РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2019 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Низовой Ю.Е.,
при секретаре Хобиной Н.В.,
с участием истца Батыраева Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батыраева С.Г., Батыраева Р.С., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, к Администрации города Нягани о понуждении ко включению вагона в Реестр приспособленных для проживания строений и признании права на участие в программе,
установил:
Батыраев С.Г., Батыраев Р.С., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратились в суд с иском к Администрации г. Нягани о понуждении ко включению вагона в Реестр приспособленных для проживания строений и признании права на участие в программе.
Свои требования мотивировали тем, что они проживают в вагоне, расположенном по адресу: <адрес>.
дата в их адрес от Администрации г. Нягани поступило уведомление с предложением принять участие в адресной целевой программе «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: пос. Западный муниципального образования г. Нягань, на 2018-2019 годы» (Подпрограмма 15). Однако истцы решили признать право собственности на вагон, в котором они проживали, обратившись для этого с соответствующим иском в суд.
Решением Няганского городского суда от дата в удовлетворении заявленных требований истцам было отказано.
После вынесения указанного решения истцы обратились в Администрацию г. Нягани с заявлением об их участии в ранее предложенной Подпрограмме 15, однако им было разъяснено, что действие указанной программы окончено дата
Истцы также узнали, что в настоящее время действует Программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань», утвержденная постановлением Администрации города Нягани от 08.11.2018 г. № 3545, в которую их вагон <адрес>. Право собственности на вагон не признано, вагон в новую программу для расселения не вошел, таким образом, истцы не реализовали свое право на улучшение жилищных условий.
Истцы просили обязать Администрацию г. Нягани включить вагон № <адрес> в Реестр приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: пос. Западный муниципального образования г. Нягань по состоянию на 01.01.2012 г., утвержденный постановлением Администрации г. Нягани от 08.11.2018 г. № 3545, а также признать за Батыраевым С.Г., Батыраевым Р.С., ФИО1 право на участие в Мероприятии 3 муниципальной программы муниципального образования г. Нягань «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань», утвержденной постановлением Администрации г. Нягани от 08.11.2018 г. № 3545.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец Батыраев С.Г., ответчик Администрация г. Нягани, третье лицо – Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представлено.
Заявлением в суд Администрация г. Нягани просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца, представителя ответчика, представителя третьего лица.
Участвующий в судебном заседании истец Батыраев Р.С., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 на заявленных требованиях настаивал по доводам, указанным в иске. Истец суду пояснил, что участие в предложенной им программе они не приняли по причине того, что уже в производстве суда находился иск о признании права собственности на вагон, и истцы хотели дождаться решения суда, рассчитывая на положительный результат.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. ж, к ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На региональном уровне по вопросу урегулирования ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. N 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах».
В рамках указанного выше постановления утверждена муниципальная программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань на 2014 – 2016 годы и на период до 2020 года» (Постановление Администрации г. Нягани от 14.10.2013 г. № 4073) (далее – Программа).
В соответствии с положениями указанной Программы ее участниками признаются граждане, проживающие в настоящее время и зарегистрированные по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01.01.2012 г.
В рамках адресной целевой Программы утверждена Подпрограмма 15 (приложение 13 к Программе) «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: пос. Западный муниципального образования г. Нягань, на 2018-2019 годы» (далее Подпрограмма).
В соответствии с указанной Подпрограммой предусмотрено участие граждан, проживающих и зарегистрированных в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений Подпрограммы 15, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцам Батыраеву С.Г., Батыраеву Р.С., ФИО1 Администрацией города Нягани было направлено уведомление с предложением принять участие в Подпрограмме 15 Программы, как лицам, проживающим в <адрес>, подлежащего расселению, а также принятия решения о выборе Мероприятия Подпрограммы, в котором бы они хотели принять участие.
В установленный десятидневный срок с момента получения уведомления истцы Батыраевы заявлений в адрес Администрации города Нягани о признании их участниками Подпрограммы не направляли, поскольку им был избран иной способ реализации своего права, путем обращения в суд с иском о признании права собственности на занимаемый ими вагон.
Решением Няганского городского суда от дата Батыраеву С.Г. в удовлетворении требований о признании права собственности на вагон <адрес> было отказано. Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями суда, в силу положений ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию.
дата истец Батыраев С.Г. обратился в Администрацию г. Нягани с заявлением о признании его и членов его семьи Батыраева Р.С., ФИО1 участником Программы (л.д. 65).
Согласно ответа Администрации г. Нягани действие Подпрограммы 15 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: пос. Западный муниципального образования г. Нягань, на 2018-2019 годы» муниципальной Программы, утвержденной постановлением Администрации города Нягани от 14.10.2013 г. №4073, окончено дата (л.д. 66).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Администрации г. Нягани от дата, в котором также сообщалось об окончании расселения <адрес> и отсутствии финансирования по программе, прекратившей свое действие.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Предметом настоящего спора является право истцов на участие в мероприятиях по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.
При этом в настоящее время истцы намерены принять участие в рамках действующей программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань» утвержденной постановлением Администрации г. Нягани от 08.11.2018 г. № 3545 (далее - новая Программа).
Согласно паспорта новой Программы, одним из этапов ее мероприятий, является завершение реализации в 2019 г. адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения, в том числе по адресу: <адрес> муниципального образования <адрес>.
Осуществление программных мероприятий по завершению в 2019 г. ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: пос. Западный муниципального образования г. Нягань также предусмотрено положениями п. 2.2.3 Программы (Подпрограмма 15).
Положение новой Программы включают в себя ряд мероприятий, в том числе Мероприятие 3, в которой истцы намерены принять участие.
Участниками Мероприятия 3 являются проживающие в настоящее время и зарегистрированные по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенным в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01.01.2012 г. соответствующей подпрограммы, при условии вселения в такое строение заявителя после 01.01.1995 г., не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации.
Вагон № <адрес> в Реестр, приспособленных для проживания строений расположенных по месту их сосредоточения по адресу: <адрес> в новую Программу не включен, поскольку числился в Реестре ранее действовавшей Подпрограммы 15 муниципальной Программы, утвержденной Постановлением Администрации г. Нягани от 14.10.2013 г. № 4073, действие которой окончено, так же как и расселение <адрес>, что подтверждается сведениями Администрации г. Нягани.
Как ранее действующая Программа, так и положения новой Программы имеет своей целью ликвидацию вагонообразований вагон городков, включенных в программы по расселению.
Поскольку истцы продолжают проживать в вагоне № <адрес>, что подтверждает факт того, что расселение <адрес> не произведено в полном объеме, действие новой Программы также направлено на расселение приспособленных для проживания строений, расположенных, в том числе, в <адрес>, указанный вагон подлежит включению в Реестр приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: <адрес> муниципального образования г. Нягань по состоянию на дата адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань», утвержденной постановлением Администрации г. Нягани от 08.11.2018 г. № 3545.
Факт длительного постоянного проживания истцов, их регистрация в указанном вагоне, находящемся на территории <адрес>, задолго до принятия программ по ликвидации и расселению вагон городков, отсутствие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Приведенные обстоятельства, с учетом включения вагона № <адрес> в адресную целевую программу «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань», утвержденную постановлением Администрации г. Нягани от 08.11.2018 г. № 3545, свидетельствуют о соответствии истцов условиям Мероприятия 3 новой Программы, в связи с чем истцы вправе принять участие в муниципальной программе, позволяющей улучшить их жилищные условия, иное бы противоречило целям самой программы.
При таких обстоятельствах их исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Исковые требования Батыраева С.Г., Батыраева Р.С., действующего в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, к Администрации города Нягани о понуждении ко включению вагона в реестр приспособленных для проживания строений и признании права на участие в программе удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нягани включить вагон <адрес> в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: <адрес> муниципального образования город Нягань по состоянию на 01.01.2012 г., утвержденный постановлением Администрации города Нягани от 08.11.2018 г. № 3545.
Признать за Батыраевым С.Г., Батыраевым Р.С., ФИО1 право на участие в мероприятии 3 муниципальной программы муниципального образования город Нягань «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань», утвержденной постановлением Администрации города Нягани от 08.11.2018 г. № 3545.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 21 августа 2019 года.
Судья Ю.Е. Низова