Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-68/2022 от 05.03.2022

Дело № 12-68/2022

УИД 21RS0025-01-2022-000182-30

Р Е Ш Е Н И Е

7 апреля 2022 г.                                                                                  г. Новочебоксарск

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Кольцова Е.В.,

с участием: лица, привлеченного к административной ответственности Семенова А.А., представителя Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Егорова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Семенова А.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республики Кузьмина С.П. № 11-44 от 22.12.2021, которым директор ООО «Тусдорстрой»

Семенов Андрей Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец и житель <адрес>, гражданин РФ,

подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республики № 11-44 от 22.12.2021 директор ООО «Тусдорстрой» (далее ООО «ТДС») Семенов А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, - Семенов А.А., обратился в суд с жалобой на указанное постановление, полагая его незаконным и необоснованным по тем основаниям, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Выбор материалов для основного рекультивационного слоя обусловлен экологическими и экономическими факторами. Инертный материал - щебень или вторичные сырьевые ресурсы с обязательным соответствием ГОСТ Р 54098-2010, ГОСТ 25137-82. Щебень известняковый (М400) добывают из Северного участка Бахмутовского месторождения ЧР. В проектной документации отсутствует информация о возможности эксплуатирующей Северный участок Бахмутовского месторождения организации (ООО «Агрохимсервис») поставлять соответствующий требованиям в указанной Проектной документации инертных материалов. В связи с невозможностью ООО «Агрохимсервис» поставлять известняковый щебень М400 фракции 40х70 в объемах, необходимых согласно Проектной документации, ООО «ТДС» заключило договор с ООО «Камская судоходная компания» в целях поставки инертного материала для рекультивационных работ, который имеет соответствующий сертификат. Из данных Проектной документации нельзя установить точное местоположение точек контроля за состоянием окружающей среды, которые определены в Проектной документации. В ходе проведенной проверки были обнаружены три скважины, наблюдательная скважина № 2 так и не была выявлена, обращения в ГУП ЧР «БОС» по данному вопросу результатов не дали. Обнаруженные наблюдательные скважины № 111 и № 119 размещены в теле постоянных основных (ограждающих) дамб, эксплуатируемых ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии и являющихся объектами размещения отходов, входящих в состав комплекса очистных сооружений ГУП ЧР «БОС», Производственный и экологический контроль и мониторинг за состоянием компонентов окружающей среды должен проводиться согласно плану-графику производственного контроля ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии. Общество не могло осуществлять контроль за состоянием подземных вод в четырех наблюдательных скважинах №№ 1, 2, 111 и 119 до начала рекультивационных работ, так как не имело доступа на объекты рекультивации до заключения Госконтракта, не владело информацией об их местоположении. ООО «ТДС» не предоставлен доступ к другим объектам размещения осадкой сточных вод, эксплуатируемых ГУП ЧР «БОС» и являющихся частью указанного комплекса очистных сооружений, при этом п. 6 «Рекомендации» заключения ГЭЭ нося рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению. В связи с чем полагал, что вмененные Обществу нарушения - осуществление использования известнякового щебня фракции 80х120, добытого из карьера, расположенных за пределами Чувашской Республики, не проведение мониторинга состояния окружающей среды согласно проекту, получившего положительное заключение ГЭЭ, не проведение оценки гидрохимических свойств подземных вод с момента создания режимной сети скважин и подготовки соответствующего информационного отчета с картографическими материалами и отсутствие разработанного технологического регламента, определяющего порядок применения осадков сточных вод в качестве удобрений, являются необоснованными, поскольку ООО «ТДС» приняло все возможные меры по недопущению нарушений требований законодательства РФ.

В судебном заседании Семенов А.А. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, вновь приведя их суду.

Представитель административного органа Егоров Р.В. возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республики № 11-44 от 22.12.2021 без изменения, поскольку в действиях Семенова А.М. имелись нарушения Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы рассматриваемого дела и истребованные материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении Семенова А.А., судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) выражается в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно абз. 5 ст. 27 Федерального закона 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995) заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В силу подпункта 7 части 1 статьи 30 ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 18.10.2021 по 10.11.2021 должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на основании решения о проведении внеплановой проверки № РЕ-09/74 от 17.10.2021 заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «ТДС» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проведенной проверки 10.11.2021 составлен акт, согласно которого ООО «ТДС» на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республике ведёт работы по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге - Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии. Работа осуществляется в соответствии с техническим заданием, приложенным к Государственному контракту от 30.06.2020 № 30 (идентификационный код закупки 202213013525021300100100160013900244) и проектной документацией. Объекты рекультивации расположены по адресу: 429950. Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 1. Находятся на одной промышленной площадке в 750 м на юг от р. Волга на её правом берегу, и на расстоянии 1,75 км от русла реки Цивиль.

Шламонакопитель для сухих солей (инв. № 19543), состоящий из трех площадок №№ 5, 6, 7 (общей площадью 12,6712 га), и шламоотстойник №5 (инв. № 24681), состоящий из двух площадок (общей площадью 10,6383 га), включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за номерами 21-00013-X-00592-250914 и 2 1 00013-X-00592 250914 в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592. Объекты рекультивации представляют собой ёмкости, замкнутые по периметру ограждающими и разделительными дамбами. Дамбы и основания емкостей водоупорные.

Основным компонентом рекультивационного слоя технического этапа рекультивации является щебень в смеси с осадком сточных вод.

Проектная документация «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. № 19543) и шламоотстойника № 5 (инв. № 24681) ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии (далее - Обьекты рекультивации), получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по ПФО от 27.11.2018 № 1641. Проектом рекультивации предусмотрен комплекс мероприятий по технической и биологической рекультивации объектов, направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга.

Выполнение работ по государственному контракту на объекте осуществляется на основании проектных документаций, получивших вышеназванные положительные заключения государственной экологической экспертизы.

Проверкой установлено, что реализация объекта государственной экологической экспертизы выполнена ООО «ТДС» с отступлениями от Проектной документации подраздела 7 раз дела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» (шифр 6860-2016-ЙОС7), п. 9 раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (шифр 6860-2016-ООС).

Так, в нарушение заключения ГЭЭ при первом этапе рекультивации шламонакопителя для сухих солей (шламонакопитель № 5) использовался щебень фракции 80*120, добытый из карьеров, расположенных за пределами Чувашской Республики (ООО «Монолит», ООО «Карьер Ковали», ООО «Михайловский карьер» и АО «Сокское Карьеруправление»), что подтверждается актом освидетельствования скрытых работ от 30.07.2021 № 1, при этом проектной документацией предусмотрено, что при рекультивации необходимо использовать щебень, добытый из Северного участка Бахмутовского месторождения Чувашской Республики (Порецкий район Чувашской Республики).

В нарушение заключения ГЭЭ на объекте рекультивации контроль предельно допустимых выбросов по аммиаку, сероводороду, фенолу, углерода оксиду и азота диоксиду в атмосферный воздух от техники, осуществляющей работу, не осуществляется, при этом в соответствии с требованиями Проектной документации с целью снижения негативного воздействия на атмосферный воздух, в ходе работ предусмотрен контроль предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от техники. задействованной при реализации объекта государственной экологической экспертизы. Минимальная периодичность отбора проб - в соответствии с согласованной программной производственного контроля и мониторинга составляет один раз в квартал.

В нарушение заключения ГЭЭ на объекте рекультивации производственный контроль за состоянием подземных вод не осуществляется, при этом с целью снижения негативного воздействия на подземные воды Проектной документацией предусмотрен контроль за состоянием подземных вод в четырех наблюдательных скважинах №№ 1, 2, 111, 119, который необходимо проводить до начала рекультивационных работ и в период проведения таких работ.

В нарушение пункта 6 Заключения ГЭЭ оценка гидрохимических свойств подземных вод с момента создания режимной сети скважин и подготовка соответствующего информационного отчета с картографическим материалом не проведена. По материалам проектной документации технологический регламент, определяющий порядок применения осадков сточных вод в качестве удобрений, не разработан.

Руководство текущей деятельностью ООО «ТДС» осуществляется единоличным исполнительным органом-директором Семеновым А.А.

Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 10.12.2021 в отношении директора ООО «ТДС» Семенова А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица административного органа от 22.12.2021 к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 11-60 от 10.12.2021, актом внеплановой выездной проверки от 10.11.2021, актом освидетельствования скрытых работ № 1 от 30.07.2021, реестр паспортов на щебень фракции 80*120, проектной документацией Научно-производственной фирмы «Нижний», заключением экспертной ГЭЭ проектной документации «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии» от 27.11.2018, другими материалами дела.

Оснований не согласиться с выводами административного органа судья не усматривает.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Семенова А.А. правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Довод о повторном привлечении Семенова А.А. к административной ответственности за одно и то же правонарушение по итогам одной проверки основан на неверном толковании норм процессуального права.

В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Административным органом выявлены разные правонарушения с разными объектами посягательства, предусмотренные различными статьями КоАП РФ, в связи с чем, оснований полагать о повторности привлечения названного лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения не имеется.

Доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Семенова А.А. к административной ответственности подлежат отклонению, поскольку собранными по делу доказательствами подтверждается, что Семенов А.А., являясь директором ООО «ТДС», осуществлял деятельность Общества не в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы. В силу принципа презумпции невиновности Семенов А.А. освобожден от обязанности доказывать свою невиновность, однако он не воспользовался правом представить доказательства, достоверно опровергающие выводы должностного лица, т.е. подтверждающие осуществление деятельности ООО «ТДС» в соответствии с заключением экспертизы.

В рассматриваемом случае директор ООО «ТДС» Семенов А.А., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения Семенова А.А. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Семенову А.А. в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления административного органа, не выявлено.

        При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы Семенова А.А. не имеется.

        Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республики № 11-44 от 22 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении Семенова Андрея Анатольевича оставить без изменения, а жалобу Семенова А.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд ЧР в течении десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                                Е.В.Кольцова

12-68/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Семенов Андрей Анатольевич
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
Судья
Кольцова Е. В.
Статьи

ст.8.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
novocheboksarsky--chv.sudrf.ru
05.03.2022Материалы переданы в производство судье
07.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
07.05.2022Вступило в законную силу
11.05.2022Дело оформлено
11.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее