КОПИЯ
Гражданское дело № 2–3646/2023
24RS0056-01-2023-000990-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Касьяновой Л.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Корниловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Лапшиной Людмилы Валерьевны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности назначить материальную помощь,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Красноярска, действующего в интересах Лапшиной Л.В., обратился в суд с иском к КГКУ «УЗСН» об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности назначить материальную помощь. Требования мотивированы тем, что КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске на основании заявления Лапшиной Л.В. от 17.11.2022 последнему отказано в предоставлении материальной помощи по причине отсутствия места жительства на территории Красноярского края. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Лапшина Л.В. совместно проживает со своим супругом ФИО20., который является сотрудником ГУФСИН России по Красноярскому краю по адресу: г<адрес> на основании договора найма служебного помещения от 10.03.2020. Кроме того, место жительства по указанному адресу подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания. В связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа 23.11.2022 в предоставлении материальной помощи Лапшиной Л.В. как члену семьи участника СВО. На основании изложенного, прокурор Советского района г. Красноярска просит установить факт постоянного проживания на территории Красноярского края Лапшиной Л.В.; признать право на предоставление материальной помощи Лапшиной Л.В., как члену семьи участника СВО; возложить обязанность на ответчика назначить материальную помощь Лапшиной Л.В., как члену семьи участника специальной военной операции.
Помощник прокурора Советского района г. Красноярска Корнилова Т.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Лапшина Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» - Коновалова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила суду письменные возражения на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требования об установлении факта постоянного проживания Лапшиной Л.В. на территории Красноярского края оставила на усмотрение суда. Решение ответчика является обоснованным и законным. Из буквального толкования Порядка предоставления единовременной материальной помощи членам семей участников специальной военной операции за счет средств краевого бюджета, установленного Указом Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 г. №317-уг «О социально – экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей» следует, что у гражданина должна быть регистрация на территории Красноярского края, что согласуется с нормами Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». 17.11.2022 Лапшина Л.В. обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по Советскому району в Красноярске с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи. 23.11.2022 было принято решение об отказе в предоставлении материальной помощи по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Красноярского края. Решение об установлении факта проживания на территории Красноярского края Лапшиной Л.В. предоставлено не было. В связи с чем, решение об отказе в Лапшиной Л.В. является законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что материальный истец, ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1.11 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 N 317-уг «О социально-экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей» семьям лиц, принимающих участие в специальной военной операции (далее - участники специальной военной операции), установлена мера поддержки в виде предоставления единовременной материальной помощи членам семей участников специальной военной операции за счет средств краевого бюджета в размере 5 тысяч рублей на человека дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2022 N 805-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства Красноярского края от 08.07.2022 N 600-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан».
Согласно п. 4 Указа № 317-уг финансовое обеспечение предоставления мер поддержки, предусмотренных настоящим Указом, осуществляется за счет средств краевого бюджета, в том числе средств резервного фонда Правительства Красноярского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 21.07.2009 N 380-п.
Порядок предоставления единовременной материальной помощи членам семей лиц, принимающих участие в специальной военной операции, за счет средств краевого бюджета в размере 5 тысяч рублей на человека дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2022 N 805-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства Красноярского края от 08.07.2022 N 600-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан» утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 08.11.2022 N 964-п (далее - Порядок, ЕМП)
Согласно п. 2 Порядка ЕМП, право на получение ЕМП распространяется на супругу (супруга), несовершеннолетних детей и детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, инвалидов с детства независимо от возраста, лица, принимающего участие в специальной военной операции (далее - участники СВО), включая усыновленных (удочеренных) детей, детей, находящихся под опекой, или подопечных, детей, переданных на воспитание в приемную семью, пасынков и падчериц, а также совместно проживающих с участником СВО родителей (усыновителей) (далее - супруги, дети, родители).
ЕМП предоставляется и выплачивается супруге (супругу), детям, родителям участников СВО, имеющим гражданство Российской Федерации и проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с п. 5 Порядка ЕМП, для предоставления ЕМП заявители, их законные представители или уполномоченные ими на основании доверенности представители (далее - представители) представляют в уполномоченное учреждение заявление по форме согласно приложению к Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
2) свидетельство о регистрации брака (свидетельство о регистрации брака, выданное компетентным органом иностранного государства, представляется вместе с его нотариально удостоверенным переводом на русский язык; свидетельство о регистрации брака, выданное органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, представляется по собственной инициативе), представляется для получения ЕМП супругой (супругом) участника СВО и (или) пасынком, падчерицей участника СВО;
3) свидетельство о рождении ребенка (детей) участника СВО (свидетельство о рождении ребенка (детей), выданное компетентным органом иностранного государства, представляется вместе с его нотариально удостоверенным переводом на русский язык; свидетельство о рождении ребенка (детей) участника СВО, выданное органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации), паспорт ребенка (детей) участника СВО, достигшего возраста 14 лет (представляется по собственной инициативе), - представляется для получения ЕМП ребенком участника СВО;
4) документ, подтверждающий факт усыновления (удочерения) ребенка (детей): вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, свидетельство об усыновлении (удочерении) - представляется для получения ЕМП усыновленным (удочеренным) ребенком участника СВО, пасынком, падчерицей участника СВО;
5) документ, подтверждающий факт установления опеки (предварительной опеки), попечительства над ребенком (детьми), передачи на воспитание в приемную семью (выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства), договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) (представляется по собственной инициативе) - представляется для получения ЕМП опекаемым (находящимся под попечительством), приемным ребенком участника СВО;
6) свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста (представляется по собственной инициативе), - представляется для получения ЕМП ребенком участника СВО, не достигшим возраста 14 лет;
7) документ, подтверждающий обучение ребенка (детей) участника СВО в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (представляется по собственной инициативе в случае обучения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, в случае обращения за получением ЕМП супруги (супруга) - представляется для получения ЕМП ребенком участника СВО, достигшим совершеннолетия, обучающимся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;
8) свидетельства о рождении (усыновлении (удочерении) детей (свидетельства о рождении детей, выданные компетентными органами иностранного государства, представляются вместе с их нотариально удостоверенным переводом на русский язык; свидетельства о рождении детей, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, представляются по собственной инициативе) - представляются для получения ЕМП родителем участника СВО;
9) документ, подтверждающий совместное проживание родителей с участником СВО, - представляется для получения ЕМП родителем участника СВО;
10) документы, подтверждающие участие члена семьи заявителя в специальной военной операции;
(пп. 10 в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2022 N 1173-п)
11) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя или иной документ, подтверждающий регистрацию заявителя в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии такой регистрации, представляется по собственной инициативе);
12) вступившее в законную силу решение суда об установлении факта проживания заявителя и (или) ребенка (детей) участника СВО на территории Красноярского края - в случае если заявитель и (или) ребенок (дети) участника СВО не зарегистрирован (ы) по месту жительства на территории Красноярского края;
13) справка, подтверждающая факт установления инвалиду, ребенку-инвалиду инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (представляется по собственной инициативе);
14) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя, и доверенность, подтверждающая его полномочия по представлению интересов заявителя (представляется в случае представления документов уполномоченным представителем).
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО13 и Зеновьевой Л.В. заключен брак. После заключения брака жене Зеновьевой Л.В. присвоена фамилия «Лапшина», что подтверждается свидетельством о заключении брака I<данные изъяты>
Лапшина (Зеновьева) Людмила Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ, является матерью ФИО14 что подтверждается свидетельством об усыновлении от <данные изъяты>
Согласно справке Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска от <данные изъяты> состоящий на воинском учете в военном комиссариате Советского и Центрального районов г. Красноярска, призван на военную службу по мобилизации ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Лапшина Л.В. обратилась в Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи членам семей участников специальной военной операции.
ДД.ММ.ГГГГ территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске уведомило Лапшина В.А. об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Красноярского края.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела копии паспорта <данные изъяты>, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Лапшина Л.В. была зарегистрирован по адресу г. <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ГУФСИН по Красноярскому краю (наймодатель) и ФИО15. (наниматель) заключен договор № 6 найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении ГУФСИН России по Красноярскому краю, состоящее из 2 комнат в двухкомнатной квартире общей <адрес> Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО16 Настоящий договор заключается на время прохождения службы в ГУФСИН России по Красноярскому краю сроком на один год.
В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ к договору найма служебного помещения №6 от ДД.ММ.ГГГГ стороны согласились продлить срок договор на тот же срок и на тех же условиях.
Из представленного свидетельства №№ о регистрации по месту пребывания, следует, что Лапшина Л.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу по адресу г. <адрес>
Согласно выписке ООО УК «Континент» из домовой книги и финансово – лицевого счета по вышеуказанному адресу зарегистрированы ФИО17
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно подвержен факт постоянного проживания Лапшиной Л.В. на территории г. Красноярска, в том числе на момент подачи заявления о предоставлении ЕМП ДД.ММ.ГГГГ
При этом согласно представленных ответчиком документов следует, что свидетельство о регистрации по месту пребывания было предоставлено ответчику совместно с заявлением о спорной материальной помощи.
Доводы ответчика о том, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение ЕМП по причине наличия только регистрация по месту пребывания, которая не свидетельствует о наличии у заявителя регистрации по месту жительства, суд отклоняет в силу следующего.
В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 27, 71).
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, Определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 6 октября 2008 г. N 619-О-П).
С учетом того, что основанием для отказа в предоставлении спорной материальной помощи послужил факт регистрации только по месту пребывания, позиция ответчика является незаконной и влечет существенное нарушение прав истца, как гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки, установленные законодательством субъекта.
Учитывая совместное проживание Лапшиной Л.В. с сыном ФИО18 ФИО19, проживание Лапшиной Л.В. на территории Красноярского края, суд приходит к выводу о признании за Лапшиной Л.В. права на получение материальной помощи как члену семьи участника СВО, согласно Указу Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 N 317-уг «О социально-экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей» и возложении обязанности на ответчика назначить и выплатить истцу указанную материальную помощь.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 10.03.2020 ░░ 06.04.2023.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.10.2022 N 317-░░ "░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 2466276463) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.10.2022 N 317-░░ "░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░