№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 19 ноября 2019 года
мотивированное решение от 26 ноября 2019 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Дубовской И.Н.,
при секретаре Зимурковой Т.А.,
с участием третьего лица Франскевич М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №(1)2019 по исковому заявлению Васькова П.В. к Администрации Тавдинского городского округа о включении в состав наследства и признании права собственности на 1\2 доли жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в Тавдинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации Тавдинского городского округа, и просит суд о включении в состав наследства и признании права собственности на 1\2 доли жилого <адрес>, расположенного по адресу <адрес>, после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО2, проживающий по адресу <адрес>, после его смерти открылось наследство в виде 1\2 доли жилого дома общей площадью 40,7 кв.м., приобретенной ФИО2 по договору от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО7, р\н № у ФИО9 Продавец и покупатель не обратились за регистрацией договора в регистрирующий орган в связи с чем нотариус отказывает ему в выдаче свидетельства о праве на наследство на долю жилого дома.
Исковое заявление ФИО3 просил рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик Администрация Тавдинского городского округа в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении иска ФИО3 в их отсутствие, возражений относительно исковых требований не представили, суду сообщили, что жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью не является, в реестре муниципальной собственности ФИО1 городского округа отсутствует.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав третье лицо ФИО6, пояснившую суду, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ в совместную собственность она и ФИО2 приобрели жилой <адрес> в <адрес>, доли определены не были. Но никакого спора у нее с ФИО2 не было и доли она считает были равными в 1\2 доли каждого. В зарегистрированном браке с ФИО2 она не состояла, хотя проживали совместно, истец является их сыном. После приобретения жилого дома она и ФИО2 не обратились в регистрирующие органы по незнанию закона. Она не возражает об удовлетворении требований истца и признании за ним права собственности на 1\2 доли жилого дома после смерти ФИО2 О других наследниках ФИО2 ей не известно.
В соответствии с п. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что наследодатель ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным ОЗАГС ФИО1 <адрес>, из которого следует, что составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>.
Из предоставленного нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> ФИО8 наследственного дела №, следует, что после смерти ФИО2 наследство принял его сын ФИО3 Нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на недополученную пенсию.
Таким образом, истец ФИО3 является согласно ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследником по закону первой очереди после смерти ФИО2, так как является его сыном, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО3, где в графе отец указан ФИО2
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащее наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО6 приобрели у ФИО9 в совместную собственность жилой <адрес> в <адрес>. Договор удостоверен нотариусом, зарегистрирован в реестре нотариуса за №.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Гражданского кодекса РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
Однако при жизни наследодатель ФИО2 не зарегистрировал право собственности на приобретенный им жилой дом в соответствии с требованиями закона не пройдя регистрации в соответствующих государственных органах.
Согласно адресной справке предоставленной Врио начальника ОВМ МО МВД России «Тавдинский», от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 зарегистрированным по месту жительства по <адрес> и ФИО1 <адрес> не значится. По сведениям ОЗАГС ФИО1 <адрес> в ОЗАГС <адрес> имеется запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9
Из текста договора следует, что спорный дом продан за десять миллионов рублей, уплачиваемых Покупателем Продавцу полностью при подписании договора.
Администрация Тавдинского городского округа на судебный запрос указала, что жилой <адрес> муниципальной собственностью не является, в реестре муниципальной собственности не значится.
Согласно Выписке из ЕГРН жилой <адрес> состоит на кадастровом учете кадастровый №, сведений о праве собственности на жилой дом и земельный участок нет.
По сообщению ФИО1 БТИ, от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом зарегистрирован по праву собственности за ФИО9
При этом из предоставленной суду справки Отдела ГБУ СО МФЦ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследодатель ФИО2 зарегистрирован в указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ по дату смерти, совместно с ним зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО6, которая родственником не является.
При таких данных суд, пришел к выводу о наличии оснований считать сделку купли-продажи спорного жилого дома, заключенную между ФИО9- продавец и ФИО2, ФИО6- покупатели, состоявшейся.
Данный договор отвечает требованиям ст. ст. 238 - 240 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшим на момент заключения договора, форма договора соблюдена, существенные условия договора сторонами определены, договор нотариально удостоверен, сторонами исполнен и никем не оспорен.
Таким образом, ФИО2 владел данным домовладением на законных основаниях.
Договор купли продажи жилого дома не прошел государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако в признании права собственности на спорный жилой дом при жизни ФИО2 не могло быть отказано.
Согласно положениям ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) (п. 2 названной статьи).
Согласно п. 1 ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Соглашения собственников об установлении долей в праве собственности на жилой дом не имеется. В настоящее время собственник ФИО2 умер, однако по пояснениям второго собственника ФИО6 споров по разделу жилого дома у них не было, и они считали свои доли равными, в связи с чем суд считает возможным определить долю в праве собственности на спорный жилой дом ФИО2 умершего ДД.ММ.ГГГГ в виде 1/2 доли, и включить ее в состав наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО2, наследник первой очереди по закону его сын ФИО3 принял наследство в установленном законом порядке обратившись с заявлением к нотариусу, а поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, истца ФИО3 следует признать принявшим наследство в том числе, и в виде 1\2 доли жилого дома, расположенного по адресу <адрес> №.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. При этом, пунктом 5 указанной статьи определено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Вступившие в законную силу судебные акты согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Поскольку истец ФИО3 наследник по закону первой очереди после смерти своего отца ФИО2 умершего ДД.ММ.ГГГГ принял наследство в установленном законом порядке, споров по разделу наследства не установлено, суд считает необходимым признать право собственности истца ФИО3 на 1\2 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ 1\2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░11, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 1\2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 26 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.