Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 21 марта 2024 года
Судья Костромского областного суда Шагабутдинов Анатолий Анатольевич рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Шустиной М.А. на постановление инспектора по ИАЗ ОГИБДД УМВД России по городу Костроме от 1 декабря 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 12 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Шустиной Марии Александровны делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, заслушав защитника Страхова В.Ю., выступающего в интересах Шустиной М.А. на основании доверенности, судья Костромского областного суда
у с т а н о в и л:
определением должностного лица ОГИБДД УМВД России по городу Костроме от 17 ноября 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту наезда транспортного средства под управлением Шустиной М.А. на пешехода 17 ноября 2023 года в 07 часов 30 минут в районе <адрес> (л.д. 33).
Постановлением инспектора по ИАЗ ОГИБДД УМВД России по городу Костроме от 1 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Костромы от 12 февраля 2024 года, производство по данному делу прекращено на основании пункта 3 части 11 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с передачей материалов дела об административном правонарушении в орган предварительного следствия для принятия решения по статье 264 УК РФ (л.д. 42).
В жалобе Шустина М.А. просит об отмене вынесенных в отношении нее постановления должностного лица и решения судьи, считая их незаконными.
Жалоба, поступившая через Ленинский районный суд города Костромы, подана Шустиной М.А. в установленный для обжалования срок (л.д. 68), поэтому ее ходатайство о восстановлении срока обжалования, приведенное в аналогичной жалобе, поступившей непосредственно в Костромской областной суд, не подлежит рассмотрению.
Участники производства по делу об административном правонарушении извещены о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, оснований для признания обязательным их присутствие нет. Защитник Страхов В.Ю. заявил о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц и представителей административного органа, с чем суд согласен.
Поданное защитником Страховым В.Ю. в заседании Костромского областного суда письменное ходатайство Шустиной М.А. от 21 марта 2024 года об истребовании материалов административного дела и отложении судебного заседания, рассмотрено и определением судьи Костромского областного суда от 21 марта 2024 года оставлено без удовлетворения.
Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив материалы судебного рассмотрения, достаточных для принятия решения, доводы жалобы, с учетом части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, нахожу необходимым принятие следующего решения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; положения, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шустиной М.А. к административной ответственности).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет административную ответственность по части 1, а повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - по части 2 данной статьи.
В силу части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, влечет уголовную ответственность.
Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 11 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, которая регламентирована главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.24 названного Кодекса, рассматриваются судьями.
Вопреки указанным положениям, признав, что в деянии Шустиной М.А. содержатся признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК РФ, должностное лицо административного органа приняло решение, не относящееся к его полномочиям.
С учетом изложенного постановление инспектора по ИАЗ ОГИБДД УМВД России по городу Костроме от 1 декабря 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 12 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Шустиной М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Разрешая вопрос о дальнейшем производстве по настоящему делу, судья Костромского областного суда исходит из следующего.
Как следует из представленной по запросу судьи Костромского областного суда копии постановления следователя Фабричного межрайонного следственного отдела города Костромы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области от 12 февраля 2024 года в отношении Шустиной М.А. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации, по тем же обстоятельствам, по которым было возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанная норма применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Поскольку по настоящему делу возникли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, оно подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12.24 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ______________________________