являются ФИО12 и ФИО13
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, опровергающих утверждение Поповой Н.А. о совместном проживании в жилом помещении с его собственниками, приходящимися родителями заявителя, а также положения пункта 4 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из примечания к статье. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Попова Н.А. подлежит освобождению от административной ответственности за данное правонарушение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае установления по делу иных предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
К таковым следует отнести то обстоятельство, что Попова Н.А. на момент привлечения к административной ответственности проживала без регистрации в жилом помещении, являясь при этом дочерью собственников указанного жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.
При таких обстоятельствах в силу вышеприведенного примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ постановление врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» (номер) от (дата), вынесенное в отношения Поповой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с установлением обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Жалобу Поповой Натальи Александровны удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» (номер) от (дата) вынесенное в отношения Поповой Натальи Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии, путем подачи жалобы, через Верещагинский районный суд Пермского края.
Судья Л.А. Файзрахманова