Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3646/2023 ~ М-787/2023 от 20.02.2023

КОПИЯ

Гражданское дело № 2–3646/2023

24RS0056-01-2023-000990-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2023 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,

при секретаре Касьяновой Л.Д.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Корниловой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Лапшиной Людмилы Валерьевны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности назначить материальную помощь,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г. Красноярска, действующего в интересах Лапшиной Л.В., обратился в суд с иском к КГКУ «УЗСН» об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности назначить материальную помощь. Требования мотивированы тем, что КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске на основании заявления Лапшиной Л.В. от 17.11.2022 последнему отказано в предоставлении материальной помощи по причине отсутствия места жительства на территории Красноярского края. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Лапшина Л.В. совместно проживает со своим супругом ФИО20., который является сотрудником ГУФСИН России по Красноярскому краю по адресу: г<адрес> на основании договора найма служебного помещения от 10.03.2020. Кроме того, место жительства по указанному адресу подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания. В связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа 23.11.2022 в предоставлении материальной помощи Лапшиной Л.В. как члену семьи участника СВО. На основании изложенного, прокурор Советского района г. Красноярска просит установить факт постоянного проживания на территории Красноярского края Лапшиной Л.В.; признать право на предоставление материальной помощи Лапшиной Л.В., как члену семьи участника СВО; возложить обязанность на ответчика назначить материальную помощь Лапшиной Л.В., как члену семьи участника специальной военной операции.

Помощник прокурора Советского района г. Красноярска Корнилова Т.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Лапшина Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» - Коновалова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила суду письменные возражения на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требования об установлении факта постоянного проживания Лапшиной Л.В. на территории Красноярского края оставила на усмотрение суда. Решение ответчика является обоснованным и законным. Из буквального толкования Порядка предоставления единовременной материальной помощи членам семей участников специальной военной операции за счет средств краевого бюджета, установленного Указом Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 г. №317-уг «О социально – экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей» следует, что у гражданина должна быть регистрация на территории Красноярского края, что согласуется с нормами Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». 17.11.2022 Лапшина Л.В. обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по Советскому району в Красноярске с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи. 23.11.2022 было принято решение об отказе в предоставлении материальной помощи по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Красноярского края. Решение об установлении факта проживания на территории Красноярского края Лапшиной Л.В. предоставлено не было. В связи с чем, решение об отказе в Лапшиной Л.В. является законным и обоснованным.

В соответствии с положениями ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи, полагая, что материальный истец, ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 1.11 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 N 317-уг «О социально-экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей» семьям лиц, принимающих участие в специальной военной операции (далее - участники специальной военной операции), установлена мера поддержки в виде предоставления единовременной материальной помощи членам семей участников специальной военной операции за счет средств краевого бюджета в размере 5 тысяч рублей на человека дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2022 N 805-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства Красноярского края от 08.07.2022 N 600-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан».

Согласно п. 4 Указа № 317-уг финансовое обеспечение предоставления мер поддержки, предусмотренных настоящим Указом, осуществляется за счет средств краевого бюджета, в том числе средств резервного фонда Правительства Красноярского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 21.07.2009 N 380-п.

Порядок предоставления единовременной материальной помощи членам семей лиц, принимающих участие в специальной военной операции, за счет средств краевого бюджета в размере 5 тысяч рублей на человека дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2022 N 805-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства Красноярского края от 08.07.2022 N 600-п «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан» утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 08.11.2022 N 964-п (далее - Порядок, ЕМП)

Согласно п. 2 Порядка ЕМП, право на получение ЕМП распространяется на супругу (супруга), несовершеннолетних детей и детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, инвалидов с детства независимо от возраста, лица, принимающего участие в специальной военной операции (далее - участники СВО), включая усыновленных (удочеренных) детей, детей, находящихся под опекой, или подопечных, детей, переданных на воспитание в приемную семью, пасынков и падчериц, а также совместно проживающих с участником СВО родителей (усыновителей) (далее - супруги, дети, родители).

ЕМП предоставляется и выплачивается супруге (супругу), детям, родителям участников СВО, имеющим гражданство Российской Федерации и проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с п. 5 Порядка ЕМП, для предоставления ЕМП заявители, их законные представители или уполномоченные ими на основании доверенности представители (далее - представители) представляют в уполномоченное учреждение заявление по форме согласно приложению к Порядку.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) свидетельство о регистрации брака (свидетельство о регистрации брака, выданное компетентным органом иностранного государства, представляется вместе с его нотариально удостоверенным переводом на русский язык; свидетельство о регистрации брака, выданное органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, представляется по собственной инициативе), представляется для получения ЕМП супругой (супругом) участника СВО и (или) пасынком, падчерицей участника СВО;

3) свидетельство о рождении ребенка (детей) участника СВО (свидетельство о рождении ребенка (детей), выданное компетентным органом иностранного государства, представляется вместе с его нотариально удостоверенным переводом на русский язык; свидетельство о рождении ребенка (детей) участника СВО, выданное органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации), паспорт ребенка (детей) участника СВО, достигшего возраста 14 лет (представляется по собственной инициативе), - представляется для получения ЕМП ребенком участника СВО;

4) документ, подтверждающий факт усыновления (удочерения) ребенка (детей): вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, свидетельство об усыновлении (удочерении) - представляется для получения ЕМП усыновленным (удочеренным) ребенком участника СВО, пасынком, падчерицей участника СВО;

5) документ, подтверждающий факт установления опеки (предварительной опеки), попечительства над ребенком (детьми), передачи на воспитание в приемную семью (выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства), договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) (представляется по собственной инициативе) - представляется для получения ЕМП опекаемым (находящимся под попечительством), приемным ребенком участника СВО;

6) свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста (представляется по собственной инициативе), - представляется для получения ЕМП ребенком участника СВО, не достигшим возраста 14 лет;

7) документ, подтверждающий обучение ребенка (детей) участника СВО в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (представляется по собственной инициативе в случае обучения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, в случае обращения за получением ЕМП супруги (супруга) - представляется для получения ЕМП ребенком участника СВО, достигшим совершеннолетия, обучающимся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;

8) свидетельства о рождении (усыновлении (удочерении) детей (свидетельства о рождении детей, выданные компетентными органами иностранного государства, представляются вместе с их нотариально удостоверенным переводом на русский язык; свидетельства о рождении детей, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, представляются по собственной инициативе) - представляются для получения ЕМП родителем участника СВО;

9) документ, подтверждающий совместное проживание родителей с участником СВО, - представляется для получения ЕМП родителем участника СВО;

10) документы, подтверждающие участие члена семьи заявителя в специальной военной операции;

(пп. 10 в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2022 N 1173-п)

11) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя или иной документ, подтверждающий регистрацию заявителя в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии такой регистрации, представляется по собственной инициативе);

12) вступившее в законную силу решение суда об установлении факта проживания заявителя и (или) ребенка (детей) участника СВО на территории Красноярского края - в случае если заявитель и (или) ребенок (дети) участника СВО не зарегистрирован (ы) по месту жительства на территории Красноярского края;

13) справка, подтверждающая факт установления инвалиду, ребенку-инвалиду инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (представляется по собственной инициативе);

14) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя, и доверенность, подтверждающая его полномочия по представлению интересов заявителя (представляется в случае представления документов уполномоченным представителем).

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО13 и Зеновьевой Л.В. заключен брак. После заключения брака жене Зеновьевой Л.В. присвоена фамилия «Лапшина», что подтверждается свидетельством о заключении брака I<данные изъяты>

Лапшина (Зеновьева) Людмила Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ, является матерью ФИО14 что подтверждается свидетельством об усыновлении от <данные изъяты>

Согласно справке Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска от <данные изъяты> состоящий на воинском учете в военном комиссариате Советского и Центрального районов г. Красноярска, призван на военную службу по мобилизации ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Лапшина Л.В. обратилась в Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи членам семей участников специальной военной операции.

ДД.ММ.ГГГГ территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске уведомило Лапшина В.А. об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Красноярского края.

Вместе с тем, из представленной в материалы дела копии паспорта <данные изъяты>, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Лапшина Л.В. была зарегистрирован по адресу г. <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между ГУФСИН по Красноярскому краю (наймодатель) и ФИО15. (наниматель) заключен договор № 6 найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении ГУФСИН России по Красноярскому краю, состоящее из 2 комнат в двухкомнатной квартире общей <адрес> Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО16 Настоящий договор заключается на время прохождения службы в ГУФСИН России по Красноярскому краю сроком на один год.

В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ к договору найма служебного помещения №6 от ДД.ММ.ГГГГ стороны согласились продлить срок договор на тот же срок и на тех же условиях.

Из представленного свидетельства № о регистрации по месту пребывания, следует, что Лапшина Л.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу по адресу г. <адрес>

Согласно выписке ООО УК «Континент» из домовой книги и финансово – лицевого счета по вышеуказанному адресу зарегистрированы ФИО17

Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно подвержен факт постоянного проживания Лапшиной Л.В. на территории г. Красноярска, в том числе на момент подачи заявления о предоставлении ЕМП ДД.ММ.ГГГГ

При этом согласно представленных ответчиком документов следует, что свидетельство о регистрации по месту пребывания было предоставлено ответчику совместно с заявлением о спорной материальной помощи.

Доводы ответчика о том, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение ЕМП по причине наличия только регистрация по месту пребывания, которая не свидетельствует о наличии у заявителя регистрации по месту жительства, суд отклоняет в силу следующего.

В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 27, 71).

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, Определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 6 октября 2008 г. N 619-О-П).

С учетом того, что основанием для отказа в предоставлении спорной материальной помощи послужил факт регистрации только по месту пребывания, позиция ответчика является незаконной и влечет существенное нарушение прав истца, как гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки, установленные законодательством субъекта.

Учитывая совместное проживание Лапшиной Л.В. с сыном ФИО18 ФИО19, проживание Лапшиной Л.В. на территории Красноярского края, суд приходит к выводу о признании за Лапшиной Л.В. права на получение материальной помощи как члену семьи участника СВО, согласно Указу Губернатора Красноярского края от 25.10.2022 N 317-уг «О социально-экономических мерах поддержки лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей» и возложении обязанности на ответчика назначить и выплатить истцу указанную материальную помощь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 10.03.2020 ░░ 06.04.2023.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.10.2022 N 317-░░ "░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░".

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 2466276463) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.10.2022 N 317-░░ "░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░".

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)                     ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░

2-3646/2023 ~ М-787/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лапшина Людмила Валерьевна
Прокурор Советского района г.Красноярска
Ответчики
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Зернова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
centr--krk.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее