Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2815/2022 ~ М-2294/2022 от 19.04.2022

Дело №2-2815/2022

64RS0045-01-2022-004629-74

Решение

Именем Российской Федерации

07 июня 2022 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре Мукатаевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.У.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда области,

установил:

А.У.С. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, обосновывая свои требования тем, что он остался без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ году в возрасте 7 лет. Постановлением администрации объединенного МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен в детское государственное учреждение. Решением Калининского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ родители истца А.С.З. и В.И.В. были признаны безвестно отсутствующими. Письмом администрация с.Б.Ольшанка Калининского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ гарантировала выделение истцу жилого помещения по достижению совершеннолетия. Однако, ни по окончании срока пребывания в детском учреждении, ни по достижении совершеннолетия жилое помещение ему предоставлено не было. ДД.ММ.ГГГГ решением Калининского районного суда Саратовской области было отменено решение Калининского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части признания безвестно отсутствующей В.И.В. На момент вынесения данного решения истцу уже исполнилось 19 лет. Во время обучения в ПЛ , ему было известно от педагогов, что он состоит в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако, обратившись в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, ему было сообщено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р он был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, однако распоряжением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ -р он был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Полагает данное распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку жилым помещением он не обеспечивался, в списке нуждающихся в другом субъекте РФ не состоит, утрата оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда области у него также отсутствует. Ссылаясь на нормы материального права и на указанные обстоятельства, А.У.С..С. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным распоряжение уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ -р об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые подлежат обсечению жилыми помещениями, обязать Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области восстановить его в списках в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, с первоначальной даты постановки его на учет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец А.У.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что истец узнал о нарушении своих прав более 11 лет назад, следовательно, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку указанный срок истец ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо – министерство финансов Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст.123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст.57 ГПК РФ.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».

В главе 9 ЖК РФ «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» ч.1 ст.92 дополнена п.8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 «Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

До ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С ДД.ММ.ГГГГ таким гражданам в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п.9 ст.8 названного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Законом Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, предусмотрена возможность реализовать право на жилое помещение, которое они имели, но не смогли реализовать по независящим от них причинам.

Указанное положение Закона Саратовской области направлено на защиту детей-сирот, достигших предельного возраста, установленного федеральным законодателем, которые не реализовали свое право своевременно по не зависящим от них обстоятельствам.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а впоследствии по договору специализированного жилищного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из вышеназванных положений закона, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом следует отметить, что отсутствие лиц, достигших возраста 23 лет, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых данные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями
А.У.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлись А.У.С. и ВолковаИ.В. (л.д.12).

Ранее А.У.С. являлся лицом, оставшимся без попечения родителей.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими документами: путевкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрации Красноармейского МР Саратовской области о направлении несовершеннолетнего А.У.С. в Красноармейский детский <адрес> (л.д.13), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении А.У.С. в Красноармейский детский <адрес> (л.д.15), Постановлением Администрации Объединенного МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о направлении А.У.С. в детское учреждение (л.д.15).

На основании решения Калининского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ родители А.У.С.А.С.З. и В.И.В. были признаны безвестно отсутствующими (л.д.16).

Гарантийным письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было гарантировано выделение жилой площади на территории с.Б.<адрес> А.У.С. по окончании срока пребывания в детском учреждении (л.д.17).

Гарантийным письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было гарантировано выделение жилой площади А.У.С. по достижению совершеннолетнего возраста на территории с.Б.<адрес> (л.д.18).

Из постановления Администрации Объединенного МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено предоставить жилую площадь А.У.С. по окончании пребывания на государственной форме воспитания (л.д.19).

Из справки ГБУ СО «Центр психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей <адрес>» следует, что А.У.С. являлся воспитанником ГБУ СО «Центр психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном содержании и воспитании (л.д.20).

Из ответа органа опеки и попечительства администрации ОМО <адрес> на запрос Детского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что А.У.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на льготной очереди в жилищной комиссии администрации Калининского ОМО под с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).

Решением Калининского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ решение Калининского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части признания безвестно отсутствующей В.И.В. отменено в связи с ее явкой (л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ А.У.С. обратился в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением по вопросу: состоит ли он на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.21).

В ответе на данное обращение министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ сообщило А.У.С., что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -Р он был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, однако распоряжением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ -р был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч.3.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.22).

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоит с ДД.ММ.ГГГГ, до 2014 года (до достижения возраста 23 лет) в компетентный орган по вопросу включения его в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданина, ранее относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался.

С таким заявлением А.У.С. обратился спустя 8 лет после достижения им 23 летнего возраста.

В соответствии с п.1 ч.7 ст.5 Закона Саратовской области от 02.08.2012
-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на специализированный жилищный учет, если статус обратившегося не соответствует требованиям статьей 3 настоящего Закона и части 1 настоящей статьи.

Доводы истца о том, что жилым помещением он не обеспечивался, в другом субъекте РФ в списке нуждающихся не состоит, утрата основания для предоставления благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений у него также отсутствуют, являются несостоятельными и не может повлечь удовлетворение требований истца, поскольку в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что истец по достижении им возраста 18 лет, а также до достижения возраста 23 лет с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в администрацию Калининского муниципального района не обращался, статус лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом утрачен.

Кроме того, как указал сам истец в исковом заявлении, после вынесения судом решения ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения суда о признании матери А.У.С. - В.И.В. безвестно отсутствующей, А.У.С. уже достиг 19-летнего возраста, однако жилым помещением он не был обеспечен.

Как следует из решения Калининского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, А.У.С. принимал участие в судебном заседании, не возражал против заявленных требований отдела опеки и попечительства Администрации Калининского МР Саратовской области об отмене решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания его матери В.И.В. безвестно отсутствующей в связи с тем, что она объявилась, проживает в <адрес>.

Сведений о том, что мать истца В.И.В. была лишена родительских прав в отношении своего сына А.У.С., материалы дела не содержат и доказательств обратного не представлено.

Таким образом, данные обстоятельства явились основанием уполномоченного органа для исключения А.У.С. из списка нуждающегося в предоставлении жилого помещения распоряжением министерство строительства и ЖКХ Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Ссылка истца на то, что имелись гарантийные письма Администрации Калининского района о выделении ему жилой площади по окончании пребывания в детском учреждении и по достижении им совершеннолетнего возраста, во внимание судом не принимаются, поскольку после окончания им обучения и выпуска из государственного учреждения (ДД.ММ.ГГГГ) до января 2022 года (до момента обращения его в уполномоченный орган с просьбой сообщить состоит ли он на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения) прошло порядка 12 лет, до этого времени необходимости для выяснения данного вопроса у истца не возникало.

Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по достижении 23-летнего возраста истцом не представлено, в материалах дела не содержится, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения настоящего дела.

Установленный законодательством возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовывать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих обращению в министерство жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по вопросу постановки на жилищный учет, истец суду не представил.

Принимая во внимание, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет истец не являлся лицом, имеющим право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки; доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, в силу которых до достижения возраста 23 лет он не был поставлен на соответствующий учет, истец не представил – суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2815/2022 ~ М-2294/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ашуров Умид Сафаркулович
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее