Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1131/2022 (33-14923/2021;) от 24.12.2021

Судья: Тулякова О.А. гражданское дело № 33-1131/2022

(№ 2-2002/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 января 2022 года              г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Занкиной Е.П.,

судей Дудовой Е.И., Мельниковой О.А.    

при секретаре Зенкевиче В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Игонтова С.В. в лице представителя по доверенности Валиевой Л.И. на решение Советского районного суда г.Самары от 28 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Игонтова С.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании производить начисление платы из количества собственников, перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., объяснения Игонтова С.В. и его представителя Валиевой Л.И. в поддержание доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

ус т а н о в и л а:

Игонтов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете платы за коммунальные услуги.

В обоснование заявленных требований указано, что Игонтову С.В. принадлежит на праве собственности с 2008 г. жилой дом, общей площадью 475,6 кв.м., расположенный по <адрес>

В 2021 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» предъявило истцу требование об оплате задолженности в сумме 43 146,80 руб. за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по август 2020 года, в котором расчет платы произведен, исходя из площади принадлежащего истцу жилого дома.

Ответчиком при расчете платы за коммунальные услуги не учтено, что истец по указанному адресу не зарегистрирован и не проживает, услуги по обращению с ТКО по указанному адресу в спорный период ответчику не оказывались, контейнер для мусора отсутствовал.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с истцом не заключался, проект такого договора в его адрес не направлялся.

Истец полагает, что расчет платы за предоставление таких услуг должен производиться, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении. При отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Ответчиком не направлялось в адрес истца предложения о заключении договора по обращению с ТКО, ответчик в одностороннем порядке определил размер платы за коммунальную услугу, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных доходов, с чем истец не согласен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнений требований просил обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» производить начисление платы Игонтову С.В. за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету по жилому дому, расположенному по <адрес> начиная с января 2019 года, исходя из количества собственников жилого дома; произвести перерасчет платы, начисленной Игонтову С.В. за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с января 2019 года по август 2020 года.

Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился истец Игонтов С.В., в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обосновании доводов жалобы указывает, что у него с ответчиком отсутствуют договорные отношения по обращению с ТКО, место сбора отходов в доступной близости от жилого дома истца не оборудовано. Истец по спорному адресу не зарегистрирован и не проживает, услуги ответчиком фактически не оказываются. Расчет платы должен производиться по количеству собственников, а не из жилой площади объекта. Кроме того, принадлежащий истцу жилой дом, располагается на территории <адрес>, в котором нет четкой организации места размещения пункта сбора отходов, как это организовано в черте <адрес>.

От ООО «ЭкоСтройРесурс» поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.

В суде апелляционной инстанции истец Игонтов С.В. и его представитель Валиева Л.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Ответчик ООО «ЭкоСтройРесурс» в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п. 1).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из абзаца 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.

Согласно п. 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4 раздела 1 Правил).

В силу ч. 4 ст. 24.7 указанного ранее Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Из части 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вытекает обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

И содержания п. 8 (17) раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Игонтову С.В. с 26.05.2008 г. принадлежит на праве единоличной собственности жилой дом с кадастровым , площадью 475, 6 кв.м. расположенный по <адрес>

ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 ноября 2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области с 01.01.2019 г.

Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального Самарской области от 18.12.2018 № 846 «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс»». Приказ вступил в законную силу 01.01.2019, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет.

Пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 №354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы) (п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв.Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов").

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (п. 4 указанных Правил).

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходовна территории городских округов Самарской области на 1 кв.м. общей площади жилого помещения, которые применяются для городских округов Самарской области, утвержден соответствующий перечень городских округов.

<адрес> включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м. общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу (пп.2).

В соответствии с п. 6 Приказа он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

Согласно представленной квитанции за апрель 2021 г. у истца имеется задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами относительно объекта по <адрес> в размере 60 405,52 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №42 Промышленного района г.Самары от 20 мая 2021 г. с Игонтова С.В. в пользу ООО "ЭкоСтройРесурс" в отношении вышеуказанного объекта взыскана задолженность за услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 г. по август 2020 г. в размере 43 146, 80 руб. Из пояснений истца следует, что в отношении него возбуждено исполнительное производство.

Из искового заявления следует, что в данном жилом доме никто не проживает и не зарегистрирован, в связи с чем, истец полагает, что требование об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО по данному жилому дому, исходя из площади объекта, является незаконным. Также истец ссылается на то, что при исчислении суммы оплаты за указанную услугу ответчиком не учтены существенные обстоятельства, такие как территориальное размещение объекта, который находится в черте населенного пункта, что исключает расчет сумм оплаты за данную услугу в зависимости от площади жилого помещения.

Истцом не направлено заявления в адрес ответчика о заключении с ним договора по оказанию коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что предложение о заключении договора, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты 23.12.2018 г. размещены ответчиком на официальном сайте в сети Интернет.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости на жилой дом, расположенный по <адрес>, общая площадь жилого дома составляет 475, 6 кв.м.

Аналогичная общая площадь объекта указана в свидетельстве о государственной регистрации права от 11.02.2005 г.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения", Правилами предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, оценив представленные доказательства, установив, что действия ответчика соответствуют требованиям нормативных актов, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом, суд указал, что договор по обращению с ТКО между сторонами считается заключенным в силу закона на условиях типового договора путем совершения конклюдентных действий, в связи с чем коммунальная услуга по обращению ТКО подлежит оплате с 01.01.2019, т.е. с даты фактического оказания ответчиком соответствующей услуги.

Поскольку органом государственной власти Самарской области на 2019 год принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Кинель исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м. общей площади жилого помещения, довод истца о том, что данные платежи должны начисляться, исходя из количества собственников жилого помещения, основан на неверном толковании норм права.

Представленная стороной истца копия технического паспорта на жилой дом от 22.11.2007 не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в ЕГРН относительно технических характеристик дома, суду не представлено. В лицевом счете за расчет платы за ТКО производится исходя из площади объекта 475, 60 кв.м., согласно официального источника зарегистрированных прав.

Данных, свидетельствующих о неоказании услуг ответчиком в спорный период, судом не установлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам, дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что начисление коммунальных услуг должно производиться из количества собственников жилого помещения, являются несостоятельными.

Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018г. № 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м. общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов <адрес>) на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.

Жилой дом истца располагается по <адрес>

<адрес> включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м. общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу (пп.2).

Доводы истца о том, что жилая площадь дома составляет 106,90 кв.м., не могут быть приняты во внимание. Как верно отметил суд первой инстанции, представленная стороной истца копия технического паспорта на жилой дом от 22.11.2007 не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в ЕГРН относительно технических характеристик дома, суду не представлено. В лицевом счете за расчет платы за ТКО производится исходя из площади объекта 475, 60 кв.м., согласно официального источника зарегистрированных прав.

Довод апелляционной жалобы относительно не проживания Игонтова С.В. в принадлежащем ему жилом помещении по <адрес>, не является основанием для освобождения истца, как собственника жилого помещения, от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.

В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством РФ не установлен порядок перерасчета данной платы.

В настоящее время на территории г.о. Кинель размер платы за вывоз твердых коммунальных отходов не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц, и поставлен в зависимость от площади жилого помещения, принадлежащего гражданину, в связи с чем, временное отсутствие и не проживание лица в жилом помещении не может влиять на плату за вывоз твердых коммунальных отходов, методика расчета размера которой не содержит такой переменной как число лиц, проживающих в жилом помещении.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений между истцом и ООО «ЭкоСтройРесурс», судебная коллегия считает необоснованными.

Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и оплаты данных коммунальных услуг предусмотрена ст. ст. 30,154,155,161 ЖК РФ, ст. ст. 24.6,24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641».

Типовая форма договора утверждена постановлением № 1156, п. 8( 4) постановления № 1156 определяет основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО : письменная заявка, пописанная потребителем или его законным представителем, либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.

Установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» разместил 25.12.2018г. в печатных СМИ и на своем сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Истцом не была направлена в адрес ответчика заявка о заключении договора, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и Региональным оператором является заключенным на условиях типового договора, а оказываемые истцу услуги вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 1 января 2019 года.

Доказательств того, что Региональным оператором не оказывается истцу услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами или оказывается ненадлежащего качества истцом не представлено.

Акта о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ № 1156, в материалах дела не имеется.

Отсутствие контейнерной площадки в непосредственной близости от жилого дома истца не лишает его возможности выбрасывать мусор посредством бесконтейнерного сбора или путем его размещения на иных контейнерных площадках.

Все доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении и в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка. Данные доводы не опровергают выводы суда, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут являться достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Советского районного суда г.Самары от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игонтова С.В. в лице представителя по доверенности Валиевой Л.И. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий -

Судьи:

33-1131/2022 (33-14923/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Игонтов С.В.
Ответчики
ООО ЭкоСтройРесурс
Другие
Валиева Л.И.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.12.2021[Гр.] Передача дела судье
26.01.2022[Гр.] Судебное заседание
18.02.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее