дело №2-719/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
18 апреля 2024 года город Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Соловьевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания Литвиновой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края к Брозголь А.Н. о взыскании денежных средств,
установил:
Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края обратилось в суд с иском к Брозголь А.Н. о взыскании денежных средств, в котором указывает, что Брозголь А.Н. состоит на учете в управлении труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края и является получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта с 20 июня 2023 года, в соответствии с Законом Ставропольского края от 19 ноября 2007 года № 56-кз «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае (далее - Закон № 56-кз). Настоящий закон № 56-кз устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи за счет средств бюджета Ставропольского края малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде денежной выплаты или натуральной помощи.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее - ГСП на основании социального контракта), оказывается в целях стимулирования активных действий граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края.
Размер, условия и механизм оказания ГСП на основании социального контракта урегулирован Порядком оказания государственной социальной помощи населению Ставропольского края на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 29 января 2014 г. № 19-п (далее- Порядок).
Основными принципами оказания ГСП малоимущим гражданам на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.
20.06.2023 года Брозголь А.Н. обратилась в управление с заявлением о назначении ГСП на основании социального контракта по направлению: ведение личного подсобного хозяйства. Вид мероприятия: ведение личного подсобного хозяйства (самозанятость) по направлению - разведение бычков, кур - несушек и цыплят бройлеров.
07.07.2023 года на основании заявления Брозголь А.Н. управлением была разработана программа социальной адаптации с целью стимулирования активных действий малоимущей семьи по преодолению трудной жизненной ситуации, для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме со сроком реализации с 07.07.2023 г. по 30.06.2024 г.
13.07.2023 года с Брозголь А.Н. заключен социальный контракт по направлению: ведение личного подсобного хозяйства.
27.07.2023 года средства были перечислены на счет заявителя Брозголь А.Н. одной суммой 200 000 руб., что подтверждается платежным поручением № от 27.07.2023 года.
В соответствии с мероприятиями программы социальной адаптации Брозголь А.Н. должна ежемесячно представлять отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. С порядком изменения и прекращения социального контракта была ознакомлена в момент его подписания.
09.02.2024 года социальный контракт с Брозголь А.Н. расторгнут досрочно по инициативе органа социальной защиты в связи с невыполнением условий социального контракта в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи населению на основании социального контракта утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 29 января 2014 года N219-п, по основанию: непредставление получателем в течение 2 месяцев подряд ежемесячного отчета, п.35 части 1 пункта «б» и «к».
Ответчику 09.02.2024 года было отправлено уведомление № № п от 09.02.2024 года о расторжении социального контракта.
Дополнительно 09.02.2024 года посредством почтовой связи было направлено уведомление о необходимости возврата единовременной денежной выплаты в полном объеме в размере 200 000 рублей 00 копеек, выплаченной Брозголь А.Н., в рамках социального - контракта на счет управления, в срок не позднее 30 дней со дня его получения. Требование управления оставлено Брозголь А.Н. без удовлетворения.
На основании всех вышеуказанных действий в адрес Брозголь А.Н. денежные средства управлению не были возвращены, следовательно, вышеуказанная сумма подлежит взысканию в судебном порядке.
Просит: взыскать с Брозголь А.Н. выплаченную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 200 000 руб., с последующим зачислением на расчетный счет управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края для возврата средств в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Представитель истца Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа СК в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещался надлежащим образом, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание ответчик Брозголь А.Н. не явилась, извещалась о рассмотрении дела посредством направления судебной повестки по известному суду адресу. Соответствующее судебное извещение на имя ответчика было возвращено почтой в суд с отметкой «Истёк срок хранения». Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что, не явившись в почтовое отделение, ответчик выразил свою волю на отказ от получения судебных повесток, что приравнивается к надлежащему извещению (ст.117 ГК РФ).
Учитывая положения ст. 167, 233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, с учетом доводов истца, изложенных в исковом заявлении, оценив представленные доказательства, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.1102Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу положений ст.8, ст.307Гражданского кодекса РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, в том числе, договор.
Частью 1 ст.8.1Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи5Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (статья7Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи8Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Закон Ставропольского края от 19.11.2007 №56-кз «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи за счет бюджета Ставропольского края малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде денежной выплаты или натуральной помощи.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в целях стимулирования активных действий граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации в порядке, определяемой Правительством Ставропольского края.
Размер, условия и механизм оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта урегулирован Порядком оказания государственной социальной помощи населению Ставропольского края на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 29.01.2014 №19-п.
В судебном заседании установлено, что Брозголь А.Н. состоит на учете в управлении труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края.
20.06.2023 года Брозголь А.Н. обратилась в управление с заявление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению: ведение личного подсобного хозяйства. Вид мероприятия: ведение личного подсобного хозяйства (самозанятость) по направлению - разведение бычков, кур - несушек и цыплят бройлеров (л.д. 8-13).
07.07.2023 года управлением была разработана программа социальной адаптации с целью стимулирования активных действий малоимущей семьи по преодолению трудной жизненной ситуации, для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме со сроком реализации с 07.07.2023 г. по 30.06.2024 г. (л.д. 14-20).
Согласно п.2 социального контракта от 13.07.2023 года орган обязуется оказать получателю государственную социальную помощь на основании настоящего социального контракта, а получатель, в свою очередь, обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (л.д. 21).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде единовременной денежной выплаты 200000 руб. – в течении 10 рабочих дней со дня заключения контракта (п.3.2.3, 5.1 социального контракта) (л.д. 21, л.д. 21 оборотная сторона).
Получатель обязан зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе Ставропольского края в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве самозанятого гражданина (п.4.2.1), приобрести в период действия настоящего Социального контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а так же продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 года № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства», и предоставить в Орган подтверждающие документы (п.4.2.2). Кроме того, получатель обязан осуществлять ведение личного подсобного хозяйства не менее 4 месяцев со дня заключения настоящего Социального контракта (п.4.2.10). Выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в полном объеме, самостоятельно предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации (п. 4.2.11). Ежемесячно, в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в орган отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (п.4.2.13).
27.07.2023 денежные средства в указанном размере были перечислены на счет заявителя, что подтверждается платежным поручением № от 27.07.2023 года и не оспаривается стороной ответчика (л.д. 23).
В соответствии с мероприятиями программы социальной адаптации ответчик должна ежемесячно предоставлять отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
Вместе с тем, Брозголь А.Н. не выполнила условия социального контракта, а именно в течение 2 месяцев подряд не предоставила ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с приложением документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, предусмотренных социальным контрактом.
Согласно п.4.2.8 социального контракта получатель обязан возвратить единовременную денежную выплату в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения самозанятости.
В соответствии с пп. 01 «б», «к» пункта 35 Порядка оказания ГСП населению Ставропольского края, в связи с невыполнением получателем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а так же в связи с непредоставлением получателем в течение 2 месяцев подряд отчета, решением № от 09.02.2024 года по инициативе истца был досрочно расторгнут заключенный с ответчиком социальный контракт, о чем ответчик уведомлен 09.02.2024 года (л.д. 24, л.д. 25).
Решение о расторжении социального контракта досрочно по инициативе управления, а также уведомление о необходимости возврата выплаченных Брозголь А.Н. в рамках социального контракта в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления вручено ответчику 09.02.2024 года (л.д. 26). Требование управление ответчиком оставлено без удовлетворения.
Пунктом 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Принимая во внимание положения указанных выше норм права в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд полагает обоснованными заявленные исковые требования и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии сч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ №, №, ░░░░░ 21.02.2024 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №, ░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13.07.2023 ░░░░ ░ ░░░░░ 200000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5200 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.