УИД 31RS0016-01-2023-001343-88 № 5-60/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Белгород 13 февраля 2023 год
ул. Сумская, д. 76 А
Судья Октябрьского районного суда г. Белгорода Белозерских Л.С., изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела в отношении Черных Александра Викторовича об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
13.02.2023 УУП ОП №1 УМВД России по г.Белгороду в отношении Черных А.В. составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ, который с иными материалами дела передан на рассмотрение в Октябрьский районной суд г.Белгорода.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ наступает в случае массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производства либо хранения в целях массового распространения, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Согласно ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ от 25.07.2002 года "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
В соответствии с положениями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
По настоящему делу процессуальные требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, не были выполнены.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Черных А.В. привлекается к административной ответственности по ст.20.29 КоАП РФ за то, что 10.02.2023 в 10 часов ЦЭП УМВД России по Белгородской области в ходе мониторинга сети «Интернет» «ВКонтакте», установлена учетная запись ФИО3» расположенная по адресу: «https://vk/com/id322599672» на которой в общем доступе для массового распространения размещена видеозапись «4752247860142» - «<данные изъяты>2002» внесенный в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ за №20066 (решением Кировского районного суда г.Новосибирска от 21.06.2013 года), администрирование данной страницы осуществляет Черных А.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>.
Днем обнаружения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, следует считать день обнаружения должностным лицом ЦПЭ УМВД России по Белгородской области интернет-страницы, содержащей видеозапись, включенную в федеральный список экстремистских материалов. Акт осмотра сайта составлен 07.02.2023, в то время, как датой совершения правонарушения в протоколе значится 10.02.2023.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно п. "з" ч. 3 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения.
В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения позволяющие определить место совершения рассматриваемого правонарушения.
Поскольку социальная сеть является Интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, регистрируется в сети на данном сайте по определенному адресу - id322599672.
Исходя из указанного адреса регистрации лица в сети Интернет, самостоятельно установить место совершения правонарушения не представляется возможным.
Отсутствие в протоколе места совершения правонарушения не позволяет определить территориальную подведомственность рассмотрения настоящего дела.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в «массовом распространении», а равно «производстве либо хранении в целях массового распространения» экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Между тем, имеющие существенное значение обстоятельства – выполнение Черных конкретных действий, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены.
Кроме того, в зависимости от сформированного административного обвинения по указанному составу правонарушения формируется предмет доказывания.
При распространении указанной видеозаписи, должностное лицо обязано установить временной период данного распространения и факт самого распространения, а именно скачивание записи либо ее просмотр посторонними людьми.
При хранении, должностное лицо обязано установить временной промежуток хранения указанной информации и доступ к ней посторонних лиц.
В качестве характеристики состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.29 КоАП РФ являются два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции Российской Федерации и подлежащий опубликованию.
Представленный протокол об административном правонарушении, равно как и материалы дела не содержат сведений подтверждающих доводы о дате включения в Федеральный список экстремистских материалов указанной видеозаписи, ссылка на внесение записи в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ за №20066 в отсутствии подтверждающих сведений, в настоящее время не позволяет определить объективную сторону правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации исключительную компетенцию судебной власти составляет осуществление правосудия, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе в Определении от 06.12.2001 г. № 297-О).
Поэтому на судью не может возлагаться выполнение не свойственных ему функций, включая формирование административного обвинения.
Установленные при подготовке данные о нарушении, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, не позволяют рассмотреть дело об административном правонарушении с точки зрения законности и обоснованности.
На основании ст. 29.4. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Черных А.В. подлежит возврату в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков его составления, а именно восполнении неполноты материалов дела.
Руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4, 29.12 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.20.29 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ №1 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░