-----
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 апреля 2021 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Фомина Н.Э., рассмотрев жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 марта 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Республиканского учреждения «Экспертно-аналитический центр экологической и промышленной безопасности»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары от 18 марта 2021 года производство в отношении Республиканского учреждения «Экспертно-аналитический центр экологической и промышленной безопасности» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республики подана на него жалоба. В обоснование незаконности постановления, заявитель указывает, что мировым судьей неверно применены нормы материального права и дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела. В ходе проведенной плановой документарной проверки Учреждению вынесено предупреждение № ----- с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 30 августа 2020 года. В последующем неоднократно по ходатайству Учреждения срок устранения выявленных нарушений продлевался, и окончательный контрольный срок был определен до 01 февраля 2021 года. Однако до 02 февраля 2021 года Учреждением в Управление не было представлено сведений: о формировании ревизионной комиссии; ни об утверждении новой редакции Устава.
Кроме того, Управление ссылается на то обстоятельство, что не было извещено мировым судьей о дате и времени судебного разбирательства.
Представитель Управления Минюста России по Чувашской Республике Смирнова Л.А., действующая на основании доверенности, участвуя в судебном заседании, поддержала доводы, изложенные в жалобе и вновь привела их суду.
Республиканское учреждение «Экспертно-аналитический центр экологической и промышленной безопасности» явку представителя на судебное заседание не обеспечило, представив ходатайство об отложении разбирательства по делу.
Оснований для отложения разбирательства суд не находит, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, заслушав доводы и возражения представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Рассматривая дело об административном правонарушении в отношении Учреждения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировым судьей установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» в период со 02 марта 2020 года по 30 марта 2020 года была проведена плановая документарная проверка деятельности Республиканского учреждения "Экспертно-аналитический центр экологической и промышленной безопасности" (далее - Учреждение), по результатам которой Учреждению было вынесено письменное предупреждение от 30 марта 2020 № -----
Предупреждение, а также акт проверки были направлены по зарегистрированному адресу Учреждения заказным письмом от 30 марта 2020 № 21/03-17-3643 и получены Учреждением 06 апреля 2020 года.
Согласно вынесенному предупреждению Учреждению необходимо было в срок до 03 августа 2020 исполнить требования законодательства.
В последствии Управлением на основании письменного ходатайства директора Учреждения Васильевой С.В. от 15 сентября 2020 года и от 27 ноября 2020 года указанный срок был продлен до 30 ноября 2020 года и в последующем, так же по ходатайству Учреждения до 01 февраля 2021 года
В связи с истечением срока исполнения требований предписания от 30 марта 2020 г. и отсутствия документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований законодательства, при отказе в продлении срока устранения нарушений указанных в предупреждении, повлекло за собой составление протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Учреждения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № 2 от 18 февраля 2021 года; предупреждением от 30 марта 2020 года № -----; актом плановой документарной проверки № 18 от 30 марта 2020 года.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что после фактической смены руководителя и отсутствия информации до 01.02.2020 года - окончания срока исполнения предписания о причинах признания записи в ЕГРЮЛ о смене руководителя недействительной, Учреждением были приняты все зависящие от него меры по исполнению предупреждения от 30.03.2020, следовательно, по мнению мирового судьи, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности Учреждения в совершении административного правонарушения, в связи с чем производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.
Исходя из содержания приведенной нормы, мировой судья при рассмотрении настоящего административного дела должен был выяснить законность предписания Управления и содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.
Между тем, в нарушение требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей законность предписания проверена не была.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание, что протокол в отношении Учреждения был составлен за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, тогда как мировой судья в своем постановлении комментирует положение ст.19.7 КоАП РФ, таким образом остается непонятным подлежали ли переквалификации действия Учреждения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
В связи с изложенным, суд находит жалобу представителя Управления подлежащей удовлетворению. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу на момент вынесения данного решения не истек, вследствие чего вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, подлежит обсуждению, возможность правовой оценки его действий не утрачена, дело надлежит направить на новое рассмотрение мировому судьей судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары.
При новом рассмотрении дела необходимо устранить указанные выше нарушения.
Суд так же считает необходимым отметить, что довод жалобы о рассмотрении административного материалы мировым судьей в отсутствии должностного лица административного органа, не свидетельствует о нарушении прав последнего.
Как следует из положений Главы 25 КоАП РФ к участникам производства по делам об административных правонарушениях отнесены: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
При этом должностное лицо органа, вынесшего постановление о привлечении лица к административной ответственности или составившего протокол об административном правонарушении, равно как и направившего дело на рассмотрение судье, законодателем не отнесено к участникам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении дела названных должностных лиц, следовательно заявленный довод должностного лица - отклоняется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Отменить постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары от 18 марта 2021 года о прекращении производства по делу в отношении Республиканского учреждения «Экспертно-аналитический центр экологической и промышленной безопасности» и административный материал вернуть мировому судьей судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары на новое рассмотрение ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Н.Э. Фомина
Копия верна: судья Н.Э.Фомина