Дело № 2-1209/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-000679-68
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
помощника прокурора Карпова А.Ю.,
представителя ответчика Никифоровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» об обязании совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
В марте 2023 года Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», в котором просит обязать ответчиков в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства расположенных в границах муниципального округа, а именно: установить ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора, а также установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и под контейнерами для раздельного сбора мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке на территории <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № 18<адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № по <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №).
В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Феодосии Республики Крым в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосии выявлены нарушения в деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым, которые согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Проверкой установлено, что органом местного самоуправления не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов. Во исполнение постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 19 сентября 2022 года № 2905 «Об утверждении реестра обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории г. Феодосии. Проведенным осмотром территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в части содержания мест накопления ТКО установлено, что органом местного самоуправления не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора, а также отсутствует бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и под контейнерами для раздельного сбора мусора на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке на <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес> <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: № на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: № на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №). Непринятие Администрацией города Феодосии Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора мусора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде, ввиду чего, заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обращается в суд с настоящим иском, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 7 и 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей, 3, 8, 13 и 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 21 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора города Феодосии Республики Крым – Карпов А.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации города Феодосии Республики Крым – Никифорова Т.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым к Администрации города Феодосии Республики Крым отказать в полном объеме.
Ответчик – Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств суду не заявил.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, учитывая, что ответчик по делу надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в силу своего волеизъявления не воспользовался своим правом на участие в судебном заседании, суд, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика – Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 19 сентября 2022 года № 2905 «Об утверждении реестра обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» утвержден реестр обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым согласно приложению и признано утратившим силу постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 июня 2022 года № 1869 «Об утверждении реестра обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».
В реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, являющегося приложением к постановлению Администрации города Феодосии Республики Крым от 19 сентября 2022 года №, включены, в том числе, площадки твердых коммунальных отходов в г. Феодосия – на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке на территории Комсомольского парка, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: № на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты№); на земельном участке в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты№).
В ходе проведения проверки Прокуратурой города Феодосии Республики Крым территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым установлено, что на территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым на земельных участках – в районе <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: №); в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); в районе домов № <адрес> в <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №); в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №) расположены контейнерные площадки.
Также, при проведении осмотра территории г. Феодосия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в части содержания мест накопления ТКО установлено, что органом местного самоуправления контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора, а также отсутствует бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и под контейнерами для раздельного сбора мусора на контейнерных площадках.
В ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в части содержания мест (площадок) накопления отходов на территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым Прокуратурой города Феодосии Республики Крым в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым было направлено требование от 09 ноября 2022 года (Исорг -<адрес>) о предоставлении актов осмотра территорий контейнерных площадок с приложением фототаблиц, расположенных на территории города Феодосии, которые по состоянию на текущую дату не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также отсутствует раздельное накопление ТКО.
Кроме того, в акте осмотра территории необходимо отразить точный адрес местонахождения контейнерной площадки с указанием порядкового номера контейнерной площадки в реестре мест накопления; в случае отсутствия контейнерной площадки в реестре необходимо отразить информацию об отсутствии.
Во исполнение требования Прокуратуры города Феодосии Республики Крым от 09 ноября 2022 года (Исорг №), Администрация города Феодосии Республики Крым предоставила акты осмотра территорий контейнерных площадок, расположенных на территории города ФИО1 Республики ФИО1, не оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, с приложением фототаблиц, что подтверждается ответом от 15 ноября 2022 года №.
14 ноября 2022 года в соответствии с требованием Прокуратура города Феодосии Республики Крым от 09 ноября 2022 года начальником Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» – ФИО5 и начальником отдела по благоустройству и природопользованию Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» – ФИО6 были произведены обследования контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), по результатам которых составлены акты обследования контейнерных площадок с приложением фотоматериалов. При обследованиях было установлено следующее:
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 2 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 208;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес> парка, находится 3 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 244;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 6 контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 265;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 2 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО – сетка для сбора пластика, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 266;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 2 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 268;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 2 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие отсутствует, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО – сетка для сбора пластика, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 274;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: ФИО1<адрес>, находится 2 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие отсутствует, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО – отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 275;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 4 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие отсутствует (существующее покрытие – тротуарная плитка), подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО – сетка для сбора пластика – 2 шт., ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 284;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 2 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 302;
- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, находится 3 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов; бетонированное покрытие имеется, подъездной путь – асфальт, раздельное накопление ТКО отсутствует, ограждение отсутствует; порядковый номер площадки в Реестре мест накопления – 310.
При проведении мониторинга велась фотофиксация, указанные обстоятельства осмотра площадок сбора ТКО подведомственной территории подтверждаются также приложенными к акту осмотра площадок сбора ТКО фототаблицами.
Таким образом, в рамках проведенной Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проверки было установлено, что Администрацией города Феодосии Республики Крым не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительный источников сырья установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 11, 22 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.2 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», утвержденного решением 12 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 28 февраля 2020 года № 88, Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» в сфере природопользования выполняет следующие функции: проводит мониторинг экологической ситуации на территории муниципального образования городской круг Феодосия Республики Крым и принимает участие в решении экологических проблем; участвует в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования городской круг Феодосия Республики Крым; участвует в разработке городских экологических программ, комплекса мер и планов городских мероприятий и осуществляет контроль за их выполнением; ведет сбор, обработку, анализ и оценку информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности, отходов производства и потребления на территории муниципального образования городской круг Феодосия Республики Крым; исполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления поселения возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее – заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В пункте 8 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что ответчиками не принято должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, создается опасность причинения вреда окружающей среде. До настоящего времени выявленные нарушения требований действующего законодательства ответчиками не устранены; указанные обстоятельства не оспаривались и сторонами по делу.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В ходе судебного разбирательства заявленные заместителем прокурора города Феодосии Республики Крым исковые требования о возложении на Администрацию города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, расположенные в границах муниципального округа, а именно: установить ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора; установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО), а также под контейнерами для раздельного сбора мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке на <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: 45.023374, 35.380498); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №), ответчиками не оспорены, доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто, а также судом не установлено обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность осуществления ответчиками возложенной на них, в силу норм действующего законодательства, обязанности осуществить указанные действия.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что, в соответствии с нормами действующего законодательства, контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, не оборудованы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: не установлено ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора; не установлено бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО), а также под контейнерами для раздельного сбора мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: 45.066278, 35.390451); на земельном участке на <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: № на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №; на земельном участке в районе домов <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №), в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и создается опасность причинения вреда окружающей среде, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, расположенные в границах муниципального округа, а именно: установить ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора; установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО), а также под контейнерами для раздельного сбора мусора, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке на <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес> <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №), и, как следствие, для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает возможным установить ответчикам – Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, расположенных в границах муниципального округа, а именно: установления ограждения контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора; а также установления бетонированного (или асфальтированного) покрытия под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и под контейнерами для раздельного сбора мусора, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: №; на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес> порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №), о котором просит заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым, считая такой срок разумным.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» об обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2023 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым (ИНН №, ОГРН №) и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» (ИНН: №, ОГРН № в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, расположенные в границах муниципального округа, а именно: установить ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнеров для раздельного сбора мусора, а также установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и под контейнерами для раздельного сбора мусора, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 208 (географические координаты: №); на земельном участке на <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 244 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 265 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 266 (географические координаты№); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 268 (географические координаты: №); на земельном участке в районе домов № <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 274 (географические координаты№); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 275 (географические координаты: №); на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 284 (географические координаты: № на земельном участке в районе <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 302 (географические координаты№); на земельном участке в районе домов <адрес> <адрес>, порядковый номер площадки в Реестре 310 (географические координаты: №).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.