Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1385/2021 ~ М-65/2021 от 13.01.2021

Дело № 2-1385/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 года                                                                                         г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Алехиной О.Г.,

при секретаре Коротковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании недействительной постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании недействительной постановки земельного участка с КН 50:09:0030608:763 на государственный кадастровый учет, исключении сведений о земельном участке с КН 50:09:0030608:763 из Единого государственного реестра недвижимости, ссылаясь на то, что спорный земельный участок площадью 2000 кв.м, отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы администрации Обуховского с/с Солнечногорского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно сведениям ЕГРН права на указанный земельный участок не зарегистрированы. Правоустанавливающие документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, в архивах органов местного самоуправления отсутствуют. Участок на местности не обозначен, не огорожен, строения и сооружения в его границах отсутствуют. В непосредственной близости от земельного участка расположен поверхностный водный объект общего пользования – Истринское водохранилище, образованное на водотоке реки Истра, притока первого порядка реки Москва. Спорный земельный участок расположен на расстоянии менее 100 м от источника питьевого водоснабжения <адрес> – Истринского водохранилища, в границах 2-го пояса ЗСО, что нарушает требования земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

В судебном заседании помощник Межрайонного природоохранного прокурора Цепилов А.Н. поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Третьи лица – Администрация г.о. Солнечногорск, Министерство имущественных отношений МО в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании установлено, что на государственном кадастровом учете состоит земельный участок с КН 50:09:0030608:763, площадью 2000 кв.м, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», дата постановки на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Указанный участок поставлен на кадастровый учет на основании Постановления Главы администрации Обуховского с/с Солнечногорского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно сведениям ЕГРН какие-либо права на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030608:763 не зарегистрированы, отсуствуют.

Обследованием, проведенным администрацией городского округа Солнечногорск, установлено, что земельный участок на местности не обозначен, не огорожен, строения и сооружения в его границах отсутствуют, какая-либо хозяйственная деятельность не осуществляется.

Согласно ответам на запросы межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области из администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и администрации сельского поселения Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области правоустанавливающие документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, в архивах органов местного самоуправления отсутствуют, также отсутствуют сведения о выдаче данных документов органами местного самоуправления.

Земельный участок также отсутствует в графическом плане земельных участков и домовладений д. Татищево по состоянию на 2003 г., составленном по результатам проведенной администрацией сельского поселения Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области инвентаризации, что также было установлено проведенной проверкой.

Из вышеизложенного следует что, документов, подтверждающих предоставление какому-либо лицу земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030608:763, в архивах правоустанавливающих документов не имеется, а также отсутствуют какие-либо сведения о данном земельном участке до момента его постановки на государственный кадастровый учет.

Диспозицией ст. 218 ГК РФ определены основания приобретения права собственности, а именно, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат, как установлено ст. 131 ГК РФ, государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

В соответствии с нормами ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Согласно ст. 15 Закона, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:

1) представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости; 2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; 4) собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; 5) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; 6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Статьей 26 Закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

При таких обстоятельствах, постановка на государственный кадастровый учет земельного участка произведена в нарушение действующих норм федерального законодательства.

Поскольку установлено, что органом местного самоуправления не выдавалось каких-либо распорядительных документов о передаче права собственности на земельный участок какому-либо лицу, не осуществлялось формирование данного земельного участка в качестве обособленного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что указанный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет неправомерно, без волеизъявления собственника – администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, земельный участок должен быть снят с государственного кадастрового учета, а сведения о нем подлежат исключению из ЕГРН.

Также проверкой установлено, что в непосредственной близости от спорного земельного участка расположен поверхностный водный объект общего пользования - Истринское водохранилище, образованное на водотоке реки Истра, притока первого порядка реки Москва.

Река Москва и ее притоки первого порядка в соответствии с санитарными правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , входят в число источников питьевого водоснабжения <адрес>, в связи с чем на использование земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны данных водных объектов распространяются ограничения, установленные данными нормативными актами.

Пунктом 2.3.4. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 установлено, что основными водотоками в ЗСО гидроузлов являются: <адрес> (от створа Рузского гидроузла до устья), <адрес>.

В силу п. 2.3.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, второй пояс зоны санитарной охраны гидроузлов включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.

Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

В соответствии с п. 3.4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии не менее 500 метров при равнинном рельефе местности.

Согласно пп. 1 п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

Исходя из положений п. 4, 5 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, законодательство, действовавшее на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, а также действующее в настоящее время, прямо запрещает формирование земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Согласно положениям пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Данная норма введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» и на момент формирования данных земельных участков в качестве объекта недвижимости (постановки их на государственный кадастровый учет и внесения сведений в ЕГРН) являлась действующей и подлежащей обязательному применению всеми субъектами на территории Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030608:763, поставленный на государственный кадастровый учет в 2011 году, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» расположен на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения <адрес> водохранилища (в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>), что прямо нарушает требования земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования законны, обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области – удовлетворить.

Признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030608:763, общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. Татищево, участок , категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0030608:763, общей площадью 2000 кв.м, расположенном по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. Татищево, участок , категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 11 февраля 2021 года.

Судья                                                        Алехина О.Г.

2-1385/2021 ~ М-65/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная природоохранная прокуратура МО
ТУ Росимущества в МО
Ответчики
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по МО
Другие
Министерство имущественных отношений МО
Администрация городского округа Солнечногорск
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Алехина Ольга Григорьевна
Дело на странице суда
solnechnogorsk--mo.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Подготовка дела (собеседование)
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2021Дело оформлено
14.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее