Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-750/2024 ~ М-1-525/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-1-750/2024

УИД 57RS0012-01-2024-000870-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - судьи Башкатовой Е.В.,

при секретаре Смоляковой О.Ю.,

с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в интересах Дорогавцева Н.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом,

установил:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области в интересахДорогавцева Н.М. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» (далее по тексту БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ»), Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании производить выписку рецептов,обязании обеспечивать лекарственными препаратами,в обоснование указав, что по обращениюДорогавцева Н.М. была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения лекарственными препаратами.

В ходе проверки было установлено, чтоДорогавцев Н.М. состоит на <данные изъяты> учете в <данные изъяты>, является инвалидом <данные изъяты> группы, федеральным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловскойобластии БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Дорогавцев Н.М. не был обеспечен своевременно лекарственным препаратом по МНН «<данные изъяты>».

Согласно информации, предоставленной Департаментом здравоохранения Орловской области 25.09.2023 Дорогавцев Н.М. обратился в аптечную организацию с рецептом от ДД.ММ.ГГГГ на получение лекарственного препарата по МНН «<данные изъяты>» (торговое наименование «<данные изъяты> Вместе с тем указанный рецептурный бланк ДД.ММ.ГГГГ был признан недействительным ввиду истечения срока его действия, фактически обслужен не был.

Невыполнение Департаментом здравоохранения Орловской области возложенных на него обязанностей привело к нарушению прав Дорогавцева Н.М. создало условия реально угрожающие его жизни и здоровью, нарушило конституционное право на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.

С учетом дополнения требований, проситобязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептовДорогавцеву Н.М. на лекарственный препарат по МНН <данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения; обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечиватьДорогавцева Н.М. лекарственным препаратом по МНН <данные изъяты>» всоответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению.

В связи с письменным отказом истца и прокурора от исковых требований в части обязания БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов Дорогавцеву Н.М. на лекарственный препарат по МНН «<данные изъяты>» определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохина М.Н. исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской областиподдержала.

ИстецДорогавцев Н.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2)в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4)с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучениегосударственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения всоответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 года №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Дорогавцев Н.М. является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на <данные изъяты> учете в БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» с диагнозами: <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом Дорогавцеву Н.М. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата по МНН <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ данный рецепт был предъявлен Дорогавцевым Н.М. в аптечную организацию, ДД.ММ.ГГГГ рецепт признан недействительным в связи с истечением срока действия рецепта.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечениеДорогавцева Н.М. лекарственным препаратом с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд приходит к выводу, что отсутствие доступаДорогавцеваН.М.,имеющего заболевание: «<данные изъяты>», к жизненно необходимому лекарственному препарату, назначенному ему, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему делу к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявлениеЛивенской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в интересах Дорогавцева Н.М., удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) в полном объеме обеспечивать Дорогавцева Н.М., <данные изъяты>, лекарственным препаратом по МНН ««<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.05.2024.

Судья

2-1-750/2024 ~ М-1-525/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорогавцев Николай Митрофанович
Ливенская межрайонная прокуратура
Ответчики
БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
ГУП ОО "Орёлфармация"
Суд
Ливенский районный суд Орловcкой области
Судья
Башкатова Е.В.
Дело на сайте суда
livensky--orl.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2024Подготовка дела (собеседование)
24.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее