Мировой судья – Андреев И.А. Дело № 5-348/2023-12-514/2023
УИД 53MS0004-01-2023-001186-40
РЕШЕНИЕ
г. Великий Новгород 20 июля 2023 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),
с участием прокурора Клюевой Н.В.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Кудрявцевой Н.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области от 07 апреля 2023 года (здесь и далее указана дата изготовления постановления в полном объеме), вынесенное в отношении должностного лица -
главного специалиста-эксперта отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н., <данные изъяты>
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде предупреждения,
установил:
28 февраля 2023 года исполняющим обязанности прокурора Новгородской области Семеновым Д.А. вынесено постановление о возбуждении в отношении главного специалиста-эксперта отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за несоблюдение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о профилактическом мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
По делу вынесено вышеуказанное постановление (резолютивная часть постановления оглашена 04 апреля 2023 года).
В жалобе, поданной в Новгородский районный суд Новгородской области, Кудрявцева Н.Н. ставит вопрос об отмене постановления, приводя доводы об отсутствии состава административного правонарушения, несоответствии выводов мирового судьи фактическим обстоятельствам дела. Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, пропущенного по той причине, что почтовое отправление с жалобой, направленное Кудрявцевой Н.Н. 16 мая 2023 года в адрес мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области, несмотря на получение заявителем уведомления о вручении почтового отправления, сотрудниками почты фактически было не вручено адресату.
Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Кудрявцева Н.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представила, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, ст. 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев в судебном заседании ходатайство Кудрявцевой Н.Н. о восстановлении срока обжалования постановления, с учетом приведенных доводов и представленных заявителем документов судья районного суда считает, что срок обжалования постановления Кудрявцевой Н.Н. был пропущен по независящим от нее обстоятельствам, а потому указанный срок подлежит восстановлению.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Клюевой Н.В., полагавшей жалобу Кудрявцевой Н.Н. не подлежащей удовлетворению, а постановление мирового судьи – законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судья районного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем решении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кудрявцевой Н.Н. к административной ответственности) несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок либо неполной или недостоверной информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются ряд реестров и информационных систем, в их числе, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Согласно частям 2, 3 статьи 19 Федерального закона № 248-ФЗ правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе правила размещения в сети "Интернет" общедоступных сведений, утверждаются Правительством Российской Федерации. Оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий является федеральной государственной информационной системой.
Из положений части 1 статьи 45 Федерального закона № 248-ФЗ следует, что контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия, к которым относится, в числе прочих, объявление предостережения.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 года № 604 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (далее – Правила № 604, а единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий далее также – единый реестр).
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что состав сведений и сроки их внесения в единый реестр приведены в приложении к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 8 Правил № 604 каждой записи в едином реестре, включающей в себя совокупность данных о профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях, актах, решениях контрольных (надзорных) органов, а также результатах досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия. Под учетным номером контрольного (надзорного) мероприятия в целях настоящих Правил понимается номер электронного паспорта профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Номер электронного паспорта профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия присваивается однократно и не может быть изменен, а также использоваться повторно.
В разделе I приложения к Правилам № 604 определены сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятиях в части объявления предостережения, профилактического визита.
Согласно пунктам 10, 12 подраздела «Объявление предостережения» раздела I приложения к Правилам № 604 внесению в единый реестр подлежат, в частности, основания проведения профилактического мероприятия; сведения о содержании предостережения. Срок внесения указанных сведений – в момент вынесения предостережения. Основания проведения профилактического мероприятия вносятся из справочника единого реестра видов контроля по виду контроля с учетом вида контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия, а также характера мероприятия (плановое/внеплановое); сведения о содержании предостережения – путем заполнения текстового поля с кратким описанием и размещения документа.
В соответствии с пунктом 17 Правил № 604 в целях формирования единого реестра контрольные (надзорные) органы:
а) определяют уполномоченных должностных лиц, которым необходимо обеспечить доступ к единому реестру, их полномочия по формированию и заполнению единого реестра;
б) определяют должностное лицо, ответственное за надлежащее и своевременное формирование и заполнение единого реестра уполномоченными должностными лицами, указанными в подпункте "а" настоящего пункта. Перечни ответственных лиц подлежат утверждению руководителем контрольного (надзорного) органа;
в) определяют должностное лицо, ответственное за взаимодействие с оператором единого реестра в целях технического обеспечения работы контрольного (надзорного) органа в едином реестре;
г) организуют получение ответственными лицами сертификатов ключей проверки электронной подписи и ключей электронной подписи;
д) обеспечивают внесение в единый реестр и актуализацию сведений о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях посредством заполнения их электронных паспортов в сроки, установленные приложением к настоящим Правилам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 08 февраля 2023 года прокуратурой Новгородской области проведен мониторинг федеральной государственной информационной системой «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее – ФГИС «ЕРКНМ»), размещенной в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> по результатам которого установлено, что главным специалистом-экспертом отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н. допущено неоднократное в течение одного года нарушение сроков внесения информации о профилактическом мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Так, 26 января 2023 года должностным лицом инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области проведено профилактическое мероприятие – объявлено предостережение ООО «Межмуниципальная управляющая компания «ОкуловкаСервис» (паспорт профилактического мероприятия №), однако, в нарушение пунктов 10, 12 приложения к Правилам № 604 сведения об основаниях проведения профилактического мероприятия и содержании предостережения внесены в ФГИС «ЕКРНМ» только 27 января 2023 года, то есть на следующий день после объявления предостережения.
Также 26 января 2023 года были объявлены предостережения ООО «Управление территориями (паспорт профилактического мероприятия №) и ООО «<данные изъяты>» (паспорт профилактического мероприятия №). Между тем, сведения об основаниях проведения вышеуказанных профилактических мероприятий и содержании предостережений внесены в ФГИС «ЕКРНМ» с нарушением срока, предусмотренного пунктами 10, 12 приложения к Правилам № 604, а именно, 27 января 2023 года.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главного специалиста-эксперта отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ, и привлечения к административной ответственности по указанной норме.
Факт допущенных нарушений подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 февраля 2023 года, распечатками (скриншотами) электронных паспортов профилактических мероприятий с указанными выше номерами, а также иными материалами дела.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу пункта 22 раздела III должностного регламента главный специалист-эксперт отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцева Н.Н. обязана размещать в установленном порядке информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности» (ТОР КНД), а также вносить информацию в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Вопреки доводам жалобы, вывод мирового судьи о наличии в действиях главного специалиста-эксперта отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в постановлении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные в жалобе заявителя доводы о том, что вся необходимая информация про проведенным профилактическим мероприятиям была размещена в ФГИС «ЕРКНМ» 26 января 2023 года без нарушения срока, нельзя признать состоятельными, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами, в том числе, скриншотами электронных паспортов профилактических мероприятий (л.д. 34-41), в которых отражена история изменения профилактических мероприятий.
Доводы заявителя о том, что после внесения сведений для полного объявления предостережения необходимо подписание паспорта профилактического мероприятия в системе усиленной квалифицированной электронной подписью, что ее должностным регламентом не предусмотрено, как и не входит в ее обязанности отслеживание момента подписания, подлежат отклонению.
Действительно, пунктом 10(2) Правил № 604 предусмотрено, что информация о контрольном (надзорном) мероприятии считается внесенной в единый реестр для целей части 4 статьи 19 Федерального закона № 248-ФЗ после утверждения электронного паспорта соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия путем наложения электронной цифровой подписи и при необходимости его согласования с органами прокуратуры.
При этом, указанными Правилами не определено, что наложение электронной цифровой подписи отнесено к исключительной компетенции руководителя контрольного (надзорного) органа и его заместителя.
Таким образом, указанные в жалобе обстоятельства не освобождают главного специалиста-эксперта отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцеву Н.Н. от исполнения возложенных на нее обязанностей по размещению в установленном порядке информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, как прямо предусмотрено пунктом 22 раздела III ее должностного регламента. При этом установленный Правилами № 604 порядок формирования и ведения единого реестра предполагает внесение необходимых сведений в единый реестр в строго регламентированные в Приложении к Правилам сроки. Следовательно, Кудрявцева Н.Н. как должностное лицо, ответственное за надлежащее и своевременное формирование и заполнение единого реестра, была обязана контролировать своевременность и состав сведений, подлежащих внесению в ФГИС «ЕРКНМ». Судья также учитывает, что Кудрявцева Н.Н. в целях надлежащего исполнения возложенных на нее должностных обязанностей не была лишена возможности обратиться к уполномоченному лицу по вопросу получения сертификата ключа проверки электронной подписи, однако доказательства принятия заявителем таких мер отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о том, что деяние, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, совершено должностным лицом – главным специалистом-экспертом отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н. является правильным.
Основанные на ином толковании заявителем положений законодательства доводы и конкретных обстоятельств дела, выводы мирового судьи не опровергают, и не свидетельствуют о том, что были допущены существенные нарушения положений КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Неустранимых сомнений, которые бы толковались в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 1.5 КоАП РФ), по делу не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, равно как и оснований для признания совершенного Кудрявцевой Н.Н. административного правонарушения малозначительным, не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств правовым основанием к отмене постановления не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Кудрявцевой Н.Н. назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление сомнений в законности и обоснованности не вызывает, является правильным, а потому оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья районного суда
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области от 07 апреля 2023 года, вынесенное в отношении главного специалиста-эксперта отдела инспекционного надзора инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Кудрявцевой Н.Н. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу Кудрявцевой Н.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.В. Ящихина