Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2024 года
УИД 51RS0021-01-2023-002448-82
Дело № 2-80/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Сураевой Д.В.
с участием прокурора Ковган Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск к Курдюкову Александру Владимировичу, Тарусиной Ольге Николаевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении,
установил:
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КИО администрации ЗАТО г. Североморск, Комитет) обратился в суд с иском к ФИО1 Курдюкову А.В., Тарусиной О.Н. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении.
В обоснование иска указав, что жилое помещение, расположенное по адресу: ***, находится в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск. На основании ордера от 16.03.1993 № 103 данное служебное жилое помещение было предоставлено ФИО1 как работнику ФГУП «110 электрическая сеть ВМФ» Министерства обороны РФ на состав семьи из 3 человек, включая супругу – Тарусину О.Н., сына – Курдюкова А.В.
Несмотря на то, что ФИО1 из ФГУП «110 электрическая сеть ВМФ» Министерства обороны РФ 16.01.2004 по собственному желанию в связи с переменой места жительства в 2004 г. снялся с регистрационного учета из спорного жилого помещения. Указанное служебное жилое помещение в установленном порядке муниципальному образованию не сдано, члены семьи нанимателя Курдюков А.В., Тарусина О.Н. до настоящего времени зарегистрированы в нем.
После увольнения ФИО1 решение уполномоченного органа о предоставлении ему либо членам его семьи жилого помещения не принималось, ходатайства от какой-либо организации о предоставлении служебной жилой площади также не поступало.
Согласно акту осмотра жилого помещения от 20.09.2023 установлено отсутствие доступа в жилое помещение, со слов соседей в квартире проживает женщина.
Ответчики ограничивают права Комитета как собственника данного жилого помещения, предусмотренные статьями 288, 304 Гражданского кодекса РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, учитывая, что предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением не имеется, Комитет просил признать ФИО1 Курдюкова А.В., Тарусину О.Н. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ***, выселить их из спорного жилого помещения без предоставления другого жилья.
Определением суда от 30.01.2024 производство по гражданскому делу по иску Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, в части требований, заявленных к ответчику ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении прекращено в связи с его смертью в 2014 году.
Представитель истца в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчики Курдюков А.В., Тарусина О.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались по известному месту жительства (регистрации), об уважительности причин неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили. В адрес ответчиков направлялось письмо с разъяснением процессуальных прав, в котором разъяснялись также последствия непредставления доказательств и возможность рассмотрения дела в порядке заочного производства.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений, изложенных в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчиков о месте и времени судебного заседания, в связи с чем в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилья.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом, на основании постановления администрации города Североморска от 19.11.1992 № 617 однокомнатная квартира № *** площадью *** кв.м. в доме № *** по *** по ходатайству 7-й электросети отнесена к числу служебных, для распределения работникам предприятия.
Судом также установлено, что ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в 7 электросети г. Североморска в должности электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики с 15.12.1987 (приказ № 286 от 15.12.1987) по 16.01.2004 (приказ № 32к от 15.01.2004). С 23.05.1994 7 электросеть переименована в 7 Государственное предприятие электрических сетей Военно-Морского флота на основании разрешения командира в/ч *** от 19.04.1994 № 87493 (приказ № 146 от 23.05.1994).
10.01.2001 7 Государственное предприятие электрических сетей Военно-Морского флота переименовано в ФГУП «110 электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны РФ на основании директивы Главного штаба ВМФ № 730/1/0784 от 25.12.1996 (приказ № 24 от 10.01.2001).
На основании постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 1359 предприятие переименовано в ОАО «110 Электрическая сеть».
В дальнейшем реорганизовано путем присоединения к ОАО «Оборонэнерго» и с 31.08.2011 считается вошедшим в состав ОАО «Оборонэнерго» на правах Района электрических сетей «Североморский» филиала «Кольский» ОАО «Оборонэнерго». С 15.08.2016 ОАО «Оборонэнерго» переименовано в АО «Оборонэнерго».
На основании служебного ордера от 16.03.1993 № 103 названное жилое помещение предоставлено во владение и пользование для временного проживания в нем на период трудовых отношений ФИО1. как электромонтеру по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики на состав семьи из 3 человек, включая супругу – Тарусину О.Н. и сына – Курдюкова А.В.
Приказом работодателя от 15.01.2004 № 32к трудовой договор ФИО1 с ФГУП «110 электрическая сеть ВМФ» Министерства обороны РФ расторгнут по инициативе работника на основании пункта 3 статьи 77 ТК РФ.
На основании распоряжения Правительства РФ от 19.10.1996 № 1579-р указанная квартира внесена в реестр муниципального имущества, ее собственником является муниципальное образование ЗАТО г.Североморск, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Североморск от 07.11.2023 № 8267, представленной в материалы дела.
*** ФИО1 умер.
Согласно данным ГОБУ МФЦ МО в жилом помещении по адресу: ***, с 26.03.1993 по настоящее время зарегистрированы по месту жительства ответчики Тарусина О.Н. и Курдюков А.В.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; а также индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
В силу положений раздела IV (ст. 92) Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом в отличие от общего порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 Жилищного кодекса РФ, изменение особого правового режима жилых помещений при передаче в ведение органов местного самоуправления не связывается с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановил: «объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению (жилищные и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения и др.) независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании распоряжения Правительства РФ от 19.10.1996 № 1579-р ряд объектов жилищного фонда отделений морской инженерной службы Северного флота переданы в муниципальную собственность, в том числе жилой дом, в котором проживают ответчики, был передан в муниципальную собственность города Североморска, вследствие чего в силу закона произошло изменение (снятие) особого правового режима служебного жилого помещения.
Доказательств того, что после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность и утраты им в связи с этим статуса служебного жилого помещения данная квартира вновь была отнесена к разряду служебных, истцом по делу не представлено.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ст. 13 указанного Закона дополняет определенный в п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Пунктом 10 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 Кодекса, не могут быть выселены члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Исходя из приведенных положений законодательства и ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие ЖК РФ при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Судом установлено, что Курдюков А.В. с составом семьи из двух человек (сам, его мать Тарусина О.Н.), зарегистрированный по адресу: ***, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
По информации филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» сведения об обеспечении Тарусина Д.В., Курдюкова А.В., Тарусиной О.Н. жилыми помещениями для постоянного проживания, жилищной субсидией или государственными жилищными сертификатами за счет средств Министерства обороны РФ, отсутствуют.
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, принимая во внимание, что Тарусина О.Н., Курдюков А.В. были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях в качестве членов семьи работника, которому предоставлено служебное жилое помещение, в собственности иных жилых помещений они не имеют, на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.) ФИО1 проработал в ФГУП «110 электрическая сеть ВМФ» Министерства обороны РФ более 10 лет, а с 2013 года Курдюков А.В. (составом семьи 2 человека) состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в настоящее время Курдюков А.В. и Тарусина О.Н. продолжают находиться на указанном учете, не имеют на праве собственности иного жилого помещения, суд приходит к выводу, что прекращение трудовых отношений с ФИО1 не является безусловным основанием для прекращения права пользования жилым помещением и выселении Курдюкова А.В. и Тарусиной О.Н., поскольку на ответчиков распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а потому имеются основания, исключающие прекращение права пользования ответчиков жилым помещением и выселение их из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что в 1996 году при передаче спорного жилого помещения в собственность муниципального образования оно утратило статус служебного жилья, суд не находит оснований для признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и выселении из него, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск к Курдюкову Александру Владимировичу, Тарусиной Ольге Николаевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении – отказать.
Ответчик/ответчики вправе подать в Североморский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Ответчиком/ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Н. Курчак