Дело № 5-12/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 27 января 2022 года
ул. Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Шигапова Р.Ф.,
представителя Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Сысоевой А.О.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Шигапов Р.Ф., <иные данные>
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Главным врачом ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» Шигаповым Р.Ф. нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, совершенное в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
I. ДД.ММ.ГГГГ в период с 13 часов 50 минут до 16 часов 40 минут по месту фактического нахождения амбулаторно-поликлинического отделения ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ»: <адрес>
1.не обеспечено проведение заключительной дезинфекции (после убытия (госпитализации) больного новой коронавирусной инфекции по месту работы, поскольку согласно представленному графику проведения генеральной уборки помещений на 2021год, утвержденного главным врачом Шигаповым Р.Ф., с кратностью проведения 1 раз в месяц по административным, вспомогательным помещениям, вписана дата проведения внеочередной генеральной уборки ДД.ММ.ГГГГ в кабинете главного врача (место работы заболевшего Шигапова Р.Ф. новой коронавирусной инфекцией, последняя дата посещения работы ДД.ММ.ГГГГ), приемной, коридоре, санузле, тем самым нарушен пункт6.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», часть 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 6.4. СП 3.1.3597-20, заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.
Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом.
2. Вопреки требованию пункта 4.2. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», статьи11 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при входе в амбулаторно-поликлиническое учреждение по фактическому адресу <адрес>, <адрес> Эл не проводится входная бесконтактная термометрия тела с целью разграничения потоков пациентов в соответствии с пунктом 3.3.2. Методических рекомендаций 3.1.0209-20 «Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19),
Согласно пункту 4.2. СП 3.1.3597-20, эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);
- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;
- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);
- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);
- дезинфекцию;
- экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям <2>;
- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях;
- соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
3. В нарушение пункта 3465 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». не организовано проведение иммунизации на новую коронавирусную инфекцию врача-бактериолога ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» МЕМ
Согласно пункту 3465 СанПиН 3.3686-21, профилактическая иммунизация персонала МО проводится в соответствии с национальным и региональным календарями профилактических прививок, календарем прививок по эпидемиологическим показаниям, а также в соответствии с постановлениями главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.
Для предотвращения вредного влияния биологического фактора на здоровье медицинского персонала в действующих МО в перевязочных для гнойных и ожоговых больных при недостаточной эффективности работы механической приточно-вытяжной вентиляции должно быть предусмотрено устройство обеззараживания воздуха.
II. ДД.ММ.ГГГГ в период с 13 часов 30 минут до 16 часов 00 минут по месту фактического нахождения микробиологической, паразитологической и ПЦР-лаборатории ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ»: <адрес>
1. Не организовано и не обеспечено проведение внепланового инструктажа с отметкой в журнале инструктажей или личной карточке инструктажей сотрудников микробиологической, паразитологической и ПЦР-лаборатории при введении в действие новых требований санитарных норм и правил, влияющих на безопасность проведения работ с ПБА; а именно не проведен внеплановый инструктаж по биологической безопасности в соответствии с требованиями введенных в действие СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», что является нарушением пункта 157 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту пункта 157 раздела IV СанПиН 3.3686-21, внеплановые инструктажи с отметкой в журнале инструктажей или личной карточке инструктажей сотрудника проводят: при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней; при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по биологической безопасности, а также изменений к ним; при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность проведения работ с ПБА; при нарушении сотрудниками требований биологической безопасности, которые могут привести или привели к аварии; по требованию органов надзора.
2. В нарушение пунктов 484 и 489 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не обеспечено наличие и регистрация сведений об уничтожении ПБА II-IV групп, (культур, штаммов микроорганизмов и вирусов) во всех подразделениях в соответствии с таблицей 12 приложения 7 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», а именно на момент проверки «Журнал регистрации уничтожения ПБА I-IV групп, (культур, штаммов микроорганизмов и вирусов)» не ведется и не представлен, вместо вышеуказанного Журнала, ведется и представлен Журнал на СВЧ установку для обеззараживания отходов в котором ежедневно фиксируются циклы работы по утилизации отходов лаборатории.
Согласно пунктам 484 и 489 раздела IV СанПиН 3.3686-21, во всех подразделениях организации, осуществляющих работы с использованием ПБА I - IV групп, должен быть обеспечен учет их наличия, количества и передвижения (рекомендуемые образцы приведены в таблицах 1 - 4, 8, 10 - 14 приложения 7 к Санитарным правилам).
Сведения об уничтожении ПБА I - IV групп во всех подразделениях (культур, штаммов микроорганизмов и вирусов) регистрируются в журнале (рекомендуемый образец приведен в таблице 12 приложения 7).
3. Не организовано и не обеспечено техническое обслуживание автоклава ВК-75 (Автоклав - это сосуд, работающий под давлением), а именно на момент проверки не представлены документы, подтверждающие техническую исправность (гидравлические испытания и поверка манометров), что является нарушением пункта 185 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 185 раздела IV СанПиН 3.3686-21 приборы, испытательное оборудование и средства измерений, используемые в работе лаборатории, должны быть технически исправны, соответствовать законодательству о технических средствах измерений, должны быть аттестованы.
4. В нарушение пункта 336 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не обеспечено выполнение работ в микробиологической, паразитологической и ПЦР - лаборатории с соблюдением надлежащей техники выполнения микробиологических работ (НТВМР), а именно в «ПЦР лаборатории» вопреки требованию пункта 4.5 Методических рекомендаций MP 3.1.0229-21 "Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях" не обеспечено с целью обеспечения достоверности результатов исследований осуществления внутрилабораторного контроля качества дезинфекции и отсутствия контаминации путем исследования смывов с рабочих поверхностей оборудования и поверхностей помещений (рекомендуемая кратность взятия смывов с целью внутрилабораторного контроля качества дезинфекции - при исследовании до 500 проб в сутки - 1 раз в неделю, при исследовании более 500 проб в сутки - 2 раза в неделю). Результаты исследования смывов заносят в журнал внутрилабораторного контроля;
на момент проверки «ПЦР лаборатория» выполняло лабораторные исследования в целях диагностики COVID-19 более 500 проб в сутки, а согласно «Рабочему журналу внутрилабораторного производственного контроля проведения исследований на короновирусную инфекцию методом ПЦР» регистрация смывов проводится реже 2 раз в неделю (например, ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ), что не соответствует пункту 4.5 MP 3.1.0229-21 "Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях".
Согласно пункту 336 раздела IV СанПиН 3.3686-21, работы в лаборатории должны выполняться с соблюдением НТВМР (надлежащей техники выполнения микробиологических работ).
5. Вопреки требованию пункта 223 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не обеспечен контроль за приготовлением рабочих растворов дезинфицирующих средств перед началом проведения работ с ПБА с использованием тестов экспресс-контроля концентрации рабочих растворов на соответствующее дезинфицирующее средство. Результаты фиксируют в журнале учета и контроля приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств, а именно на момент проверки в представленном Журнале контроля концентрации рабочих растворов дезинфицирующих и стерилизующих средств не регистрируется результат контроля дезинфицирующего средства Мистраль 3% раствор (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), используемого для проведения генеральных уборок и заключительной дезинфекции в помещениях лаборатории, проводящих исследования на СОVID-19.
Согласно пункту 223 раздела IV СанПиН 3.3686-21, контроль приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств осуществляют назначенные руководителем подразделения сотрудники перед началом проведения работ с ПБА с использованием тестов экспресс-контроля концентрации рабочих растворов на соответствующее дезинфицирующее средство. Результаты фиксируют в журнале учета и контроля приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств.
Использование дезинфицирующего средства Мистраль 3% раствор (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), используемого для проведения генеральных уборок и заключительной дезинфекции в помещениях лаборатории, зарегистрированного в Журнале учета проведения генеральных уборок в «ПЦР лаборатории», контроль за которым не осуществлялся с использованием тестов экспресс-контроля концентрации рабочих растворов; создает угрозу применения данного раствора в несоответствующей концентрации и как следствие возможности контаминации объектов внешней среды.
6. В нарушение пункта 6.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)», части 1 стать 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не обеспечено для проведения заключительной дезинфекции по случаю заболевания (положительные результаты лабораторных исследований на COVID-19 у К.А.Г от ДД.ММ.ГГГГ и у Б.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ - сотрудников лаборатории), применение дезинфицирующего средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений, а именно согласно регистрации в Журнале учета проведения генеральных уборок в «ПЦР лаборатории» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано проведение заключительной дезинфекции дезинфицирующим средством 3% раствор «Мистраль» экспозиция 60 минут (относится к группе третичных аммониевых соединений (N,N-бис-(3-аминопропил) додециламин–7,5%) согласно инструкции по применению, которое не относится к группе хлорактивных и кислородактивных соединений, таким образом применялось дезинфицирующее средство не регламентированное санитарным законодательством для применения при проведении заключительной дезинфекции в очаге новой короновирусной инфекции COVID-19.
7. Вопреки требованию пунктов 213 и 338 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не обеспечено проведение дезинфекции различных объектов с ПБА химическим методом обеззараживания (использование растворов дезинфицирующих средств, аэрозольным методом при условии отсутствия людей) методом и в режимах, приведенных в приложении 2 к Санитарным правилам и нормам СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», а именно в «ПЦР лаборатории», проводящей диагностические исследования COVID-19 используется дезинфицирующее средство Мистраль, относящееся к химической группе третичные амины в соответствии с пунктом 1.1 Инструкции № по применению средства дезинфицирующего «Мистраль» в лечебно-профилактических учреждениях «средство содержит 7,5% N,N-бис (3-аминопропил) додециламина в качестве действующего вещества, а также вспомогательные компоненты: краситель, отдушку и воду. Показатель активности водородных ионов (рН) 1% раствора средства составляет 10,6±0,6.), что подтверждается регистрацией данного средства в Журнале учета проведения генеральных уборок ПЦР лаборатории, что не соответствует приложению 2 в котором указано, что для химического метода обеззараживания вирусов (таблица 3) применяются хлорактивные и кислородактивные дезинфицирующие средства, таким образом в «ПЦР лаборатории» применялось дезинфицирующее средство не регламентированое санитарным законодательством для обеззараживания вирусов при работе с ПБА.
Согласно пунктов 213 и 338 раздела IV СанПиН 3.3686-21, дезинфекцию различных объектов с ПБА осуществляют физическим (кипячение, водяной насыщенный пар под избыточным давлением, сухой горячий воздух, УФ-облучение, СВЧ-излучение), химическим (использование растворов дезинфицирующих средств, аэрозольным методом при условии отсутствия людей) или комбинированным методами и в режимах, приведенных в приложении 2 к Санитарным правилам.
Обеззараживание инфицированного материала и отходов при работе с ПБА II или III - IV групп проводят согласно приложению 2 к Санитарным правилам.
8. В нарушение пункта 3.2. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не представлены на момент проверки письменные согласия специалистов микробиологической, паразитологической и ПЦР-лаборатории, допущенных к проведению исследований по выявлению вируса SARS-CoV-2, который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (приложение 1 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний».
Согласно пункту 3.2. СП 3.1.3597-20, первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III - IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности.
Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I - II группы патогенности.
Срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 24 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование.
Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.
9. В нарушение пункта 188 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не представлены на момент проверки документы подтверждающие проверку эксплуатационных характеристик систем приточно-вытяжной вентиляции (ПВВ) микробиологической, паразитологической и ПЦР-лаборатории в соответствии с требованиями нормативных документов, специалистами учреждений, организаций, аккредитованных на этот вид деятельности в национальной системе аккредитации: не реже одного раза в год.
Согласно пункту 188. раздела IV СанПиН 3.3686-21, проверку эксплуатационных характеристик боксов микробиологической безопасности (БМБ), защитных боксированных устройств (ЗБУ) и систем приточно-вытяжной вентиляции (ПВВ) в соответствии с требованиями нормативных документов проводят специалисты учреждений, организаций, аккредитованных на этот вид деятельности в национальной системе аккредитации: после монтажа и подготовки к использованию; не реже одного раза в год, после перемещения, замены фильтров или ремонта БМБ.
10. Вопреки требованию пункта 195 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не представлены документы подтверждающие проведение проверки эффективности работы систем кондиционирования микробиологической, паразитологической и ПЦР-лаборатории один раз в год с отметкой в журнале.
Согласно пункту 195 раздела IV СанПиН 3.3686-21, один раз в год проводится проверка эффективности работы систем механической ПВВ и кондиционирования, при необходимости - текущие ремонты (с предварительной дезинфекцией), с отметкой в журнале.
11. В нарушение пункта 197 раздела IV СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», части 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не представлены документы, подтверждающие очистку и дезинфекцию фильтрующей системы один раз в три месяца в микробиологической, паразитологической и ПЦР-лаборатории (лаборатории 2-го уровня биобезопасности, осуществляющего деятельность с использованием ПБА III-IV групп), а именно фильтрующей системы кондиционеров в боксах (помещений ПЦР -лаборатории).
Согласно пункту 197 раздела IV СанПиН 3.3686-21, в лабораториях (подразделениях) 1 и 2 уровня биобезопасности, осуществляющих деятельность с использованием ПБА III - IV групп, разрешена установка кондиционеров в боксах (микробиологических комнатах) при условии их выключения во время работы с ПБА. Очистку и дезинфекцию фильтрующей системы проводят один раз в три месяца.
В судебном заседании Шигапов Р.Ф. вину в предъявленном правонарушении признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, так же пояснил, что имеет кредит - ипотеку, супруга инвалид 3 группы не работает.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сысоева А.О. объем предъявленного правонарушения поддержала, и считает, что имеются все основания для квалификации по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ и возможным снизить размер штрафа.
Выслушав Шигапова Р.Ф., Сысоеву А.О., изучив материалы дела, дополнительные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболевании», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 20021 года №4.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Согласно приказа Министра Здравоохранения Республик Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № Шигапов Р.Ф. назначен на должность главного врача ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Шигапов Р.Ф. относится к должностному лицу, выполняющему организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Соответственно, контроль за соблюдением вышеуказанных санитарных правил требований и исполнения их возложен на Шигапова Р.Ф.
Переходя к юридической оценке совершенного, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина главного врача ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» Шигапова Р.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, установлена.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).
Вывод о доказанности вины Шигапова Р.Ф. основаны: протоколом об административном правонарушении, распоряжением Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о проведении вакцинации, графиком проведения генеральных уборок, журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, рабочим журналом внутрилабораторного производственного контроля работы проведения исследований на короновирусную инфекцию методом ПЦР, журналом контроля концентраций рабочих растворов дезинфицирующих и стерилизующих средств, информацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» о заболевших, информацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (пробы от ДД.ММ.ГГГГ, пробы от ДД.ММ.ГГГГ,), акта расследования случая заболевания от 28.09.2021г., акта расследования случая заболевания от 18.09.2021г., должностной инструкцией главного врача ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ», копией приказа о назначении на должность главного врача ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ», а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, которая организована в связи с регистрацией новой коронавирусной инфекиии COVID-2019 у сотрудников ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» положительные результаты лабораторных исследований на COVID-19 у Шигапов Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, у БЕВ от ДД.ММ.ГГГГ (экстренное извещение от ДД.ММ.ГГГГ № КАГ).
Из Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что главным врачом ГБУ РМЭ «РЦПБ СПИД и ИЗ» Шигаповым Р.Ф. допущены вышеуказанные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, совершенное в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Выявленные нарушения так же изложены и в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ журнала инфекционных заболеваний ф 060/у, кабинета забора биологического материала для исследования методом ПЦР на COVID-19 (кабинет № приема врача-инфекциониста), документы сан. эпид. режиму (генуборки; УФ-облучения; по учету замера температуры у сотрудников о проведенных противоэпидемических мероприятиях по случаям регистрации COVID-19; помещения административные, кабинета врача-инфекциониста №, коридора, холла (регистратура) адресу: <адрес> в Акте обследования в микробиологической лаборатории ГБУ РМЭ РЦПБ СПИД и ИЗ» по месту фактического нахождения <адрес>.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Шигапова Р.Ф. по делу не усматривается.
В качестве смягчающего обстоятельства признается полное признание вины и раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетнего и малолетнего ребенка, наличие инвалидности третьей группы.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая, что нарушение вышеназванных требовании при введении режима повышенной готовности, введенные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании этих требований, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
На основе всесторонней оценки содеянного и личности правонарушителя, исходя из положений статей 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, оценив обстоятельства конкретного дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Шигаповым Р.Ф. административного правонарушения, его личности, имущественного и семейного положения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о действительной необходимости применения в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ) административного наказания в виде штрафа, так как именно такая мера государственного принуждения достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с этим, согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
С учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, приведенных выше обстоятельств, имущественного положения Шигапова Р.Ф., имеющий кредитный договор (ипотеку), супруга инвалид третьей группы не работает, и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица административный штраф в размере 50 000 рублей, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Шигапов Р.Ф. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл)
Отделение - НБ Республики Марий Эл, счет получателя 0310064300000001080,
кор/с 40102810545370000075, БИК 018860003, ИНН 1215101152,
КПП 121501001; КБК 14111601061010003140,
ОКТМО 88701000, УИН 14104120007200034263
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено 29 января 2021 года.
Судья Р.Я. Сабирьянов