Дело № 2-520/2024
УИД: 42RS0037-01-2024-000121-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Корытникова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Нижегородовой А.А.,
с участием:
ст. помощника прокурора Тарасова В.В.,
представителя ответчика Семенчиковой И.А.,
представителя третьего лица Овчинниковой О.С.,
представителя третьего лица Рачилиной О.С.,
г. Юрга Кемеровской области 11 апреля 2024 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Юрги о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Юргинский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в Юргинский городской суд с иском к Администрации г. Юрги о понуждении к действию.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации г. Юрги от 13.11.2019 *** ООО «ВодСнаб» определена как гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение на территории Юргинского городского округа.
Проведенной ранее проверкой установлено, что инвестиционная программа развития систем водоснабжения и водоотведения у ООО «ВодСнаб» отсутствует.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства, органом местного самоуправления, то есть администрацией г. Юрги не разработано и не утверждено техническое задание для предприятия ООО «Водснаб» на разработку инвестиционной программы, что препятствует предприятию в разработке инвестиционной программы, ее согласованию с Региональной энергетической комиссией Кузбасса и, соответственно, реализации.
Вместе с тем, согласно сведениям Схемы водоснабжения и водоотведения Юргинского городского округа, утвержденной постановлением Администрации от 02.07.2021 ***, фактический износ сетей водоотведения на 2020 год составил 87,5 %, протяженность сетей, нуждающихся в замене, составляет 86,7 км, в том числе: самотечных 81,23 км, напорных 5,47 км. складывающаяся в связи с возможным возникновением аварийной ситуации в системе водоснабжения ***. Кроме того, в январе 2024 года на насосной станции в течение недели неоднократно возникали аварийные ситуации, связанные с выходом из строя насосного оборудования.
Так, 12.01.2024 в 17:00 часов на насосной станции 1-го подъема произошла аварийная остановка насосного агрегата по причине перелома роторного вала, в связи с чем произведен переход на резервный насосный агрегат. В 18:00 часов 12.01.2024 произошла остановка резервного насосного агрегата по аналогичной причине. В 05:25 13.01.2024 в результате проведенных ООО «ВодСнаб» ремонтных работ произведен запуск насосного агрегата, водоснабжение восстановлено. Однако, 15.01.2024 в 7:30 вышел из строя насос на водозаборе 1-го подъема. В связи с отсутствием резервного насосного агрегата, перенесен резервный насосный агрегат с насосной станции 2-го подъема и смонтирован на насосную станцию 1-го подъема. Таким образом, на насосных станциях 1-го и 2-го подъема на 15.01.2024 отсутствуют резервные насосные агрегаты, что является потенциальной угрозой срыва бесперебойного водоснабжения питьевой водой населения ***. Проверкой установлен 100 % износ оборудования на насосной станции ООО «ВодСнаб», что требует его модернизации.
На основании изложенного Юргинским межрайонным прокурором 28.04.2023 внесено представление, по результатам рассмотрения которого постановлением администрации г. Юрги от 13.06.2023 *** утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Водснаб» в сфере водоснабжения и водоотведения Юргинского городского округа на 2023-2030 годы.
Однако, при изучении утвержденного Постановлением *** технического задания установлено, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, в нарушение требований подпункта «а» пункта 7 Правил техническое задание не содержит перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения.
В нарушение подпункта «в» пункта 7 Правил в техническом задании отсутствует перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Правил в техническом задании должен быть предусмотрен перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, в нарушение требований данного пункта, перечень мероприятий в техническом задании отсутствует.
Помимо этого, в нарушение подпункта «д» пункта 7 Правил, в утвержденном техническом задании отсутствует перечень мероприятий, предусматривающих капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемых организаций, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 15.01.2024 года прокурором принесен протест на незаконные положения постановления администрации г. Юрги от 13.06.2023 ***, которым утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Водснаб», где потребована отмена указанного акта.
Согласно требованиям статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ во взаимосвязи с положениями пункта 9 Правил, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, на органе местного самоуправления лежит обязанность до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, по утверждению технического задания регулируемой организации.
Просит суд обязать Администрацию г. Юрги разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «ВодСнаб» включив в него:
- перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения;
- перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий;
- перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- перечень мероприятий, предусматривающих капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемых организаций, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В судебном заседании ст. помощника прокурора Тарасов В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить требования и установить срок для исполнения решения суда до 01.11.2024.
Представитель ответчика Семенчикова И.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Представителя третьего лица УЖКХ г. Юрги Овчинникова О.С. поддержала требования в части.
Представителя третьего лица ООО «Водснаб» Рачилина О.С. поддержала исковые требования.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
В силу части 4 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ, инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно требованиям части 11 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ, порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций," осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее -Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами (далее – концессионное соглашение), должно соответствовать условиям концессионного соглашения.
Судом установлено, что Постановлением администрации г. Юрги от 13.11.2019 *** ООО «ВодСнаб» определена как гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение на территории Юргинского городского округа.
Проведенной Юргинской межрайонной прокуратурой ранее проверкой установлено, что инвестиционная программа развития систем водоснабжения и водоотведения у ООО «ВодСнаб» отсутствует.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства, органом местного самоуправления, то есть администрацией г. Юрги не разработано и не утверждено техническое задание для предприятия ООО «Водснаб» на разработку инвестиционной программы, что препятствует предприятию в разработке инвестиционной программы, ее согласованию с Региональной энергетической комиссией Кузбасса и, соответственно, реализации.
Вместе с тем, согласно сведениям Схемы водоснабжения и водоотведения Юргинского городского округа, утвержденной постановлением Администрации от 02.07.2021 ***, фактический износ сетей водоотведения на 2020 год составил 87,5 %, протяженность сетей, нуждающихся в замене, составляет 86,7 км, в том числе: самотечных 81,23 км, напорных 5,47 км. складывающаяся в связи с возможным возникновением аварийной ситуации в системе водоснабжения ***. Кроме того, в январе 2024 года на насосной станции в течение недели неоднократно возникали аварийные ситуации, связанные с выходом из строя насосного оборудования.
Так, 12.01.2024 в 17:00 часов на насосной станции 1-го подъема произошла аварийная остановка насосного агрегата по причине перелома роторного вала, в связи с чем произведен переход на резервный насосный агрегат. В 18:00 часов 12.01.2024 произошла остановка резервного насосного агрегата по аналогичной причине. В 05:25 13.01.2024 в результате проведенных ООО «ВодСнаб» ремонтных работ произведен запуск насосного агрегата, водоснабжение восстановлено. Однако, 15.01.2024 в 7:30 вышел из строя насос на водозаборе 1-го подъема. В связи с отсутствием резервного насосного агрегата, перенесен резервный насосный агрегат с насосной станции 2-го подъема и смонтирован на насосную станцию 1-го подъема. Таким образом, на насосных станциях 1-го и 2-го подъема на 15.01.2024 отсутствуют резервные насосные агрегаты, что является потенциальной угрозой срыва бесперебойного водоснабжения питьевой водой населения ***. Проверкой установлен 100 % износ оборудования на насосной станции ООО «ВодСнаб», что требует его модернизации.
На основании изложенного Юргинским межрайонным прокурором 28.04.2023 внесено представление, по результатам рассмотрения которого постановлением администрации г. Юрги от 13.06.2023 *** утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Водснаб» в сфере водоснабжения и водоотведения Юргинского городского округа на 2023-2030 годы.
Однако, при изучении утвержденного Постановлением *** технического задания установлено, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства.
В нарушение требований подпункта «а» пункта 7 Правил техническое задание не содержит перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения.
В нарушение подпункта «в» пункта 7 Правил в техническом задании отсутствует перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Правил в техническом задании должен быть предусмотрен перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, в нарушение требований данного пункта, перечень мероприятий в техническом задании отсутствует.
Помимо этого, в нарушение подпункта «д» пункта 7 Правил, в утвержденном техническом задании отсутствует перечень мероприятий, предусматривающих капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемых организаций, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 15.01.2024 прокурором принесен протест на незаконные положения постановления администрации г. Юрги от 13.06.2023 ***, которым утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Водснаб», где потребована отмена указанного акта.
Согласно требованиям статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ во взаимосвязи с положениями пункта 9 Правил, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, на органе местного самоуправления лежит обязанность до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, по утверждению технического задания регулируемой организации.
С учетом того, что обстоятельства указанные в исковом заявлении, подтверждаются представленными доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд полагает, что срок для проведения указанных мероприятий, предложенный истцом, является обоснованным, поэтому устанавливает ответчикам для проведения указанных мероприятий срок в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Юргинского межрайонного прокурора (ИНН ***, ОГРН ***) к Администрации г. Юрги (ИНН ***, ОГОРН ***) о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Юрги разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «ВодСнаб» включив в него:
- перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения;
- перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий;
- перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- перечень мероприятий, предусматривающих капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемых организаций, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Установить срок в течение, которого указанные действия должны быть совершены до 01.11.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда - подпись - А.Н. Корытников
Мотивированное решение суда составлено 18.04.2024.