Дело № 2-245/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» декабря 2010 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Епишиной Н.А.,
с участием представителей заявителя Суворовой С.С. и Галкиной Е.Н., действующих на основании доверенностей,
представителей заинтересованного лица - администрации Усть-Зулинского сельского поселения Андреевой Ф.Е., администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению Леханова Сергея Максимовича к администрации Усть-Зулинского сельского поселения и администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным отказа в постановке его на учёт и выделении средств на приобретение жилья в первоочередном порядке в соответствии с Законом «О ветеранах»,
у с т а н о в и л:
Леханов С.М. обратился в суд с заявлением к администрации Усть-Зулинского сельского поселения и администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным отказа в постановке его на учёт, как имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 23.2,15 Закона «О ветеранах». В обоснование заявленных требований указал, что дважды обращался с заявлением в органы государственной власти о выделении средств на улучшение жилищных условий на основании статьи 15 п. 1 п.п. З Закона «О ветеранах», в соответствии с которой имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как участник Великой Отечественной войны. В соответствии с названной нормой как участник Великой Отечественной войны он имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от его имущественного положения.
Уведомлением об отказе в постановке на учет Администрация Усть-Зулинского сельского поселения ссылается на статью 53 ЖК РФ. Отказ в постановке на учет для выделения средств на приобретение жилья не обоснован, ссылка администрации на статью 53 ЖК РФ незаконна, поскольку Закон «О ветеранах» регламентирует четкий перечень граждан, которые обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством. В частности, к такой категории граждан, в соответствии со статьей 14 п.1 п.п.4 Закона «О ветеранах», относятся инвалиды боевых действий. Как гласит названная норма: «…инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации». Следовательно, если Закон «О ветеранах», его конкретные статьи не содержат в себе ссылку на Жилищный кодекс РФ, то органы государственной власти не вправе ссылаться в своих действиях на закон, не имеющий в его случае к нему никакого отношения. В своих действиях органы государственной власти должны руководствоваться статьей 23.2 Закона «О ветеранах», которая включает в себя перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно этому перечню, определенному статьей 15 п.1 п.п.З Закона «О ветеранах», он имеет полное право на выделение средств на приобретение жилья один раз. Это его право органы государственной власти в лице Администрации Усть-Зулинского сельского поселения и Администрации Юрлинского муниципального района нарушили.
Применение статьи 53 ЖК РФ, как мотива для отказа неправомерно также и по тому основанию, что он не ухудшал намеренно свои жилищные условия. Он жил и продолжает жить в своем доме. Имеющаяся дарственная, является свидетельством его права распоряжаться собственным имуществом в соответствии со статьей 209 ГК РФ. Это не является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку он не распилил свой дом на дрова, не поджигал его и не портил свой дом другими способами. Являясь человеком преклонного возраста, он также имеет право и завещать свое имущество, что является односторонней сделкой и это подтверждает его право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.
Мотивом для обращения в органы государственной власти, наделенные полномочиями по обеспечению жильем, для него послужил Закон «О ветеранах», статья 23.2, которая включает ст.ст. 14, 15, 17-19, 21 Закона. Он относится к категории граждан участников Великой Отечественной войны и порядок выделения средств на приобретение жилья категории граждан, к которой он относится, определен именно статьей 23.2 и статьей 15 Закона «О ветеранах».
В судебное заседание заявителем Лехановым С.М. представлены уточнения заявленного требования. Он просит обязать администрацию Усть-Зулинского сельского поселения и администрацию Юрлинского муниципального района поставить его на учёт и выделить средства на приобретение жилья в первоочередном порядке в соответствии с Законом «О ветеранах».
Администрация Юрлинского муниципального района, не соглашаясь с заявлением Леханова С.М., представила возражения, указав, что, действительно ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» содержит меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны. Согласно п. 3 ч. 1 указанной статьи, производится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на такой учет, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В возражениях указано, что порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (в редакции Постановления правительства Пермского края от 08.12.2010 года №991). В соответствии с п.3.1 Порядка постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством. Поэтому право на льготное обеспечение жильем предусмотрено только для ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылаясь на ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса РФ, Постановление главы администрации Юрлинского муниципального района от 7 ноября 2007 г. № 473 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в Юрлинском муниципальном районе» также указано, что Леханову С.М. принадлежал жилой дом в д. Сергеева, где он и проживал со своей семьей. Исходя из кадастрового паспорта указанного жилого дома, следует, что его общая площадь составляет 72,0 м2, год постройки - 1989. Из справки о семейном положении от 30.10.09 года № 412 следует, что состав семьи Леханова С.М. - 2 человека.
Администрацией Юрлинского муниципального района сделан вывод, что дом истца не соответствует требованиям, изложенным в ст. 51 ЖК РФ, а именно: в его собственности находился жилой дом; обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы; жилой дом невозможно признать непригодным для проживания, так как год постройки 1989, год вселения 2002, процент износа 27% согласно выписке регистра объектов капитального строительства; в составе семьи истца нет больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Основываясь на изложенном, администрация Юрлинского муниципального района считает, что Леханова С. М. нельзя было бы отнести к категории лиц, которые имеют право стоять на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Если бы Леханов С. М. обратился для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до заключения договора дарения, то ему в принятии на учет был бы дан отказ в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, основанием чего явилось бы представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрация Юрлинского муниципального района считает, что Леханов С. М. об этом знал и намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив данный жилой дом своему сыну, что подтверждается договором дарения от 22.06.2010 года.
По мнению заинтересованного лица Леханов С.М. полагал, что в случае заключения договора дарения дома с сыном, останется без жилья, принадлежащего ему на праве собственности, тем самым подпадет под категорию нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В соответствии со 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Администрация Юрлинского района считает неуместной ссылку Леханова С.М. на статью 209 Гражданского кодекса РФ, так как в данной статье речь идет о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с нормами гражданского законодательства по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право. Так как речь идет о недвижимости, то с момента регистрации вышеуказанного договора дарения право собственности на имущество переходит к одаряемому.
Администрация Юрлинского муниципального района просит отказать в удовлетворении заявленных Лехановым С.М. требованиях.
Представитель заявителя Суворова С.С. в судебном заседании поддержала требования заявления по изложенным в нем основаниям. Дополнила, что о возможности воспользоваться льготой по обеспечению жильем Леханову С.М. стало известно в октябре 2009 года, и он обратился в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения. Первоначально ему было отказано на том основании, что в документах нет технического паспорта на дом. После этого было оформлено право собственности на дом. Затем сын Леханова С.М. оформил дарственную от его имени на себя, поскольку живет у него со своей семьей. Договор дарения был оформлен с той целью, чтобы впоследствии не возникло проблем с наследством. Оформление данных документов заняло полгода, после заявитель вновь обратился в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения по данному вопросу. Но ему в улучшении жилищных условий было отказано. Считает, что отказали Леханову С.М. незаконно, он ранее никакими льготами не пользовался, дом, где он живет, был построен ими с женой на собственные средства.
Представитель заявителя Галкина Е.Н. в судебном заседании поддержала требования заявления по изложенным в нем основаниям. Считает, что требование Леханова С.М. законно и обоснованно, а действия органов местного самоуправления неправомерны. По ее мнению, Леханов С.М. имеет право на получение средств для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Пояснила, что органы местного самоуправления, являясь исполнительными органами, должны содействовать исполнению Закона «О ветеранах», но они этого не делают. Уведомление, полученное Лехановым С.М. об отказе в постановке на учет, необоснованно. Оно выписано в ноябре 2010 года по заявлению, поданному в октябре 2009 года. Заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца, а фактически решение по нему не принимали почти год. По мнению представителя заявителя, в данном случае договор дарения к делу не имеет отношения, пакет документов был предоставлен намного раньше, чем оформлен договор. С того времени состав семьи Леханова С.М. не менялся, он, как жил в этом доме, так и живет. Считает, что никакой речи о намеренном ухудшении жилищных условий и быть не может. Леханов С.М. подпадал под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку федеральный стандарт нормы общей площади жилого помещения на одного человека составляет 18 м2.
Представитель заинтересованного лица - администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В., в судебном заседании, просит отказать Леханову С.М. в удовлетворении требований заявления по изложенным в возражениях основаниям. Дополнил, что учетная норма площади жилого помещения в с. Юрла в соответствии с Постановлением главы администрации Юрлинского района составляет 9 м2, ему известно, что в с. Усть-Зула имеется подобное Постановление и норма площади там указана та же. Леханову С.М. отказано в улучшении жилищных условий, так как он намеренно ухудшил свои жилищные условия в июне 2010 года, заключив договор дарения с сыном. Однако, и до этого Леханов С.М. не имел права на улучшение жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица - администрации Усть-Зулинского сельского поселения Андреева Ф.Е. в судебном заседании пояснила, что Леханов С.М. дважды - в октябре 2009 года и январе 2010 года обращался в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения с заявлением о выделении средств на приобретении жилья для улучшения жилищных условий. Жилищная комиссия, рассмотрев в ноябре 2010 года его заявление, приняла решение об отказе в его удовлетворении. Вместе с тем, она считает, что, если в соответствии с Указом Президента Леханову С.М. положено предоставление жилья, то его можно предоставить.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
30 октября 2009 года Леханов С.М. обратился в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилья, указав, что он проживает в частном доме с женой Лехановой З.Н., 1931 года рождения. Сам он парализован почти семь лет. В доме печное отопление, нет канализации, дрова покупают. Он не может ходить в баню, так как передвигается с трудом и только по комнате, жена моет его на кровати. Туалетное ведро в доме, отчего в комнате запах. Он нуждается в уходе. К заявлению приложен ряд документов, перечисленных в расписке №2 о принятии документов.
25 февраля 2010 года Леханову С.М. было отказано в постановке на учёт в связи с отсутствием технического паспорта домовладения.
06 октября 2010 года Лехановым С.М. были вновь поданы документы в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения по вопросу обеспечения жилым помещением.
11 ноября 2010 года администрацией Усть-Зулинского сельского поселения, на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ Леханову С.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем 12 ноября 2010 года ему направлено уведомление №4. Факт отказа также подтвержден копией протокола заседания жилищно-бытовой комиссии №3 от 11 ноября 2010 года.
Леханов С.М. является инвалидом первой группы в связи с общим заболеванием бессрочно, что подтверждено копией справки серией МСЭ-2004 Номер обезличен, выданной Дата обезличена года руководителем учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы по Коми-Пермяцкому округу.
Из копии удостоверения серии ВВ Номер обезличен, выданного в апреле 2005 года отделом социальной поддержки населения, следует, что Леханов С.М. является участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.15 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно копии выписки из реестра объектов капитального строительства от 21 сентября 2009 года, выданной Леханову С.М., индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: Пермский край, Юрлинский муниципальный район, Усть-Зулинское сельское поселение, д. Сергеева, ул. Подгорная, д.16, введен в эксплуатацию в 1989 году, его общая площадь составляет 72 м2, жилая площадь - 40,7 м2, дом одноэтажный из бруса, процент физического износа на год обследования составлял 27%.
Из копии договора дарения жилого дома и земельных участков от 22 июня 2010 года, заключенного между Лехановым С.М. - «Дарителем» и Л1* - «Одаряемым», следует, что Леханов С.М. безвозмездно передал в собственность Л1* принадлежащие на праве собственности земельные участки и жилой дом, находящийся по адресу: 619205, Пермский край, Юрлинский район, д. Сергеева, ул. Подгорная, д.16 Усть-Зулинского сельского поселения.
Согласно копии свидетельства 59 ББ Номер обезличен о государственной регистрации права от 03 сентября 2010 года, право собственности на жилой дом, находящийся по адресу: Пермский край, Юрлинский район, Усть-Зулинское сельское поселение, д. Сергеева, ул. Подгорная, д.16, зарегистрировано за Л1*. Основанием регистрации явился договор дарения жилого дома и земельных участков от 22.06.2010 года.
В доме, находящемся по адресу: Пермский край, Юрлинский район, д. Сергеева, ул. Подгорная, д.16, фактически проживают - Леханов С.М., Л5*, Л1*, Л3*, Л2*, Л4*, о чем предоставлена копия справки Номер обезличен, выданная 10 декабря 2010 года администрацией Усть-Зулинского сельского поселения на основании похозяйственной книги №3 за 2010 год.
Согласно копии справки Номер обезличен, выданной 10 декабря 2010 года администрацией Усть-Зулинского сельского поселения, Леханов С.М. зарегистрирован и проживает по адресу: д. Сергеева, ул. Подгорная, д.16.
Согласно п.3 ч.1 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильём в соответствии со ст.15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В судебном заседании установлено, что Леханов С.М. 30 октября 2009 года обратился в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения с заявлением об улучшении жилищных условий. В связи с отсутствием технического паспорта жилого помещения, в котором он проживает, Леханову С.М. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 6 октября 2010 года необходимые документы Лехановым С.М. были представлены. Заявление Леханова С.М. рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии 11 ноября 2010 года, принято решение об отказе в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с совершением намеренных действий по приобретению права состоять на таком учёте. А именно в связи с отчуждением принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, где он проживает: заключением договора дарения данного жилого помещения с сыном Л1*.
Суд считает, что отказ в постановке на учёт Леханова С.М. в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным. Как следует из Закона «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. На момент обращения с заявлением об улучшении жилищных условий Леханов С.М. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в его собственности находился жилой дом общей площадью 72 квадратных метра. Исходя из положений п.2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч.5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом. Учётная норма жилой площади в Усть-Зулинском сельском поселении составляет 9 квадратных метров общей площади на одного человека, норма предоставления - 10 квадратных метров. Установлено в ходе слушания дела, что общая площадь дома составляет 72 кв.м. на шесть членов семьи, по 12 кв.м. на одного человека, то есть она выше не только учетной нормы, но и нормы предоставления. Также нельзя признать Леханова С.М. нуждающимся в жилом помещении и на момент вынесения решения об отказе в постановке на учёт, поскольку он намеренно ухудшил жилищные условия, подарив дом сыну, и утратив вследствие этого статус собственника жилого помещения.
Ссылки представителей заявителя на невозможность применения норм Жилищного кодекса в данном случае суд считает несостоятельными, поскольку критерии нуждаемости в жилых помещениях установлены именно Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление Леханова Сергея Максимовича к администрации Усть-Зулинского сельского поселения и администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным отказа в постановке на учёт и выделении средств на приобретение жилья в первоочередном порядке в соответствии со статьями 15, 23.2 Закона «О ветеранах» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова