Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1786/2022 ~ М-1554/2022 от 06.07.2022

Дело №2-1786/2022

26RS0017-01-2022-002931-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2022 года                                      город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Домоцева К.Ю., при секретаре судебного заседания Мамышевой М.С., с участием процессуального истца заместителя прокурора города-курорта Кисловодска Кузьменко П.А., представителя третьего лица управления администрации города-курорта Кисловодска Митус В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кисловодска в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Саградову Давиду Валерьевичу о запрете использования земельного участка, о возложении судебной неустойки в случае неисполнения обязанности не использовать земельный участок,

установил:

прокурор города Кисловодска реализуя предоставленные законом полномочия, обратился в Кисловодский городской суд в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Саградову Давиду Валерьевичу о запрете использования земельного участка, о возложении судебной неустойки в случае неисполнения обязанности не использовать земельный участок.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, в прокуратуре города рассмотрено обращение Арустамова Б.З. по вопросу эксплуатации автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, расположенной по адресу: <адрес>, по результатам в действиях собственника земельного участка, выявлены нарушения требований земельного, санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, о пожарной безопасности.

Прокуратурой города с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, администрации города, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по СК по г. Кисловодску, установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером (ранее кадастровый ), принадлежащем согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности Саградову Давиду Валерьевичу, размещена АГЗС с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, принадлежащая обществу с ограниченной ответственностью «РусГАЗ».

1. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (далее – Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (ред. от 17.09.2019).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физические или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3 и 4 категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2018 № 1029.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.п. 1, 2, 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства Саградов Д.В. предоставил земельный участок с кадастровым номером 26:34:080226:296 ООО «РусГАЗ» под размещение АГЗС без проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также ООО «РОСГАЗ», в отсутствии заявки о постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.

2. Положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V класса опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке. Подтверждение I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV класса опасности. Порядок паспортизации и типовая форма определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Проверкой установлено, что паспорта отходов I-IV класса опасности на АГНС ООО «РОСГАЗ» отсутствуют.

Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в порядке и в сроки, приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Согласно п. 20 приказа Минприроды России от 01.02.2011 № 721 индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В нарушение указанных норм ведение журнала учета образующихся отходов не осуществляется.

В ходе проведения проверки было установлено на земельном участке с кадастровым номером 26:34:080226:296, принадлежащем на праве собственности Саградову Давиду Валерьевичу, имеются навалы отходов различного морфологического происхождения в основном строительный мусор, пластик, на местах не предназначенных для накопления отходов, не имеющих твердого водопроницаемого покрытия, площадью около 5 кв.м.

В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со статьей 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством России.

Запрещаются:

- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов и радиационных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с частью 1,5 статьи 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятий по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

3. Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Закон № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В ходе проверки специалистом ОНД и ПР выявлены нарушения в области пожарной безопасности, которые выражаются в следующем.

Отсутствует поддон на технологических системах модульных АГЗС соединение трубопровода подачи топлива к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера хранения топлива. Основание: ст. 4-6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), п. 7.49 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.

Планировка территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за ее пределы. Основание: ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ п. 6.21 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.

Покрытие проезда, заправочного островка и площадки для автомобильной цистерны с газом выполнено из не стойкого покрытия к воздействию нефтепродуктов. Основание: ст. 4-6 Закона № 123-ФЗ и п. 6.28 СП 156.13130.2014 от 01.07.2014.

Движение транспортных средств по территории АГЗС осуществляется не в одностороннем порядке. Въезд на территорию АГЗС и выезд с нее должны быть раздельными. Основание: ст. 4-6 Закона № 123-ФЗ и п. 6.27 СП 156.13130.2014 от 01.07.2014 г.

Допускается использование на АГЗС воздушных линий электропередач. Основание: ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ и п.6.33 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.

На АГЗС отсутствует система громкоговорящей связи. Основание: Закона № 123-ФЗ и п. 6.34 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.

На территории АГЗС отсутствует наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар). Основание: ст. 4-6 ФЗ Закона № 123-ФЗ и п. 6.35 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.

Огнетушители и покрывала для изоляции очага возгорания размещены в местах, не защищенных от атмосферных осадков. Основание п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила).

АГЗС не в полном объёме укомплектована первичными средствами пожаротушения (не менее чем 2 огнетушителями и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 x 1,5 метра). Основание п. 389 Правил.

Отсутствует знак пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». Основание: п. 11 Правил.

Не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителя. Основание: п. 60 Правил.

Отсутствует указатель направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Основание: п. 48 Правил.

4. В ходе анализа архивных данных управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска установлено, что обращений о выдаче разрешений на строительство на указанном земельном участке с кадастровым номером не поступало, разрешений на строительство возводимого объекта капитального строительства не выдавалось.

Одновременно, в соответствии с требованиями п. 4.4 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» следует, что под видом разрешенного использования указанного земельного «Магазины» подразумевается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

В соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно ч. 3 ч. 4 и ч. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ следует, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Также ч. 1 ст. 42 Земельного кодекса РФ установлено, в том числе, что Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:34:080226:296 является Саградов Д.В.

В нарушение требований ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 36, 42 и ст.85 Земельного кодекса РФ и Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», в действиях собственника земельного участка имеются нарушения законодательства, выраженных в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 26:34:080226:296.

5. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Постановление № 222) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п. 2 Постановления № 222).

Проверкой установлено, что собственником земельного участка Саградовым Д.В. не приняты исчерпывающие меры по постановке на кадастровый учет охранной зоны объекта указанной в настоящем представлении автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.

Не установлена и не поставлена на кадастровый учет санитарно-защитная зона объекта, с заявлением о постановке на учет указанного объекта ответственное должностное лицо не обращалось.

Указанным бездействием нарушаются требования природоохранного законодательства, создаются предпосылки для нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Нецелевое использование земель нарушает установленное Конституцией принципы охраны земли как основы жизни и деятельности народов.

АГЗС, расположенная по адресу: <адрес> используется с нарушением ПЗЗ, в связи с чем, нарушает установленный порядок зонирования территории, что негативно сказывается на архитектурном облике города-курорта Кисловодска, определенном публичными слушаниями при принятии Правил землепользования и застройки муниципального образе города-курорта.

Устранить выявленные нарушения закона, выраженные в нецелевом использовании участка, вправе собственник данного земельного участка путем направления соответствующего заявления в регистрационные органы, либо путем прекращения деятельности, не соответствующей целевому назначению участка.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку выявленные нарушения, создают предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера и напрямую влияют на качество жизни и здоровья граждан, проживающих в городе-курорте.

С учётом изложенного, на основании ст. 45 ГПК РФ, ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор города Кисловодска просил суд:

1. Запретить ответчику Саградову Давиду Валерьевичу незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу использование земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> б/н, с нарушением вида разрешенного использования данного земельного участка и природоохранного законодательства, а именно под размещение АГЗС.

2. В случае неисполнения в установленный судом срок ответчиком обязанности не использовать земельный участок с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> б/н, в нарушение вида разрешённого использования под АГЗС, возложить на ответчика Саградова Давида Валерьевича обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 5000 руб., исходя из расчета 1000 руб. в день, за вторые 5 дней просрочки 10000 руб., исходя из расчета 2000 руб. в день, и так далее, то есть с увеличением за каждые 5 календарных дней просрочки стоимости одного календарного дня просрочки на 1000 руб.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Кисловодска Кузьменко П.А. поддержал заявленные исковые требования прокурора г. Кисловодска, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица управления администрации города-курорта Кисловодска Митус В.А. поддержал требования заявленные прокурором, просил их удовлетворить.

Ответчика Саградов Д.А., представитель третьего лица ООО «Русгаз», представители третьих лиц Министерства природных ресурсов СК, ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по СК, комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

От ГУ МЧС России по СК поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

От Министерства природных ресурсов СК поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддерживают в полном объёме.

Ответчик Саградов Д.В. предоставил ходатайство о переносе судебного заседания на более позднюю дату не ранее 10.09.2022г., в связи с нахождением в командировке, как директор ООО «Русгаз». Ранее через канцелярию Кисловодского 11.08 поступало ходатайство от Саградова Д.В. о переносе судебного заседания для осуществления возможности с вышеуказанным исковым заявлением, в связи с чем, рассмотрения дела было отложено По состоянию на 25.08.2022г. Саградов Д.В. с материалами гражданского дела не ознакомился, своим право не воспользовался.

В удовлетворении ходатайства Саградова Д.В. о переносе судебного заседания было отказано, в связи с тем, что указанные в ходатайстве доводы не являются основанием для отложения судебного заседания, кроме того, отложение судебного заседания повлечёт нарушение двух месячного срока рассмотрения дела, согласно требованиям ГПК РФ.

Дело рассмотрено дело по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие не явившихся лиц, с учётом мнения участников процесса, в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ.

Выслушав процессуального истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

В соответствии со ст. 209 Гражданского Кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст.ст. 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра и почва относятся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуре <адрес> рассмотрено обращение Арустамова Б.З. по вопросу эксплуатации автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, расположенной по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения обращения в действиях собственника земельного участка, выявлены нарушения требований земельного, санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, о пожарной безопасности.

Прокуратурой города с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации города, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по СК по <адрес>, установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером (ранее кадастровый ), принадлежащем согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности Саградову Давиду Валерьевичу, размещена АГЗС с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, принадлежащая обществу с ограниченной ответственностью «РусГАЗ», на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указанный объект не поставлен.

Форма заявки о постановке на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ .

Саградов Д.В. предоставил земельный участок с кадастровым номером 26:34:080226:296 ООО «РусГАЗ» под размещение АГЗС без проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Проверкой установлено, что собственником земельного участка Саградовым Д.В. не приняты исчерпывающие меры по постановке на кадастровый учет охранной зоны объекта указанной в настоящем представлении автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.

Не установлена и не поставлена на кадастровый учет санитарно-защитная зона объекта, с заявлением о постановке на учет указанного объекта ответственное должностное лицо не обращалось, паспорта отходов I-IV класса опасности на АГНС ООО «РОСГАЗ» отсутствуют, ведение журнала учета образующихся отходов не осуществляется.

Так же, в ходе проведения проверки было установлено на земельном участке с кадастровым номером 26:34:080226:296, принадлежащем на праве собственности Саградову Давиду Валерьевичу, имеются навалы отходов различного морфологического происхождения строительный мусор, пластик, на местах не предназначенных для накопления отходов, не имеющих твердого водопроницаемого покрытия, площадью около 5 кв.м.

В ходе проверки специалистом ОНД и ПР выявлены нарушения в области пожарной безопасности:

-отсутствует поддон на технологических системах модульных АГЗС соединение трубопровода подачи топлива к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера хранения топлива. Основание: ст. 4-6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), п. 7.49 СП 156.13130.2014 от 01.07.2014;

-планировка территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за ее пределы. Основание: ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ п. 6.21 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ;

-покрытие проезда, заправочного островка и площадки для автомобильной цистерны с газом выполнено из не стойкого покрытия к воздействию нефтепродуктов. Основание: ст. 4-6 Закона № 123-ФЗ и п. 6.28 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.;

-движение транспортных средств по территории АГЗС осуществляется не в одностороннем порядке. Въезд на территорию АГЗС и выезд с нее должны быть раздельными. Основание: ст. 4-6 Закона № 123-ФЗ и п. 6.27 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ;

-допускается использование на АГЗС воздушных линий электропередач. Основание: ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ и п.6.33 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ;

-на АГЗС отсутствует система громкоговорящей связи. Основание: Закона № 123-ФЗ и п. 6.34 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ;

-на территории АГЗС отсутствует наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар). Основание: ст. 4-6 ФЗ Закона № 123-ФЗ и п. 6.35 СП 156.13130.2014 от ДД.ММ.ГГГГ.

-огнетушители и покрывала для изоляции очага возгорания размещены в местах, не защищенных от атмосферных осадков. Основание п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

-АГЗС не в полном объёме укомплектована первичными средствами пожаротушения (не менее чем 2 огнетушителями и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 x 1,5 метра). Основание п. 389 Правил;

-отсутствует знак пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». Основание: п. 11 Правил;

-не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителя. Основание: п. 60 Правил;

-отсутствует указатель направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Основание: п. 48 Правил;

В управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска обращений о выдаче разрешений на строительство на указанном земельном участке с кадастровым номером 26:34:080226:296 не поступало, разрешений на строительство возводимого объекта капитального строительства не выдавалось.

В соответствии с требованиями п. 4.4 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» следует, что под видом разрешенного использования указанного земельного «Магазины» подразумевается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:34:080226:296 является Саградов Д.В.

В нарушение требований ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 36, 42 и ст.85 Земельного кодекса РФ и Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», в действиях собственника земельного участка имеются нарушения законодательства, выраженных в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 26:34:080226:296.

Указанным бездействием нарушаются требования природоохранного законодательства, создаются предпосылки для нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Нецелевое использование земель нарушает установленное Конституцией принципы охраны земли как основы жизни и деятельности народов.

АГЗС, расположенная по адресу: <адрес> используется с нарушением ПЗЗ, в связи с чем, нарушает установленный порядок зонирования территории, что негативно сказывается на архитектурном облике города-курорта Кисловодска, определенном публичными слушаниями при принятии Правил землепользования и застройки муниципального образе города-курорта.

Устранить выявленные нарушения закона, выраженные в нецелевом использовании участка, вправе собственник данного земельного участка путем направления соответствующего заявления в регистрационные органы, либо путем прекращения деятельности, не соответствующей целевому назначению участка.

Доказательств обратного суда стороной ответчика не представлено.

Давая оценку заявленным исковым требованиям и документам, имеющимся в материалах дела, в том числе и правоустанавливающим документам на земельные участки и объект недвижимости на указанном земельном участке, суд приходит к следующему:

-в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

-в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно части первой статьи 12 ГПК Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В развитие указанных принципов часть первая статья 56 ГПК Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Не соглашаясь с выводами прокурорской проверки, ответчик не представил доказательств, что им земельный участок эксплуатировался по назначению

Обязанность доказывания есть необходимость совершения комплекса действий по доказыванию, определяемая не выбором или усмотрением субъекта доказывания, а угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их невыполнения. При этом обязанность по доказыванию исполняется исключительно путем реализации процессуальных прав.

Суду представлены доказательств о том, что ответчиком осуществляются неразрешённые виды хозяйственной деятельности, что может грубо нарушить права неопределенного круга лиц, в том числе, что это противоречит интересам населения.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, об удовлетворении требования прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования города-курорта Кисловодск в размере пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, в доход бюджета муниципального образования города-курорта Кисловодск в размере 600 рублей, от удовлетворенных судом двух требований неимущественного характера.

решил:

исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Саградову Давиду Валерьевичу о запрете использования земельного участка, о возложении судебной неустойки в случае неисполнения обязанности не использовать земельный участок-удовлетворить.

Запретить ответчику Саградову Давиду Валерьевичу незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу использование земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> б/н, с нарушением вида разрешенного использования данного земельного участка и природоохранного законодательства, а именно под размещение АГЗС.

В случае неисполнения в установленный судом срок ответчиком обязанности не использовать земельный участок с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> б/н, в нарушение вида разрешённого использования под АГЗС, возложить на ответчика Саградова Давида Валерьевича обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 5000 руб., исходя из расчета 1000 руб. в день, за вторые 5 дней просрочки 10000 руб., исходя из расчета 2000 руб. в день, и так далее, то есть с увеличением за каждые 5 календарных дней просрочки стоимости одного календарного дня просрочки на 1000 рублей.

Взыскать с Саградова Давида Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Кисловодска, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования города-курорта Кисловодск в размере 600 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия, путём подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья                                                   К.Ю. Домоцев

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 02 сентября 2022 года

Судья                                                   К.Ю. Домоцев

2-1786/2022 ~ М-1554/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Кисловодска
Ответчики
Саградов Давид Валерьевич
Другие
Администрация города-курорта Кисловодска
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по СК (по г. Кисловодску)
ООО "РусГаз" в лице директора Саградова Д.В.
Министрерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Домоцев Константин Юрьевич
Дело на сайте суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Подготовка дела (собеседование)
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022Дело оформлено
01.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее