Дело № 2-2661/2022
55RS0007-01-2022-003618-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А., при секретаре судебного заседания Денисовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах КНА к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении нового жилого помещения взамен утраченного,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах КНА с названным иском к ответчику, в обоснование требований указав, что в прокуратуру обратился КНА с заявлением о защите жилищных прав, поскольку многоквартирный дом, где ему была предоставлена квартира как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан аварийным и подлежащим сносу, иное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным нормам, ему по договору найма специализированных жилых помещений, не предоставлено. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что КНА относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях исполнения обязательств по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в собственность <адрес> по государственным контрактам, заключенным между казенным учреждением <адрес> "Омскоблстройзаказчик" и ООО "Омскагрострой" были приобретены квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилые помещения предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Казенному учреждению <адрес> "Центр учета и содержания собственности <адрес>" дано поручение заключить договоры найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с лицами из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилымипомещениями, в том числе с КНА ДД.ММ.ГГГГ между субъектом Российской Федерацией - <адрес>ю, представленной в договоре КУ "ЦУС" и КНАна основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № (далее - договор). В соответствии с п. 1 договора нанимателю КНА передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности <адрес>, состоящее из квартиры общей площадью 33,7кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, для временного проживания в нем. Распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КНА исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.В настоящее время срок действия договора истек, продление срока его действия не представляется возможным в связи с аварийным состоянием многоквартирного дома. Распоряжением Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, жилые помещения в котором были предоставлены детям-сиротам, признан аварийным и определен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ. тем самым, многоквартирный жилой дом, в котором КНА предоставлена квартира, в отношении которой заключен договор, на момент его заключения не отвечал установленным требованиям в связи с низким качеством строительных работ, неудовлетворительными условиями для эксплуатации здания, что впоследствии повлекло за собой утрату жилого помещения. В настоящее время собственного жилого помещения, а также возможности его приобрести КНА не имеет, проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> по устной договоренности.В связи с этим <адрес>ю в лице Министерства имущественных отношений <адрес> и КУ "ЦУС" не были надлежащим образом выполнены возложенные Федеральным законом № 159-ФЗ обязанности по предоставлению лицам указанной категории благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, что не обеспечило реализацию государственных гарантий их прав на жилое помещение. Просит возложить на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанность по предоставлению КНА, как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, пригодного для постоянного проживания, взамен утраченного (л.д. 6-12).
В судебном заседании представитель истца прокуратуры <адрес> БЕЮ, действующая на основании доверенности (л.д. 121), заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Истец КНА в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 114).
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> ПАЮ, действующая на основании доверенности (л.д. 96), в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 90-95), согласно которому в целях исполнения обязательств по обеспечению детей-сирот, на основании распоряжения Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ №-р в состав казны <адрес> включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд <адрес>, отнесено к жилым помещениям для детей-сирот, и передано на баланс КУ "ЦУС". Указанное жилое помещение во исполнение распоряжения Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ передано КНА для проживания, как лицу из числа детей-сирот, по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания в доме аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, р.<адрес> был признан аварийным и подлежащим реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение Минстроя №-рп «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции». Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в <адрес>» предусмотрено строительство объектов на территории р.<адрес> муниципального района <адрес>, после завершения мероприятий по строительству указанных объектов и вводу жилых домов в эксплуатацию, помещения будут незамедлительно предоставлены лицам из числа детей-сирот взамен ранее предоставленных жилых помещений.
Представители третьих лиц Министерства образования <адрес>, КУ "ЦУС", Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 116-119).
От представителя третьего лица КУ "ЦУС" суду представлено возражение на иск (л.д. 122-124), согласно которому разрешение исковых требований третье лицо оставляет на усмотрение суда. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, КУ «ЦУС» является уполномоченной организацией в сфере управления казенным имуществом <адрес>, выполняет работы и исполняет государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий <адрес> в сфере управления собственностью <адрес>. На основании распоряжения Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в состав казны <адрес> включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и передано КУ «ЦУС» по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд <адрес> и отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и передано КУ «ЦУС» для проживания КНА по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок действия указанного договора составлял 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп, указанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
От представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> представлен письменный отзыв (л.д. 74).
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции РФ).
В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что КНА как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением в защиту своих жилищных прав (л.д. 13).
Распоряжением Министерства образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, КНА включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно списку (л.д. 77-79).
Проведенной прокуратурой проверкой по его обращению установлено, что в целях исполнения обязательств по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в собственность <адрес> по государственным контрактам, заключенным между Казенным учреждением <адрес> "Омскоблстройзаказчик" и ООО "Омскагрострой", были приобретены квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилые помещения, указанные в приложенном перечне, в том числе и спорное жилое помещение, приняты к учету в казну <адрес>, включены в специализированный жилищный фонд <адрес>, отнесенный к жилым помещениям для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, переданы КУ "ЦУС" для управления.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилые помещения предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КУ "ЦУС" дано поручение заключить договоры найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с лицами из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указанными в перечне, в том числе с КНА (л.д. 16-17).
Положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицамиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социальногонайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между субъектом Российской Федерацией - <адрес>ю, представленной в договоре КУ "ЦУС" (наймодатель), и КНА (наниматель) на основании распоряжения Министерства имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №-р заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №, по условиям которогоКНА передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из квартиры общей площадью 33,7кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, для временного проживания в нем (л.д. 26-29).
Согласно акту приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, переданное КНА жилое помещение по адресу: <адрес>, р.<адрес>, находится в удовлетворительном состоянии, пригодно для проживания (л.д. 30).
В соответствии с п.п. 1 п. 14 заключенного с КНА договора найма жилого помещения,наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, являющееся благоустроенным применительно к условиям <адрес>.
В настоящее время срок действия договора истек.
Согласно заключению Межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, р.<адрес> был признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 32-37).
Распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КНА исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано в связи с предоставлением жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 80-81).
Распоряжением Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, жилые помещения в котором были предоставлены детям-сиротам, признан аварийным и определен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
В связи с тем, что в ходе использования указанных жилых помещений выявлены существенные недостатки, Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в Арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением о расторжении государственных контрактов, взыскании в пользу <адрес> в лице Министерства имущественных отношений уплаченных денежных средств.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № требования Министерства имущественных отношений <адрес> с учетом уточнения удовлетворены, судом постановлено: «Применить последствия расторжения государственных контрактов №№ от ДД.ММ.ГГГГ; №№.№ от ДД.ММ.ГГГГ.Прекратить право собственности <адрес> на жилые помещения - квартиры - №, расположенные в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности ООО «Омскагрострой» на жилые помещения - квартиры - № расположенные в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д. 51-56).
Тем самым, решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № также удовлетворены требования Министерства имущественных отношений <адрес> о применении последствий расторжения государственных контрактов на приобретение жилых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, д. Мельникова, <адрес>, корпус 2, в числе которых была <адрес>, предоставленная по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КНА
Следовательно, многоквартирный жилой дом, в котором КНА была предоставлена квартира, в отношении которой заключен договор, на момент его заключения не отвечал установленным требованиям в связи с низким качеством строительных работ, неудовлетворительными условиями для эксплуатации здания, что впоследствии повлекло за собой утрату жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений <адрес> (п. 2).
По информации <адрес>, направленной в адрес <адрес>, КНА жилым помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям, предоставляемым лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе к жилой площади данных помещений, до настоящего времени не обеспечен (л.д. 15).
По сведениям БУОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», КНА право бесплатной приватизации жилого помещения на территории <адрес> не использовал (л.д. 82), также у КНА отсутствует право собственности на объекты недвижимости (л.д. 84).
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, омский район, <адрес>, где в настоящее время проживает истец КНА, является ХЛФ (л.д. 85-87).
На основании вышеизложенного, судом установлено, что в настоящее время собственного жилого помещения КНА не имеет, до сегодняшнего дня пригодным для постоянного проживания жильем не обеспечен.
Исходя из изложенного выше, Министерством имущественных отношений <адрес> не были надлежащим образом выполнены возложенные на него Федеральным законом № 159-ФЗ обязанности по предоставлению истцу как лицу указанной категории благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, что не обеспечило реализацию государственных гарантий его прав на жилое помещение.
Учитывая утвержденный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарными техническим требованиям, пригодного для постоянного проживания в соответствии с указанным выше Порядком взамен утраченного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, следует возложить на Министерство имущественных отношений <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.