Дело №2-346/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Большие Березники 16 сентября 2015 года
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Колчиной Л.А.,
при секретаре Смолановой О.А.,
с участием помощника прокурора Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Шакурова Р.Р.,
истца Терехина Н.Е.
представителя ответчика – начальника юридического отдела администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия – Лепёшкиной А.М., действующей на основании доверенности от 16 сентября 2015 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства образования Республики Мордовия,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства финансов Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности прокурора Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов Терехина Н.Е. к администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Имяреков В.С. обратился в суд в интересах Терехина Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении жилого помещения по месту постановки на учет общей площадью не менее 33 квадратных, указывая, что Терехин Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Я.Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и отец Терехин Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерли. Постановлением Главы администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 01 сентября 2014 года №650 Терехин Н.Е. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ему так и не предоставлено. На основании Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Мордовия от 26.03.2013 года №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» просил обязать администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия предоставить Терехину Н.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту постановки на учет общей площадью не менее 33 квадратных метра.
В судебном заседании помощник прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Шакуров Р.Р. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Истец Терехин Н.Е. в судебном заседании поддержал рассматриваемый иск. Пояснил, что не имеет какого-либо жилья на праве собственности, праве пользования.
В судебном заседании представитель ответчика – начальник юридического отдела администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Лепёшкина А.М. исковые требования признала в полном объеме.
Министерство образования Республики Мордовия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представило письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя.
Министерство финансов Республики Мордовия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом и своевременно.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 частью первой статьи 45 Конституции Российской Федерации государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования, при наличии соответствующих обращений в органы прокуратуры.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. 31.12.2014 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 13.07.2015 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
С учетом изложенного прокурор наделен правом обращения в суд, в случае если этого требует защита прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа преследуя цель соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Терехин Н.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В графе мать значится Т.Т.С., в графе отец – Т.Е.Н. (л.д. 10).
Я.Т.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ и Т.Е.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 12-13, 14-15).
Постановлением Главы администрации Большеберезниковского муниципального района №650 от 01 сентября 2014 года Терехин Н.Е. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 6).
Согласно выпискам из домовой книги и похозяйственной книги №2 Терехин Н.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 17,18).
Согласно информации, представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия № 13/001/040/2015-10518 от 30 июля 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Терехина Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимого имущества (л.д. 16).
На основании установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу, что Терехин Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории из числа детей сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, встал на жилищный учет, закрепленного жилого помещения не имеет, то есть имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном вышеназванными нормами права.
В пункте 8 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации значится, что к видам жилых помещений специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится местожительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно пункту 9 статьи 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Закона).
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26.03.2013 № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями».
Пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия № 24-З исполнение полномочий по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования. Норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33-х квадратных метров.
Законом Республики Мордовия № 32-З от 23.04.2013 «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, лицам из их числа на основании заключенных договоров найма специализированного жилого передано органам местного самоуправления – администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранска.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия № 32-З от 23.04.2013 «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Отсюда следует, что обеспечение Терехина Н.Е. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, суд считает, что исследованными в ходе судебного заседания доказательствами доводы исполняющего обязанности прокурора нашли свое подтверждение и поэтому есть все основания для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия предоставить Терехину Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям по месту постановки на учет общей площадью не менее 33 квадратных метров.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья