Дело №2-2053/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к ДММ о взыскании единовременной денежной выплаты по социальному контракту,
с участием ответчика ДММ
у с т а н о в и л :
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обратилось в суд с вышеуказанным иском к ответчику.
В обоснование иска указано, что 30 августа 2022 года между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и ответчиком был заключен социальный контракт об оказании государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, на основании которого ответчику были выделены денежные средства в размере 350000 руб.
Ответчик, получив единовременную материальную выплату в размере 350000 руб., до настоящего времени условия социального контракта не выполнил.
Просит взыскать с ответчика единовременную денежную выплату в размере 350000 руб.
Представители истца Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и третьего лица ГКУ «Центр занятости населения Республики Тыва» в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены.
В судебном заседании ответчик с иском не согласился, пояснив, что им условия контракта выполнены, полученные денежные средства потрачены в соответствии с программой; отчет своевременно не смог сдать в связи с тем, что был утерян один чек на приобретение оборудования, в настоящее время он произвел оценку этого имущества.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Статьей 1 Федерального закона №178-ФЗ определено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч.1 ст. 8.1 Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно ч.ч.1,3 ст. 8 Закона Республики Тыва от 29.12.2004 №1153 ВХ-1 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Республики Тыва.
В соответствии с Положением об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета, утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 26.02.2021 №90 (далее- Положение), источником финансового обеспечения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с настоящим Положением являются средства республиканского бюджета Республики Тыва и субсидия из федерального бюджета, предоставляемая республиканскому бюджету Республики Тыва в целях софинансирования расходных обязательств Республики Тыва по оказанию социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п.1.2); Основными принципами реализации оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер ее оказания, обеспечение дифференцированного подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения, концентрация ресурсов на оказание государственной социальной помощи реально нуждающимся гражданам (п.1.4); Мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, являются, в частности, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (пп. «б» п.1.5); в) мероприятие по ведению личного подсобного хозяйства (пп. «в» п.1.5); иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пп. «г»).
Согласно п. 4.1 вышеуказанного Положения оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено уполномоченным органом по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения, в следующих случаях: если заявитель не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (не встал на учет по налогу на профессиональный доход) в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения. Срок постановки на учет в качестве налогоплательщика составляет 10 рабочих дней (пп. «е»); в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения (пп. «ж»); в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 1.5 настоящего Положения (пп. «з»); если заявитель не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "в" пункта 1.5 настоящего Положения (пп. «и»); в случае нецелевого использования денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта (пп. «т»); у) в случае предоставления заявителем недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (пп. «у»).
Из материалов дела следует, что 29 июля 2022 года ответчик обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности.
30 августа 2022 года между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в лице министра ФИО3 и ответчиком был заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (86.90.3 «Деятельность массажных салонов»), в соответствии с которым ответчику были предоставлены денежные средства в виде единовременной материальной выплаты в размере 350000 руб. Срок действия контракта до 29 августа 2023 года.
Согласно п.2.3 социального контракта заявитель обязан, в частности, встать на учет в налоговом органе по Республике Тыва в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (пп. «а»); представить в центр занятости населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также отчетные документы, подтверждающие факт получения и факт оплаты гражданином образовательного курса, если это предусмотрено программой социальной адаптации (пп. «б»); приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначенной выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в центр занятости населения подтверждающие документы (пп.«в»); возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) (пп. «г»); ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме, установленной центром занятости населения, с приложением документов, подтверждающих исполнение (п. «д»); возвратить денежные средства, полученные на реализацию настоящего социального контракта в случае установления уполномоченным органом фактов необоснованного получения или нецелевого использования в порядке и сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами Республики Тыва, регулирующими порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (пп. «м»).
Ответчик получил единовременную материальную выплату в размере 350000 руб., что подтверждается платежным поручением от 05.10.2022 №.
Программой социальной адаптации установлен срок регистрации ответчика в налоговом органе (сентябрь 2022 года), приобретение оборудования (сентябрь-октябрь 2022 года), отчет о целевом использовании средств (ноябрь 2022 года), ежемесячное информирование ЦЗН об условиях исполнения социального контракта.
Письмом директора ГКУ «Центр занятости населения Республики Тыва» от 16.08.2023 ответчик проинформирован о необходимости представления отчетных документов, но согласно материалам дела ответчик отчет о затратах не представил.
Между тем, в материалы настоящего дела ответчиком представлены документы, подтверждающие выполнение им условий социального контракта.
Так, согласно плану в смету расходов включены следующие виды: перкуссионный массажер -60000 руб., кулер - 16000 руб., диван -15000 руб., кондиционер и его установка – 45000 руб., кинезиотейпы -50000 руб., расходные материалы для массажа – 20000 руб., декоративные материалы – 9000 руб., гвоздестояние -10000 руб., материалы для ремонта помещения -15000 руб., текстиль -10000 руб., аренда помещения – 50000 руб., всего на сумму 350000 руб.
Ответчик поставлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход 21.05.2021, что подтверждено справкой налогового органа.
Согласно пояснениям ответчика и справке о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход он и в настоящее время осуществляет профессиональную деятельность массажного салона.
Ответчиком представлены кассовые чеки, подтверждающие его расходы на сумму 315135 руб.
Кроме того, ответчик пояснил, что поскольку не сохранились чеки на приобретение массажного стола и доски Садху динамической, в связи с чем им представлен отчет оценщика ДММ от 04.03.2024 №, согласно которому стоимость массажного стола Yamaguchi Nagano 1998 составляет 24500 руб., стоимость доски Садху динамической – 6430 руб.
Помимо этого, согласно договору субаренды от 01.07.2021 сроком по 01.06.2022 ответчик выплачивал арендную плату по 10000 руб. ежемесячно в течение 11 месяцев.
Тем самым ответчиком доказан факт целевого использования полученных по социальному контракту денежных средств.
Сам по себе факт несвоевременной сдачи ответчиком отчета не является безусловным основанием для возврата денежных средств, полученных на реализацию социального контракта, так как ни социальным контрактом, ни приведенным выше Положением такое основание для возврата денежных средств не предусмотрено.
Выплаченные ответчику в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в требуемом размере, в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны быть возвращены получателем лишь в случае установления недобросовестности ответчика.
В соответствии с приведенным выше основанием возврата денежных средств, полученных на реализацию социального контракта (пп. «м» п.2.3 социального контракта), именно истец как уполномоченный орган должен доказать установление фактов необоснованного получения или нецелевого использования получателем денежных средств.
В настоящем случае истцом (уполномоченным органом) не доказаны факты необоснованного получения или нецелевого использования ответчиком полученных денежных средств, а какие-либо контрольные мероприятия по проверке фактического осуществления (неосуществления) профессиональной деятельности истцом не проводилось. Напротив, из представленных доказательств установлено, что ответчик осуществляет профессиональную деятельность (86.90.3 «Деятельность массажных салонов»), тем самым им в установленном порядке реализованы средства государственной социальной помощи, полученные на основании вышеуказанного социального контракта.
При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к ДММ о взыскании единовременной денежной выплаты по социальному контракту отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2024 года.
Судья Л.Т. Сватикова