УИД 59RS0044-01-2023-002988-50
дело № 72-632/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 14 декабря 2023 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев вопрос о принятии жалобы К. на постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу от 12.10.2023, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.11.2023, вынесенные в отношении Морозовой Светланы Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу №** от 12.10.2023 Морозова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.11.2023 вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
К. в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в электронном виде через систему ГАС «Правосудие» подана жалоба на постановление должностного лица и решение судьи городского суда в порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо, выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу (статья 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Доверенность в подтверждение полномочий защитника должна быть представлена в подлиннике или в копии, заверенной надлежащим образом.
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из буквального содержания части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, допущенное к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, вправе обжаловать постановление по делу.
В то же время при подаче жалобы на решение, состоявшееся по результатам обжалования постановления по делу об административном правонарушении, лицо, действующее в качестве защитника, обязано подтвердить наличие у него соответствующих полномочий.
Жалоба в Пермский краевой суд на решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.11.2023 подана и подписана К.
При подаче жалобы на постановление должностного лица и решение судьи городского суда К. представлена доверенность №** от 06.09.2023, в соответствии с которой он наделен полномочиями представлять интересы Морозовой С.А. во всех компетентных органах, в частности, в административных и иных учреждениях, организациях любых форм собственности, в том числе государственных и (или) коммерческих организациях, в любых страховых компаниях, в прокуратуре, в органах МВД, УВД, полиции, органах следствия, дознания, органах исполнительной власти, в Федеральной службе судебных приставов, в учреждениях и органах Министерства юстиции РФ, в органах ГИБДД, во всех судебных органах (у мировых судей, в третейских судах, судах общей юрисдикции, в арбитражном суде) во всех инстанциях (первой, апелляционной, кассационной, надзорной) по вопросам разрешения любых споров, рассмотрения арбитражных, гражданских, административных, уголовных дел по существу, со всеми процессуальными правами, предоставленными законом истцу, ответчику, третьему лицу, потерпевшему, заявителю, заинтересованному лицу, в том числе с правом подписания и подачи исковых заявлений, заявлений об обеспечении иска и ходатайств о замене одной обеспечительной меры другой, заявлений о коллегиальном или единоличном рассмотрении спора, о рассмотрении дела в ее отсутствие, с правом подачи жалоб, отзывов и (или) возражений по искам, жалобам, ходатайствам, с правом полного и (или) частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменения предмета иска и (или) основания иска, изменения размера исковых требований, заключения мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, заключения медиативного соглашения, с правом предоставления замечаний на протокол судебных заседаний, а также заявлять отводы составу суда (судье), предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, в том числе на всех стадиях административного производства, делать выписки из документов дела, снимать копии, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, давать устные и письменные объяснения суду, подавать заявления о принесении протеста, с правом обжалования судебных актов, актов иных учреждений, судебных приставов, действий (бездействий) любых должностных лиц, в том числе лица, производящего дознание, следователя, прокурора, <…> подписывать и подавать от ее имени различного рода заявления, ходатайства, апелляционные, кассационные, частные, надзорные и иные жалобы во все компетентные органы, включая Верховный, Конституционный суды, за нее расписываться и совершать все действия и формальности, связанные с выполнением данного поручения (л.д.55).
Приведенный объем полномочий, которыми упомянутой доверенностью наделен К., не дает ему право на представление интересов Морозовой С.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении, в котором Морозова С.А., является лицом, привлекаемым к административной ответственности, в том числе права на подписание и подачу жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Таким образом, полномочия К. на подписание и подачу жалобы на решение судьи, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с законом не оформлены, что исключает возможность принятия жалобы к производству.
При указанных обстоятельствах жалоба, поданная К., подлежит возвращению заявителю без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 29.12, 30.1, 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
о п р е д е л и л:
возвратить К. жалобу на постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу от 12.10.2023, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 27.11.2023, вынесенные в отношении Морозовой Светланы Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без рассмотрения по существу.
Дело об административном правонарушении вернуть в Чусовской городской суд Пермского края.
Судья - подпись