Дело № 2-55/2023 23RS0027-01-2022-002665-88
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 марта 2023 года г. Лабинск
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Садовниковой С.И.,
при секретаре Дмитриевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарьянова Ивана Михайловича, Харитонова Михаила Евгеньевича к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об исправлении реестровой ошибки,
установил:
Зарьянов И.М., Харитонов М.Е. обратились в суд с иском к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об исправлении реестровой ошибки.
В обоснование иска указано, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ###:370 площадью 104 +/- 3,57 кв.м., расположенный по адресу: <...>, 45/1, а также земельный участок с кадастровым номером ###:24 площадью 182 кв.м., распложенный по адресу: Россия, Краснодарский край, гор. Лабинск, ул. Глущенко, 45. Данные земельные участки были образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ###:22, расположенного по адресу: <...>, 45, также принадлежавшего истцам на праве общей долевой собственности на момент его раздела, что подтверждается схемой раздела указанного земельного участка и выпиской из ЕГРН от 12.10.2016 года. На образованном в результате указанного раздела земельном участке с кадастровым номером ###:370 располагается нежилое здание литер «А», в отношении которого истцам необходимо провести кадастровые работы с целью получения технического плана указанного здания для постановки его на кадастровый учет. В соответствии с заключением кадастрового инженера Отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Лабинску от 02 мая 2022г., в ходе проведения кадастровых работ в отношении указанного здания было выявлено, что фактическая граница здания литер «А» частично пересекает границы земель общего пользования и выходит за границы исходного земельного участка с КН ###:370 на кадастровом плане территории. При этом местоположение границ здания литер «А» по адресу <...>, 45/1, было определено кадастровым инженером с использованием спутниковой геодезической аппаратуры, в связи с чем, имеется основание полагать о наличии реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земель общего пользования. Учитывая, что сведения имеющихся в материалах дела о площади и конфигурации границ земельных участков с кадастровыми номерами ###:370 и ###:24, противоречат сведениям о местоположении объектов, существующих на местности более 15 лет, полученным в ходе исследований - в результате производства межевых работ была допущена ошибка, воспроизведенная в ЕГРН, данная ошибка является реестровой ошибкой, с требованиями об исправлении которой истцы обратились в суд.
В судебное заседание представитель истцов по доверенности – Яковенко М.Ю. не явился. Представил суду уточненное исковое заявление, в котором в интересах истцов просит суд: признать реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ###:370 площадью 104 +/- 3,57 кв.м., расположенного по адресу: <...>, 45/1, а также земельного участка с кадастровым номером ###:24 площадью 182 кв.м., распложенного по адресу: Россия, Краснодарский край, гор. Лабинск, ул. Глущенко, 45; исправить реестровую ошибку в сведениях об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ###:370 площадью 104 +/- 3,57 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, гор. Лабинск, ул. Глущенко, 45/1, путем утверждения каталога исправленных координат характерных точек по варианту, предложенному в заключении эксперта № 428-2022 от 16.02.2023г., составленному экспертами Ф,И.О.10; исправить реестровую ошибку в сведениях об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ###:24 площадью 182 кв.м., распложенного по адресу: Россия, Краснодарский край, гор. Лабинск, ул. Глущенко, 45, путем утверждения каталога исправленных координат характерных точек по варианту, предложенному в заключении эксперта № 428-2022 от 16.02.2023г., составленному экспертами Ф,И.О.11; разъяснить, что данное решение является основанием для внесения в ЕГРН регистрирующим органом сведений об исправлении указанной выше реестровой ошибки. В тексте уточненного заявления представитель истцов просит суд о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика – администрации Лабинского городского поселения Лабинского района – Долголева А.С., уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, по существу дела полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - межмуниципального отдела по Лабинскому и Курганинскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю – Абдурахманова Е.Ч. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, по существу дела полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального отдела по Лабинскому району ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ», надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, судебное заседание не явился.
Суд, руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся сторон по делу.
Суд, исследовав письменные доказательства, удовлетворяет уточненные исковые требования по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу п. 4 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с п. 6 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В судебном заседании установлено, что экспертами ООО «Спецэкспертиза» Ф,И.О.13., в ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы по делу (заключение эксперта №428-2022), выявлено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами ###370 и ###:24, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют фактическим границам, имеющимся на местности. Несоответствие заключается в следующем: границы земельного участка с кадастровым номером ###:370, согласно ведениям ЕГРН, пересекают существующее здание литер «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером ###:370, расхождение составляет до 3,04 м.; границы земельного участка с кадастровым номером ###:370, согласно ведениям ЕГРН, пересекают существующие объекты, расположенные на соседнем земельном участке, заступ составляет 0,73 м.; фактические границы земельного участка с кадастровым номером ###:370 (проходят по строению литер «А», расположенному на земельном участке с кадастровым номером ###:370) пересекают границы земель общего пользования, заступ составляет до 3,04 м.; границы земельного участка с кадастровым номером ###:24, согласно ведениям ЕГРН, пересекают существующее здание литер «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером ###:24, расхождение составляет до 2,38 м.; фактические границы земельного участка с кадастровым номером ###:24 (проходят по строению литер «А», расположенному на земельном участке с кадастровым номером ###:24) пересекают границы земель общего пользования, заступ составляет до 2,38 м. Фактические границы земельного участка ###:370 по фасаду проходят о существующему строению литер «А», расположенному на этом земельном участке, Фасадная граница согласно сведениям ЕГРН является смежной с территорией общего пользования, при этом существующее строение пересекает границу земельного участка с кадастровым номером ###:370 согласно сведениям ЕГРН, т.е, имеет место наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером ###:370 на границы земель общего пользования, примыкающих к указанному земельному участку. Площадь наложения составляет 14,4 кв.м. Фактические границы земельного участка ###:24 по фасаду проходят по существующему строению литер «А», расположенному на этом земельном участке, Фасадная раница согласно сведениям ЕГРН является смежной с территорией общего пользования, при этом существующее строение пересекает границу земельного участка с кадастровым номером ###:24 согласно сведениям ЕГРН, т.е. имеет место наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером ###:24, расположенного по адресу: <...>, 45, на границы земель общего пользования, примыкающих к указанному земельному участку. Площадь наложения составляет 9,7 кв.м. Учитывая, что сведения имеющихся в материалах дела о площади и конфигурации границ земельных участков с кадастровыми номерами ###:370 и ###:24, противоречат сведениям о местоположении объектов, существующих на местности более 15 лет, полученным в ходе исследований - в результате производства межевых работ была допущена ошибка, воспроизведенная в ЕГРН, данная ошибка является реестровой ошибкой. Экспертами разработан вариант исправления реестровой ошибки с учетом требований Земельного Кодекса РФ (л.д. 38-77).
Таким образом, эксперты пришли к выводу, что ошибочное вычисление координат было допущено при межевании, указанные ошибки воспроизведены в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зарьянова Ивана Михайловича, Харитонова Михаила Евгеньевича к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об исправлении реестровой ошибки – удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ###:370 площадью 104 +/- 3,57 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Лабинский район, гор. Лабинск, ул. Глущенко, 45/1,
Признать реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ###:24 площадью 182 кв.м., распложенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Лабинский район, гор. Лабинск, ул. Глущенко, 45.
Исправить реестровую ошибку в сведениях об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ###:370 площадью 104 +/- 3,57 кв.м., расположенного по адресу: <...>, 45/1, путем утверждения каталога исправленных координат характерных точек по варианту, предложенному в заключении эксперта № 428-2022 от 16.02.2023г., составленному экспертами Ф,И.О.17
Исправить реестровую ошибку в сведениях об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ###:24 площадью 182 кв.м., распложенного по адресу: <...>, 45, путем утверждения каталога исправленных координат характерных точек по варианту, предложенному в заключении эксперта № 428-2022 от 16.02.2023г., составленному экспертами Ф,И.О.15
Решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю исправлений реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ###:370 площадью 104 +/- 3,57 кв.м., расположенного по адресу: <...>, путем внесения геодезических данных (координат характерных точек границы земельного участка), по варианту, предложенному в заключении эксперта № 428-2022 от 16.02.2023г., составленному экспертами Ф,И.О.16
Решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю исправлений реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ###:24 площадью 182 кв.м., распложенного по адресу: <...>, путем внесения геодезических данных (координат характерных точек границы земельного участка), по варианту, предложенному в заключении эксперта № 428-2022 от 16.02.2023г., составленному экспертами Ф,И.О.14
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий