Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1566/2016 ~ М-1473/2016 от 20.04.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

22 сентября 2016 года                        а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего федерального С. - Едиджи С.Х.

при секретаре - Тхатель С.Р.

с участием:

-представителя истца Азарову А.А. по доверенности

-представителя ответчика Гладкова В.А. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Краснодар» к Хизетль Р. Х. об устранении нарушения охранной зоны опасного производственного объекта путем сноса сооружения и исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Краснодар» к Хизетль М. Х. об устранении нарушения охранной зоны опасного производственного объекта путем сноса сооружения,

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Краснодар» (далее ООО «Газпром трансгаз Краснодар») обратилось в суд с иском к Хизетль Р. Х., Хизетль М. Х. об устранении нарушения охранной зоны опасного производственного объекта путем сноса сооружения.

В обоснование иска указал, что ООО «Газпром трансгаз Краснодар» является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект – газопровод-отвод к газораспределительной станции <адрес> на основании договора аренды имущества от 30.11.2015г. -Д-26/16, заключенного с ПАО «Газпром».

Общество несет бремя содержания и ответственности за находящееся в аренде имущество, осуществляет права пользователя и владельца имущества.

На земельном участке по адресу: а. Тахтамукай, <адрес> с кадастровым , находящемся в аренде у Хизетль Р.Х. возведен цоколь на расстоянии менее 20 м. от оси газопровода-отвода к газораспределительной станции <адрес>, что является нарушением охранной зоны ОПО.

На земельном участке по адресу: а. Тахтамукай, <адрес>Б с кадастровым , принадлежащем Хизетль М.Х. возведен цоколь на расстоянии менее 20м. от оси газопровода-отвода к газораспределительной станции <адрес>, что является нарушением охранной зоны ОПО.

21.12.2015г. письмом ответчикам предъявлено требование о сносе цоколя в течение 60 дней. Письмо получено 24.12.2015г., 60 дней истекли 22.02.2016г., однако, на сегодняшний день, нарушение не устранено.

Противоправные действия Хизетль Р.Х. и Хизетль М.Х. грубо нарушают положения нормативно-правовых актов.

Газопровод-отвод к газораспределительной станции <адрес> введен в эксплуатацию в 1959 году. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.12.2009г. серия АА , является собственностью ПАО «Газпром», и предназначен для обеспечения бесперебойного газоснабжения объектов и населения <адрес> Республики Адыгея.

31.01.1990г. представителями Краснодарского управления магистральных газопроводов и главным инженером землеустроителем <адрес> ААО составлен акт о нанесении магистральных газопроводов (эксплуатируемых Краснодарским ЛПУМГ) на дежурные планшеты района. Среди нанесенных газопроводов есть и газопровод-отвод к газораспределительной станции <адрес>.

Согласно указанного акта, районная землеустроительная служба <адрес> обязана перенести магистральные газопроводы с районных планшетов на планы землепользователей.

ДД.ММ.ГГГГ представителем Краснодарского УДТГ и председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> составлен акт о том, что магистральные газопроводы (в том числе и газопровод-отвод к газораспределительной станции <адрес>) нанесены на планшеты и оттенены. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству обязался перенести газопроводы на дежурные карты землепользователей.

Истец в письме за от ДД.ММ.ГГГГ обратился к администрации об утверждении планов границ земельных участков под объектами ПАО «Газпром» для эксплуатацию газопроводов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Председателю Комитета Республики Адыгея с письмом о направлении сведений по магистральным газопроводам. Проходящим по <адрес>.

Письмами от 06.08.2014г. и от 16.07.2015г. администрация МО «<адрес>» дополнительно уведомлена о прохождении газопроводов.

Просит:

- обязать Хизетль Р.Х. снести цоколь по адресу: а. Тахтамукай, <адрес>, возведенный им в нарушение установленных охранных зон газопровода-отвода к газораспределительной станции <адрес>; взыскать с Хизетль Р.Х. в пользу ООО «Газпром трансгаз Краснодар» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.;

- обязать Хизетль М.Х. снести цоколь по адресу: а. Тахтамукай, <адрес>Б, возведенный им в нарушение установленных охранных зон газопровода-отвода к газораспределительной станции <адрес>; взыскать с Хизетль М.Х. в пользу ООО «Газпром трансгаз Краснодар» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

    Представитель истца Азарова А.А. по доверенности в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить. В обоснование заявленных требований ООО "Газпром трансгаз Краснодар" приводит доводы о том, что спорные строения расположены в охранной зоне трубопровода - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км. Сам трубопровод является магистральным, поскольку разрешённое давление в тубе составляет 2,5 МПа. Газопровод отнесён к I классу опасности опасного производственного объекта (ОПО). В связи с этим, по мнению Истца, Ответчиками допущены нарушения Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9, согласно которым охранная зона составляет 25 метров от оси трубопровода. В доказательство заявленных требований в дело представлены копия Формуляра РРД от ДД.ММ.ГГГГ (разрешенного рабочего давления), копия выписки из Декларации промышленной безопасности. Также представитель Истца полагает, что отнесение газопровода-отвода к магистральным подтверждает Постановление правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом, в судебном заседании представитель Истца не отрицала факта рабочего давления среды в трубе газопровода не более 1,2 МПа. включительно, которое сохраняется на протяжении не менее чем с 2005 года.

    Ответчик (Хизетль Р.Х.) и его представитель против удовлетворения иска возражали, полагают, что доводы истца не обоснованы и не законны. Считает, что трубопровод - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км. не имеет признаков магистрального, поэтому зона минимальных расстояний от оси газопровода до фундамента здания составляет 10 метров (Свод правил СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденный приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 780 (далее - СП 62.13330.2011)). В обоснование своей позиции суду представлены копии технических документов (Технический паспорт имущественного комплекса - газопровод-отвод к ГРС <адрес> и ГРС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Акт технического состояния магистральных трубопроводов ОАО Газпром" от ДД.ММ.ГГГГ), а также письмо Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (со ссылкой на письмо Росехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ), Свидетельство о регистрации А30-05238 изготовленное ДД.ММ.ГГГГ Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора). Настаивали на том, что спорное здание возводится Ответчиком (Хизетль Р.Х.) на принадлежащих им земельных участках на основании выданных органом местного самоуправления разрешительных документов.

Также пояснил, что работы связанные с обустройством трассы газопровода-отвода истцом проведены по прошествии 5-ти лет, после того, как в 100 метровой зоне газопровода было возведено порядка 30 жилых домов по <адрес>, аула <адрес>, а информирование эксплуатирующей организацией как Ответчика, так и застройщика и в последствии собственников жилых домов по <адрес> Республики Адыгея, осуществлялось посредством направления в конце 2015 года требований о сносе принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домов.

Третье лицо – администрация МО «<адрес>», надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела повесткой и путем публичного размещения информации на официальном сайте Тахтамукайского районного суда, в судебное заседание не явилось, представило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Для разрешения спора между сторонами суду необходимо по предмету доказывания установить юридически- значимые обстоятельства: подтверждение статуса газопровода-отвода в качестве магистрального, поскольку зоны минимальных расстояний, равно как ширины охранных зон трубопровода, напрямую зависят от статуса трубопровода; установление добросовестности поведения Ответчиков в рамках сложившихся отношений; соблюдение Истцом требований правовых актов возлагающих на эксплуатирующую трубопровод организацию мероприятий по обустройству трассы газопровода.

Из представленной суду свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 01-АА 253397, видно, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРП) внесена запись о государственной регистрации права ОАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) на линейный объект - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км.

Данный линейный объект введён в эксплуатацию в 1959 году (Технический паспорт безопасности объекта от 2014 года).

Как полагает Истец, в охранной зоне газопровода, на земельном участке с кадастровым номером 01:05:32000001:2349 Ответчиком (Хизетль Р.Х.) возведен фундамент и цоколь здания, на расстоянии менее 20 метров от оси газопровода. В подтверждении данного обстоятельства в дело представлена схема на которой изображён трубопровод и цоколь здания Ответчика, возведённый на расстоянии 17,5 метров от оси газопровода.

Принимая во внимание то, что стороны не возражали против расположения незавершенного строительства объекта на расстоянии 17,5 метров от оси трубопровода, что также следует из представленной в материалы дела схемы расположения строящегося здания на земельном участке ответчика, суд находит данное обстоятельство доказанным в силу статей 56, 57, 61 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу положений пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса РФ и частью 6 статьи 28 Закона о газоснабжении в Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 9 (далее - Правила), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки). Вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

Критерием отнесения газопровода к магистральным, как видно из СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, является избыточное давление среды - свыше 1,2 до 10 МПа (пункт 1,1), а также назначение трубопровода, которое согласно пункту 3.31 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 магистральный трубопровод представляет собой единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта углеводородов.

Из представленного в материалы дела Технического паспорта имущественного комплекса - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, составленного ФГУП Ростехинвентаризация ДД.ММ.ГГГГ, видно, что спорный объект системы газоснабжения введён в эксплуатацию в 1959 году и на момент подготовки данного Технического паспорта имел следующие технические характеристики:

износ 100%;

остаточную балансовую стоимость - 0,00 руб.

Суд принимает во внимание, что ценность данного документа в том, что в нём содержатся именно технические характеристики объекта, которые указывают на крайне низкие технические характеристики объекта газоснабжения.

Также в дело представлен Паспорт безопасности опасного объекта на период 2014 - 2018 годы, из которого следует, что рабочее давление отвода к ГРС <адрес> составляет - 1,14 МПа (Приложения ).

Согласно Акту технического состояния магистральных трубопроводов ОАО Газпром" от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному должностными лицами Истца, рабочее давление в трубе газопровода отвода составляет 1,2 МПа.

Администрация муниципального образования "<адрес>", в письме от ДД.ММ.ГГГГ Ж-16 (со ссылкой на письмо Росехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ) утверждает, что "Газопровод-отвод к ГРС <адрес>" имеет следующие производственные характеристики:

введён в эксплуатацию в 1959 году;

имеет диаметр трубы менее 300 мм.;

разрешённое рабочее давление (РРД) - 1,2 МПа;

газопровод-отвод является опасным производственным объектом (ОПО) - III класса опасности.

СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы., указывает, что магистральные, газопроводы подразделяются на классы в зависимости от рабочего давления трубопровода.

Пункт 6.1 СП 36.13330.2012 (актуализированная версия СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-85* "Магистральные трубопроводы") предусматривает только два класса:

класс I - при рабочем давлении свыше 2,5 до 10,0 МПа включительно;

класс II - при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа включительно.

По смыслу пункта 6 приведённых Правил, газопроводы рабочим давлении до 1,2 МПа включительно, как магистральные не классифицируются.

Кроме этого, в судебном заседании стороны не возражали против того, что с момента ввода в эксплуатацию, газопровод проложен в границах населённого пункта <адрес>, который образован в 1958 году. Сам газопровод-отвод представляет собой отвод от магистрального газопровода Новодмитриевская-Краснодар до ГРС (газораспределительной станции) в посёлке Яблоновском.

Таким образом, представленные технические документы указывают на то, диаметр трубы газопровода менее 300 мм., рабочее и фактические давление среды не превышает 1,2 МПа., газопровод проложен в границах населённого пункта - посёлок Яблоновский.

Судом также исследованы документы и доводы представителя Истца о том, что газопроводу-отводу присвоен I класс опасности, а разрешённое рабочее давление (РРД) составляет 2,5 МПа включительно.

Рассматривая представленные доказательства в совокупности, а также сопоставляя их с нормативными и техническими предписаниями, суд находи утверждения представителя Истца противоречащими представленным в дела техническим и иным документам ((Технический паспорт имущественного комплекса - газопровод-отвод к ГРС <адрес> и ГРС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Акт технического состояния магистральных трубопроводов ОАО Газпром" от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (со ссылкой на письмо Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельство о регистрации А30-05238 изготовленное ДД.ММ.ГГГГ Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора).

Суд критически оценивает довод Истца, касающийся отнесения газопровода к I классу опасности, поскольку данное обстоятельство не подтверждено допустимыми доказательствами.

В соответствии со статьёй 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24. 11. 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

В дело представлена копия Свидетельства о регистрации А30-05238, изготовленное ДД.ММ.ГГГГ Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора, из которого следует, что одним из опасных производственных объектов Краснодарского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Краснодар" является сеть газопотребления ЛПУМГ в <адрес>, которому присвоен III класс опасности (пункт 9 Свидетельства).

Также суд критически оценивает представленный Истцом копию Формуляра РРД (разрешённого рабочего давления) оформленного эксплуатирующей организацией - филиалом Краснодарского ЛПУГ ООО "Газпром трансгаз Краснодар" ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что рабочее давление в трубе газопровода составляет 2,5 МПа, поскольку в соответствии с пунктами 3,43, 5.32 СТО Газпром 2-3.5-454-2010 (Стандарт организации) такого рода документ, подтверждающий РРД оформляется после завершения строительства или реконструкции, проведения аварийно-восстановительных или ремонтных работ, на основании результатов испытаний, дефектоскопии, обследований и расчетов на прочность. При этом основанием для установления величины РРД являются результаты диагностических обследований газопроводов, отражающие его техническое состояние и учет следующих факторов:

- коррозионное состояние газопроводов;

- рабочие параметры предшествующего периода эксплуатации;

- анализ аварий и инцидентов за предшествующий период;

- наличие нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний до зданий, сооружений и объектов.

Суду не представлено документов, подтверждающих наличие оснований для оформления Формуляра в 2014 году. В связи с этим, суд оценивает представленную копию, как оформленную с нарушением Стандарта организации (СТО Газпром 2-3.5-454-2010).

Относительно представленной в дело выписки из экспертизы на Декларацию промышленной безопасности, то имеющиеся в ней данные противоречивы. Сама экспертиза датирована 2011 годом и поэтому актуальность приведённых в ней показателей декларируемого давления в трубе газопровода-отвода при наличии Свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающего III класс опасности ОПО, не имеет решающего значения, в том числе в связи с расположением газопровода-отвода в границах населённого пункта.

Кроме этого, по смыслу статей 2, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ такой документ как- Декларация промышленной безопасности, сам по себе не назван в качестве подтверждающего класс опасности, а лишь "... предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности.. ..". В пункте 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ предусмотрено, что Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь: в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности;

по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" "декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов".

Помимо того, что сведений, подтверждающих внесение Декларации в реестр деклараций промышленной безопасности в дело не представлено, Истец не подтвердил соблюдение требований пункта 3.1 приведённого закона в контексте наличия оснований для подготовки такого документа.

Оценивая таким образом как Формуляр, так и Декларацию ОПО, суд учитывает, что данные документы создаются в Эксплуатирующей организации, а фактическая возможность реализовать указанные в этих документах физические свойства производства (увеличить давление в газопроводе-отводе до показателей 2,5 МПа), возникает только после юридического закрепления - присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (пункты 2, 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    В данном случае, суду не представлено документов, подтверждающих наличие оснований для подготовки Формуляра РРД в 2014 году с указанием Разрешённого рабочего давления 2,5 МПа, равно как и не подтверждено, что при его оформлении учитывались как технические характеристики трубопровода (100% износ), предыдущее давление (не более 1,2 МПа), а также наличие в 100 метровой зоне газопровода-отвода более 30 жилых домов, возведенных в период с 2011 года.

В судебном заседании представитель Истца указала, что не имеет информации о когда-либо проводимых реконструкционных, аварийно-восстановительных и иных ремонтных работ совершаемых в отношении газопровода-отвода к ГРС <адрес>.

    При таких обстоятельствах, суд считает, что в дело не представлено безусловных доказательств, подтверждающих отнесение газопровода к I классу опасности, а также величины разрешённого давления в трубопроводе - 2,5 МПа.

Также суд не принимает довод представителя Истца о потенциальной возможности увеличения давления среды в газопроводе-отводе к ГРС <адрес> свыше 1,2 МПа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ) опасные производственные объекты (ОПО) в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к Закону о промышленной безопасности III класс опасности установлен для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа. до 1,2 МПа. включительно.

Возможность изменения класса опасности ОПО с III класса на II класс либо I класс опасности, как следует из статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", сопряжено с юридическим оформлением такой модификации.

В частности, требуется разработать декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта I или II класса опасности. В свою очередь такая декларация предполагает проведение экспертизы промышленной безопасности (пункт 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ). Целью такой экспертизы, как указано в пункте 13 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждённых Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 538, является ".... определение соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.. .". Завершающим этапом присвоения класса опасности является получение свидетельства о государственной регистрации опасного производственного объекта (Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"). Таких документов в материалы дела не представлено.

Кроме этого, суд учитывает, что с момента ввода в эксплуатацию (1959 год), трубопровод проложен в границах населённого пункта <адрес>, который образован в 1958 году.

Свод правил СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, устанавливает прямой запрет на прокладку магистральных газопроводов в границах населённых пунктов (пункта 5,5 СП 36.13330.2012).

Суд учитывает, что согласно пункту 7.5 СП 36.13330.2012 ".... при выборе трассы трубопровода необходимо учитывать перспективное развитие городов и других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных и автомобильных дорог и других объектов и проектируемого трубопровода на ближайшие 20 лет, а также условия строительства и обслуживания трубопровода в период его эксплуатации.. .".     Расчетный срок для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты относительно магистрального газопровода на 20 - 25 лет (пункт 1 примечания к таблице 4 СП 36.13330.2012).

Поскольку объект "Газопровод-отвод" к ГРС <адрес> введён в эксплуатацию в 1959 году, установленные техническими нормами правила прокладки газопровода, на момент обращения истца с иском, неоднократно превышены.

При этом суд учитывает, что СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* "Магистральные трубопроводы" введённый в действие в 1985 году, содержал аналогичное предписание (пункт 3.6). Следовательно, при эксплуатации спорного объекта должны были быть учтены данные технические нормативы, начиная с 1985 года. В этой связи, срок эксплуатации газопровода-отвода, с учётом перспективы развития населённых пунктов, ограничивался 2005 годом.

В абзаце 3 пункта 1.2 Правил указано, что проектирование газопроводов давлением 1,2 МПа и менее предусматриваемых для прокладки на территории населенных пунктов или отдельных организаций, следует выполнять в соответствии с требованиями СП 62.13330.. .".

Таким образом, наличие прямого запрета на прокладку газопровода с давлением свыше 1,2 МПа. по территории населённого пункта, препятствует как технической возможности увеличения давления в газопроводе-отводе к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км., который имеет 100% износ и работу в предшествующий период с давлением не более 1,2 МПа., так и юридического оформления уполномоченным органом (Ростехнадзором).

Довод представителя Истца о том, что СП 36.13330.2012. вступил в силу после прокладки газопровода-отвода и поэтому не применяется подлежит отклонению ввиду неправильного понимания действия правовых предписаний во времени и пространстве.

По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено закон (статья 4 Гражданского кодекса РФ).

При этом, в приведённой норме речь идёт именно об актах гражданского законодательства, но не о невозможности (либо возможности) применения технических правил и иных нормативов определяющих критерии и правила безопасности опасного производственного объекта (ОПО) которые приняты и действуют на момент его эксплуатации.

Представляется очевидным, что возведённый до принятия соответствующих правил опасный производственный объект (ОПО), должен соответствовать требованиям промышленной безопасности, которые предъявляются к нему действующими нормативными и техническим актами.

Данная позиция отчасти поддерживается и представителем Истца, поскольку, несмотря на то, что Газопровод-отвод проложен до принятия нормативов, определяющих критерии газопровода, а также правил его охраны, свои требования Истец обосновывает именно нормативами, которые приняты после ввода газопровода-отвода в эксплуатацию (СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, Правила охраны магистральных трубопроводов (утверждены Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9, Федеральный закон от 31.03. 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя Ответчика о невозможности наращивания давления в газопроводе-отводе к ГРС <адрес> превышающем 1,2 МПа.

Что касается ссылки Истца на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , как документ подтверждающий отнесение газопровода-отвода к магистральным, то изучив содержание данного правительственного акта, суд приходит к выводу в том, что приведённый нормативный акт Правительства РФ не классифицирует газопровод-отвод в качестве магистрального, а данным Постановлением утверждён перечень имущества организаций, в отношении которого определён специальный налоговый порядок.

Так, из данного документа следует, что магистральный газопровод - как элемент системы газоснабжения, это объект технологического комплекса, отвечающий определённым техническим характеристикам. К магистральным газопроводам Постановление относит так же:

здания производственные бытовые;

здания предприятий магистрального трубопроводного транспорта;

станцию компрессорного магистрального трубопровода;

станцию газораспределительную;

трубопроводы технологические;

площадки производственные и т.д.

Из приведенного перечня следует, что основным критерием отнесения данного имущества к единому технологическому комплексу является удовлетворение его требованиям общего функционального назначения для целей налогообложения.

Поэтому, суд не принимает данное Постановление в качестве основополагающего документа согласно которому то или иное линейное сооружение отнесено к соответствующему классу (категории) объекта.

Суд соглашается с позицией Ответчика, согласно которой квалификация газопровода в качестве магистрального осуществляется, исходя из технических признаков которые присущи соответствующему имуществу, на которые указывают технические нормативы. В данном случае - это разрешённое давление в трубе газопровода, географическое расположение (вне пределов населённого пункта) и назначение (транспортирование от районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов).

Более того, пунктом 7 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 162 (в действующей редакции) определено, что "... газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях.. .".

Приказом Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ N 308 утверждён Порядок составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям, разработанный ГУП "Ростехинвентаризация", согласованный с ОАО "Газпром" и внесенный Управлением государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России.

В пункте 2.3 Порядка указано, что Магистральный газопровод, наряду с сетью линейных, распределительных газопроводов является - Единицей технического учета.

Разд. IV п. 4.1, 4.2 Приказа Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ N 308 (Особенности технической инвентаризации объектов ОАО "Газпром" и его дочерних организаций) определяет, что:

4.1. Система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.

4.2. Составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе:

1) газовые промыслы на месторождении:

- скважины (кусты скважин);

1.5) линейные части магистральных газопроводов

- газопроводы (трубопроводы);

1.6) газопроводы-отводы

- трубопровод (газопровод);

- узлы замера газа и т.п..

Таким образом, технические документы определяют, что газопровод-отвод является самостоятельной частью системы газоснабжения и не отождествляется с магистральным газопроводом.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу в том, что объект - Газопровода-отвода к ГРС <адрес> не имеет признаков магистрального, поскольку давление среды в трубопроводе не превышает 1,2 МПа, газопроводу отводу присвоен III класс опасности, а его назначение - передача природного газа от магистрального газопровода до ГРС не соответствует назначению магистральных газопроводов указанных в пункте пункту 3.31 СП 36.13330.2012.

В этой связи, суд приходит к выводу об ошибочности применения Истцом Правил охраны магистральных газопроводов к возникшим правоотношениям, в том числе в части определения зон охраны магистрального газопровода составляющих 25 метров от оси газопровода.

Поскольку объект - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км. не соответствуют критериям указанным в СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, определяющих характеристики магистральных газопроводов, сам газопровод-отвод проложен в населённом пункте, положения приведённого Свода правил не распространяются на данный элемент системы газоснабжения.

Одновременно с этим, учитывая технические характеристики и географическое расположение газопровода-отвода, приведённые выше положения СП 36.13330.2012, данный объект газоснабжения представляет собой межпоселковый распределительный газопровод (ответвление от магистрального газопровода с избыточным давлением среды менее 1,2МПа).

В своём выводе суд опирается на Свод правил СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденный приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 780 (далее - СП 62.13330.2011), положения которого которые указывают как на область их применения, так и отсылают к Правилам, которые должны соблюдаться при прокладке газопроводов давлением 1,2 МПа и менее в населённых пунктах.

Суд считает, что газопровод-отвод по своим характеристикам отвечает требованиям Свода правил СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденный приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 780 (далее - СП 62.13330.2011), в пункте 3.17 которых дано определение Сети газораспределения, а именно:

- Сеть газораспределения - технологический комплекс, состоящий из наружных газопроводов поселений, включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства ГРС или иного источника газа до вводного газопровода к объекту газопотребления.

Распределительный газопровод: газопровод, в том числе межпоселковый, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода (пункты 3.8, 3.28).

Исходя из положений приведённого Свода правил (СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы), применительно к сложившимся отношениям, "иным источником" газа является магистральный газопровод "Новодмитриевская - Краснодар". Сам объект - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км. от крановой площадки газопровода-отвода к ГРС Яблоновская" 0 км. ,7 до Газораспределительной станции, расположенной в посёлке Яблоновский. Учитывая такие технические характеристики, газопровод-отвод представляет собой межпоселковый распределительный газопровод (ответвление от магистрального газопровода с избыточным давлением среды менее 1,2).

Согласно пункту "а" статьи 7 "Правил охраны газораспределительных сетей" утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 878 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.

Свод правил СП 62.13330.2011. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 п. 9 таблицы В1* Приложения В устанавливает зону минимальных расстояний от фундаментов зданий и сооружений от оси газопровода диаметром не более 300 мм. - 10 метров.

Таким образом, опираясь на приведённые выше технические нормативы и правила охраны газораспределительной сети, суд считает, что ограничения в виде охранной зоны распространяются только на часть участка площадью 600 кв. с кадастровым номером 01:05:320001:2461, входящую в границы охранной зоны объекта газового хозяйства, исходя из минимального расстояния 10 метров от оси подземного газопровода в каждую сторону до фундаментов зданий и сооружений,

Поскольку в судебном заседании подтверждено, что фундамент возводимого Ответчиком здания расположен на расстоянии не менее 10 метров (17,5 метров) от оси газопровода-отвода и не входит в зону минимальных расстояний, определённую СП 62.13330.2011. Газораспределительные системы., оснований для признания действий Ответчиков по возведению индивидуальных жилых домов на принадлежащих им земельных участках как нарушающих Правила охраны газопровода, зоны минимальных расстояний и соответственно права Истца, суд не находит.

Кроме этого, разрешая дело по существу суд принимает во внимание бездействие Истца, связанное с исполнением требований законодательства в части обустройства трасс газопровода.

Так в соответствии со статьёй 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих что в период с 1959 по 2015 годы территория, в границах которой заложен газопровод подвергалась какой-либо обработке. Пояснения Ответчика о том, что фактически, территория трассы газопровода до 2016 года представляла собой поле, на котором произрастала сорная растительность не опровергнуты материалами дела.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9) трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами - указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.

Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.

Местные органы власти и управления выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам.

Предприятия трубопроводного транспорта должны регулярно (не реже 1 раза в квартал) давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.

В пункт 3.1 Правил определяет правила оформления охранных зон, согласно которым эксплуатирующая трубопровод организация должна обеспечить установку опознавательных знаков трубопровода, что с оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.. .".

Акта, оформленного ООО "Газпром трансгаз Краснодар" с землепользователем, по территории которого проложен газопровод-отвод, в материалы дела не представлено. Следовательно, формально-юридического закрепления трассы трубопровода Истцом не осуществлялось.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в порядке, определенном Правительством РФ устанавливается территория с особыми условиями использования - охранная зона объектов системы газоснабжения.

Из статьи 56 Земельного кодекса РФ следует, что в охранных зонах могут быть установлены такие ограничения прав на землю, как особые условия использования земельных участков. Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения: сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.

Из приведенных выше правоположений следует, что перечень ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ, является открытым.

При этом ограничения прав собственников земельных участков, расположенных в охранных зонах трубопроводов, возникают в связи с установлением охранных зон таких объектов на основании указанных норм права, то есть в силу закона. Данные ограничения (обременения) подлежат обязательной государственной регистрации.

Доводы Ответчика (Хизетль Р.А.) о том, что о нарушении охранных зон магистрального газопровода ему стало известно только при получении письма от ДД.ММ.ГГГГ не опровергнуты допустимыми доказательствами.

Более того, согласно сведениям ЕГРП, обременение земельного участка с кадастровым номером 01:05:3200001:2608 зарегистрированы только ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений Ответчика (Хизетль Р.А.) следует, что оборудование трассы подземного газопровода-отвода соответствующими знаками было осуществлено только в период 2016 года, т.е. после приобретения Ответчиком участка для строительства и возведения индивидуального жилого дома.

Таким образом, суд считает доводы Ответчика о том, что мероприятия, связанные с обустройством трассы газопровода-отвода Истом проведены по прошествии 5-ти лет, после того, как в 100 метровой зоне газопровода было возведено порядка 30 жилых домов по <адрес>, аула <адрес>, не опровергнуты допустимыми доказательствами.

Документов, подтверждающих совершение каких-либо действий, направленных на информирование как застройщика, так и собственников жилых домов по <адрес> Республики Адыгея, за исключением направления в конце 2015 года требований о сносе зданий, Истец не представил.

Таким образом, суд считает, что противоправность Истца выражена в неисполнении обязанности по выполнению Правил охраны газопровода, в части обустройства трассы специальными знаками, обозначающими границы зон имеющих ограниченный режим использования специальными информационными знаками, установка которых оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.

Как отмечалось выше, сам по себе факт прокладки подземного газопровода в 1959 году, подразумевает автоматическое ограничение использования соответствующих территорий в рамках Правил охраны магистральных трубопроводов и строительных норм (СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85), в силу закона. Однако, данное обстоятельство не освобождает Истца от ответственности за недобросовестное поведение, имея ввиду не обеспечение визуализации трассы газопровода и как следствие являться основанием для удовлетворения заявленных требований. В данном случае, материалами дела подтверждено, что именно ответчиком совершено виновное действие, которое ввело в заблуждение Истцов по поводу использования принадлежащих им земельных участков.

Одновременно с этим, подтверждая добросовестность возведение индивидуального жилого дома Ответчиком соблюдены правила установленные градостроительным законодательством.

В частности, в материалы дела представлены документы, указывающие на то, что до начала возведения индивидуального жилого дома Хизетль Р.Х. получены необходимые документы - градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации участка и разрешение на строительство.

Следовательно, доказательств, указывающих на то, что спорный объект недвижимости - незавершённый строительством индивидуальный жилой дом, является объектом самовольного строительства, в дело не представлено.

В соответствии со статьёй 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика (абз. 2 пункт 45).

В пункте 46 Постановления Пленума ВС РФ N 10/22 содержится разъяснение о том, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Таким образом, Истец (эксплуатирующая организация), заявляя требования о сносе сооружения в связи с нахождением в охранной зоне трубопровода, помимо прочего должен доказать существенность допущенных Ответчиком нарушений, наличие которых создаёт препятствия реализации права Истца, без устранения которых невозможно восстановить его право.

Помимо того, что Ответчик, имеет всю необходимую документацию для строительства, в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ Хизетль Р.Х. выразил свое отношение к возможности использования его земельного участка (в контексте обеспечения доступа сотрудников Истца на свою территорию), в случае необходимости осуществления мероприятий, связанных с обслуживанием трубопровода и обозначил свою готовность не препятствовать проведению соответствующих мероприятий работниками Истца.

При таких обстоятельствах, суд считает, что сохранение возведённых ответчиками цоколей зданий не нарушает права Истца. Исследовав представленные в дело доказательства суд находит необоснованным и несоразмерным способом защиты своего права исключительно путем сноса возведенного ответчиками незавершённых строительством объектов, поскольку снос объектов недвижимости не отвечает принципу разумности и соразмерности заявленного способа защиты права и не подтверждает, что при сносе будет соблюден баланс интересов как Истца, так и Ответчика.

Учитывая добросовестность поведения Ответчиков в части возведения зданий на принадлежащих им земельных участках, а также принимая во внимание, что в дело не представлено убедительных доказательств, подтверждающих доводы Истца об отнесении объекта - Газопровод-отвод к ГРС <адрес>, протяжённостью 5,274 км. к магистральным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения требований Истца о возложении на Ответчиков обязанности по возмещению ООО "Газпром трансгаз Краснодар" судебных расходов понесённых в связи с обращением в суд с исковым заявлением (по уплате государственной пошлины), не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 154, 155, 181, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ

Р Е Ш И Л

В удовлетворении требований ООО "Газпром трансгаз Краснодар" о понуждении Хизетль Р. Х. снести цоколь индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: аул Тахтамукай, <адрес>, отказать.

В удовлетворении требований ООО "Газпром трансгаз Краснодар" о понуждении Хизетль М. Х. снести цоколь индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: аул Тахтамукай, <адрес>Б, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса РФ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд апелляционной инстанции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ С. С.Х. Едиджи

2-1566/2016 ~ М-1473/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
Ответчики
Хизетль Мурат Харетович
Другие
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Едиджи С.Х.
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
20.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2016Передача материалов судье
25.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2016Подготовка дела (собеседование)
13.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2016Судебное заседание
15.06.2016Судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
22.09.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее