Дело № 2-1259/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 18 августа 2020 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
с участием: представителя истца – администрации МО Темрюкский район – Куцепаловой Е.В., действующей по доверенности,
представителя ответчика Вальтер К.В. – Никулиной В.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО <адрес> к Вальтер К.В. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Темрюкский район обратилась в суд с иском, в котором просит:
1) запретить Вальтер К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>
2) обязать Вальтер К.В. оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>, на котором расположен объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования «гостиничное обслуживание» (4.7).
В обоснование своих требований истец указал, что управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр принадлежащего ответчику на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <адрес>, по результатам которого установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка общей площадью 2252 кв.м., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - земли населенных пунктов, возведен трехэтажный объект с мансардным этажом капитального строительства гостиничного типа с большим номерным фондом, также имеется информационная вывеска «Дом моряка» с указанием номеров телефона и перечнем предоставляемых услуг.
Согласно общедоступным сведениям сети интернет, по адресу: <адрес>, расположен гостевой дом с наименованием «Дом моряка», а также имеется информация о гостевом доме, номерном фонде, ценах.
В данном случае, усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, Вальтер К.В. на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 23<адрес>
Проведенными в 2018 году и в настоящее время рейдовыми обследованиями Управлением в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, а именно - для эксплуатации гостевого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Вальтер К.В. направлено рекомендательное письмо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления назначена внеплановая выездная проверка использования земельного участка с кадастровым номером <адрес> в отношении Вальтер К.В. Актом проверки установлено, что на указанном земельном участке выявлены признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, квалифицируемого как использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, выразившееся в возведении объекта капитального строительства коммерческого назначения гостиничного обслуживания «Дом моряка». Также, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Вальтер К.В. Управлением направлено предписание об устранении земельного правонарушения в срок <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
При повторном осмотре ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок используется ответчиком не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.
Кроме того, неисполнение Вальтер К.В. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Запорожского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц - его жителей.
В связи с изложенными обстоятельствами, администрация МО Темрюкский район вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца – администрации МО Темрюкский район – Куцепалова Е.В., в судебном заседании предъявленный иск поддержала, заявленные требования уточнила, с учетом уточнений истец просит:
1) применить обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по <адрес>;
2) запретить Вальтер К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> 3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № в качестве гостевого дома, до оформления в установленном законом порядке (назначение объекта недвижимости «Нежилое здание», наименование объекта недвижимости с «Хозблок» на «Гостевой дом»);
3) обязать Вальтер К.В. оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23<адрес>, на котором расположен объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования - гостиничное обслуживание (4.7);
4) указать, что решение суда является основанием для внесения филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.
Представитель ответчика Вальтер К.В. – Никулина В.В., в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточнённых исковых требований.
Представитель третьего лица – администрации Запорожского сельского поселения <адрес>, в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве заместитель главы администрации Ясинская Е.И. просит о рассмотрении настоящего спора в отсутствие представителя третьего лица и принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве представитель Пиценко С.В. просит о рассмотрении настоящего спора в отсутствие представителя третьего лица, и принять решение на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные администрацией МО <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> (далее - Управление), с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером <адрес>, по результатам которого установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка общей площадью 2252 кв.м., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», категории земель населенных пунктов, возведен трехэтажный объект с мансардным этажом капитального строительства гостиничного типа с большим номерным фондом, также имеется информационная вывеска «Дом моряка», с указанием номеров телефона и перечнем предоставляемых услуг.
Согласно общедоступным сведениям сети интернет, по адресу: <адрес>, расположен гостевой дом с наименованием «Дом моряка», а также имеется информация о гостевом доме, номерном фонде, ценах.
По результатам визуального осмотра усматривались признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, Вальтер К.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:<адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - земли населенных пунктов.
Также, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, Вальтер К.В. на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 23<адрес>, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №
№ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГpK РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч.ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора и контроля за использованием земель, в том числе муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст. 72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 260 ГК РФ, ст.ст. 40, 42 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Данная норма корреспондирует с положениями ст.ст. 36 и 58 Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ устанавливается правило, согласно которому, граждане и юридические лица при осуществлении своих прав на земельные участки вправе руководствоваться собственным усмотрением, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Проведенными в 2018 году и в настоящее время рейдовыми обследованиями Управлением в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником (ответчиком) не по целевому назначению, а именно - для эксплуатации гостевого дома.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому, разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). Однако, фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
ДД.ММ.ГГГГ Вальтер К.В. направлено рекомендательное письмо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления назначена внеплановая выездная проверка использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>, в отношении Вальтер К.В. Согласно акту проверки земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на указанном выше земельном участке выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, квалифицируемой как использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, выразившееся в возведении объекта капитального строительства коммерческого назначения гостиничного обслуживания «Дом моряка».
Также, ДД.ММ.ГГГГ Вальтер К.В. Управлением направлено предписание № об устранении земельного правонарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № назначена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении земельного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ранее выявленное нарушение не устранено. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Вальтер К.В. направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении при соблюдении земельного законодательства по использованию земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ специалистом Управления был составлен протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, после чего указанный протокол был направлен мировому судье <адрес>, а также копия - Вальтер К.В.
При повторном осмотре ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок используется не по целевому назначению, вид его разрешенного использования не изменен.
Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектов налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальные образований.
Согласно п. 7 ч.1 ст. 1, ч.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому, любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Приказом Министерства экономического развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому, разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). На указанном земельном участке возможно размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Однако, фактическое использование спорного земельного участка соответствует виду разрешенного использования «гостиничное обслуживание» (код 4.7 - Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них).
Советом Запорожского сельского поселения <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога в Запорожском сельском поселении <адрес>», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Исходя из этого, в отношении земельных участков «для индивидуального жилищного строительства» установлена налоговая ставка в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении иных земельных участков установлена налоговая ставка 1,5%.
Таким образом, неисполнение Вальтер К.В. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Запорожского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц - его жителей.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре.
При этом критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В тех случаях, когда будет доказано, что объекты используются с нарушением целевого использования, уполномоченные органы в установленных законом случаях вправе требовать запрета соответствующей деятельности.
При изложенных обстоятельствах, требования администрации являются законными и обоснованными.
При этом, необходимо отметить, что ДД.ММ.ГГГГ Вальтер К.В. обратился к истцу через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика сообщено о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоятся публичные слушания по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>, имеющего вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», на условно разрешенный вид использование «гостиничное обслуживание».
В судебном заседании представитель истца пояснила, что указанные публичные слушания прошли без каких-либо замечаний.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком предпринимаются необходимые меры для устранения ранее выявленных нарушений градостроительного и земельного законодательства.
Согласно ст. 213 ГПК РФ, суд может обеспечить исполнение решения суда, не обращенного к немедленному исполнению, по правилам, установленным главой 13 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В соответствии с п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства.
Под обеспечением иска понимается совокупность мер, гарантирующих реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Значение этого института состоит в том, что им защищаются права истца на тот случай, когда ответчик будет действовать недобросовестно или когда непринятие мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта. Одна из его основных задач связана с предотвращением потенциальных трудностей, возникающих при реализации решения суда по конкретному делу.
Принятие обеспечительных мер в виде запрета государственному регистратору производить регистрационные действия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о праве на спорное имущество соответствует разъяснениям пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и направлено на сохранение существующего состояния между сторонами.
При этом затруднение или невозможность исполнения решения суда по делу могут быть обусловлены действиями ответчика по оформлению прав на спорный земельный участок и его продаже третьим лицам, либо невозможность исполнения решения в случае переуступки прав после вынесения решения суда.
Соответственно, в рассматриваемом случае обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом исковых требований, направлены на предотвращение отчуждения спорного объекта до исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 213 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск администрации МО Темрюкский район к Вальтер К.В. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка - удовлетворить.
3апретить Вальтер К.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>
Обязать Вальтер К.В. оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>, на котором расположен объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования - гостиничное обслуживание (4.7).
Настоящее решение суда является основанием для внесения филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> изменений в сведения ЕГРН о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес>.
В целях обеспечения исполнения настоящего решения суда, запретить Управлению Росреестра по <адрес> совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>, №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Назаренко
Мотивированное решение суда изготовлено 24.08.2020г.