Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1483/2020 ~ М-1093/2020 от 05.06.2020

гр. дело № 2-1483/2020

44RS0002-01-2020-001772-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,

при секретаре Матвеичевой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резниченко Г. Р. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» о возложении обязанности перенести мусорные контейнеры и оборудовать контейнерную площадку,

установил:

Резниченко Г.Р. обратилась в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы о возложении обязанности перенести мусорные контейнеры, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Московская, д. 11, в место, которое бы соответствовало всем санитарным нормам и правилам, и оборудовать контейнерную площадку. Требования мотивированы тем, что ответчик, исполняя решение суда по гражданскому делу № 2-1073/2019, переставило контейнерную площадку напротив дома № 11 по ул. Московской, расстояние от которой до дома истца составляет 13 метров, тем самым нарушив права истца на благоприятную окружающую среду. Ответчик своими действиями нарушил ряд действующих норм права. Так, согласно письму первого заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 06.08.2019г., накопление твердых коммунальных отходов должно осуществляться на территории образования отходов. Расстояние от контейнера до жилых домов должно быть не менее 20 метров. Контейнерная площадка находится в ужасном состоянии, мусор не вывозится, запах ужасный. Жители дома живут в антисанитарных условиях, из-за контейнеров в их квартирах бегают крысы, которые разносят болезни и инфекции.

В судебном заседании истец Резниченко Г.Р. и ее представитель Гречина К.С. не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Гречина К.С. направила ходатайство о рассмотрение дела в их с истцом отсутствие.

Представитель Управления ЖКХ администрации города Костромы по доверенности Барышникова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к нему. Существующее место расположения контейнерной площадки согласовано актом комиссии в соответствии с п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88. Считает Управление ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по содержанию контейнерной площадки возложены на МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ».

Представитель МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» Женодарова Ю.В. в судебном заседании пояснила, что требования истца удовлетворению не подлежат, существующее место расположения контейнерной площадки определено комиссией, созданной в соответствии с Постановлением Администрации г. Костромы от 17.02.2015г. № 358. СанПиН 2.1.7.3550-19 является временным, действует с 01.01.2020г. по 01.01.2021г. Кроме того, данный СанПиН не распространяет свое действие на отношения, возникшие до начала его действия, в районе уже сложившейся застройки, а содержит требования, которые следует соблюдать при размещении, проектировании зданий. Контейнерная площадка содержится в надлежащем состоянии, что подтверждается ежедневными фотоотчетами. Контейнерная площадка расположена в месте образования отходов, в данном районе расположены частные дома и только два многоквартирных дома, по той стороне дороги, где расположена контейнерная площадка, находятся частные дома. Место для оборудования контейнерной площадки выбирали тщательно, другого места с соблюдением 20 метрового расстояния определить не удалось. При переносе контейнерной площадки к дому № 13, также не будет соблюдаться расстояние до жилого дома, а кроме того расположение контейнерной площадки не будет отвечать требованиям дорожного движения, там расположен перекресток, не будет обеспечивать зону видимости треугольника на пересечении ул. Ярославской с ул. Московской.

Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, причина неявки представителя суду не известна.

Ранее в судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора по Костромской области по доверенности Бороздин А.М. пояснил, что СанПиН 42-128-4690-88 используется в той части, где не противоречит закону. На момент организации контейнерной площадки на ул. Московская, Управлением ЖКХ были соблюдены все требования, установленные действующим законодательством. В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 было определено место для оборудования контейнерной площадки с отступлением от 20 м. расстояния до жилых домов. Участие представителя Роспотребнадзора в 2019г. уже не требовалось. В 2019г. вступил в действие СанПиН 2.1.7.3550-19. срок его действия до 01.01.2021г. В п. 2.2 данного СанПиНа предусмотрен порядок принятия решения об изменении расстояния от мест накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, то есть не ближе чем 15 метров до жилых домов. В данном случае расстояние составляет 13 м. Поскольку в Главе Общие положения и область применения не указано, что данный СанПиН не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, то он распространяет свое действие на такие отношения и на все объекты.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Разрешая доводы представителя Управления ЖКХ администрации г. Костромы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит их необоснованными, поскольку согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы утвержденному Решением Думы города Костромы от 25.10.2018 № 175, именно Управление является органом обеспечивающим создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; согласовывающим создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; и определяющим схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляет ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец Резниченко Г.Р. является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме ...

Напротив данного дома по ул. Московской расположены мусорные контейнеры, о переносе которых просит истец в иске, ссылаясь на то, что контейнеры относятся к частному сектору и расположены с нарушением требований СанПиН, расположение данных контейнеров нарушает права истца на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с пунктом 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии с Правилами благоустройства территории города Костромы, утвержденными Решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 № 60, контейнеры, евроконтейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) хозяйствующими субъектами на специально оборудованных контейнерных площадках. В соответствии с санитарными требованиями контейнерные площадки должны быть удалены от домовладений, многоквартирных жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок, детских площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно. Состав комиссии утверждается Администрацией города Костромы.

Согласно Уставу муниципального образования городского округа город Кострома, администрация города Костромы определяет схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведет реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Постановлением Администрации города Костромы от 17.02.2015г. № 358 утверждена комиссия по установлению расстояний от мест временного хранения отходов до домовладений, многоквартирных жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок, мест отдыха населения в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения установленных разрывов.

Согласно пунктам 2.2, 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 05 декабря 2019 года № 20, расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилищную застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 10м. При невозможности соблюдения указанных в п.2.2 расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25 % на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).

Срок действия СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» с 01.01.2020г. по 01.01.2021г.

Из пояснений представителя Управления ЖКХ администрации горда Костромы следует, что контейнерная площадка по адресу: г. Кострома, ул. Московская, д. 11 оборудована в районах сложившейся застройки с учетом невозможности соблюдения установленных разрывов до жилых домов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается.

Следовательно, ответчик должен представить доказательства исключительности случая, связанного с размещением контейнерной площадки у д. 11 по ул. Московская, в связи с невозможностью ее установки на расстоянии не менее 20 метров от жилого дома в связи со сложившейся застройкой, а также соблюдение установленного порядка изменения установленных правил.

Из материалов дела следует, что 17 июля 2019 г. состоялось комиссионное обследование территории ул. Московской на предмет определения места размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов для сбора мусора от домов частного сектора.

Согласно акту от 17.07.2019 комиссией в составе представителей Управления ЖКХ, Управления муниципальных инспекций и МКУ «СМЗ по ЖКХ» принято решение согласовать МКУ «СМЗ по ЖКХ» место (площадку) накопления ТКО по адресу: г. Кострома, ул. Московская, напротив дома №11. Расстояние от площадки накопления ТКО до дома №11 по ул. Московской составляет 13,0 метров, до дома №14 по ул. Московской – 26,6 метров; МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» оборудовать место (площадку) накопления ТКО по адресу. Кострома ул. Московская, д.11 в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Костромы.

26.09.2019г. в адрес Управления поступила заявка МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» на согласование создания контейнерной площадки в районе дома 11 по ул. Московской г. Костромы.

6 декабря 2019г. проведено комиссионное обследование территорий по адресу: г. Кострома, ул. Ярославская на пересечении с ул. Московской (в районе сквера), а также в районе д. 6 по ул. Коллективной, напротив дома № 1 по ул. Красносельской на предмет определения места накопления твердых коммунальных отходов. Комиссией принято решение о том, что размещение площадки накопления ТКО на предложенных местах нецелесообразно, в связи с чем, отказано в согласовании мест накопления ТКО по данным адресам, что подтверждается Актом от 06.12.2019г.

Также 6 декабря 2019г. комиссионно было произведен осмотр места размещения площадки накопления ТКО по адресу: г. Кострома, ул. Московская, 11 на предмет установления расстояний от мест временного хранения отходов до домовладений, многоквартирных домов, детских учреждений, спортивных площадок, мест отдыха населения в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения установленных разрывов. Согласно Акту от 6 декабря 2019г. в составе членов комиссии Галанина Ю.А., Боброва А.А., Румянцевой Л.А., Малякиной С.В. и Романовой Л.Ю. было принято решение о том, что в связи со сложившейся застройкой территории, ограниченной улицами Верхне-Набережная, Низовая, Стрелецкая, Широкая, Коллективная отсутствует возможность соблюдения установленных действующим законодательством разрывов от мест временного хранения отходов до домовладений, многоквартирных домов, детских учреждений, спортивных площадок. Определить иное место для размещения площадки накопления в указанном районе не представляется возможным.

Из представленных документов следует, что разместить контейнерные площадки на предусмотренном п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" расстоянии от жилых домов не представляется возможным.

Контейнерная площадка по адресу: г. Кострома ул. Московская, д. 1 включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов г. Костромы.

Доказательств, свидетельствующих о размещении спорной контейнерной площадки с нарушением СанПиН, стороной истца не представлено. Процедура изменения места расположения контейнерной площадки соблюдена.

Размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека. Стороной истца доказательств, подтверждающих негативное влияние спорной контейнерной площадки, суду не представлено.

Положение пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 не входят в противоречие с положениями п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Данные выводы изложены в определении Верховного суда РФ от 21.02.2012г. № АПЛ12-27.

СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, являются действующими и не отменены ни СанПиН 2.1.2.2645-10, ни СанПиН 2.1.7.3550-19.

Пункт 2.2.3 СаНПиН 42-128-4690-88 вступает в противоречие с п. 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19, в том числе, в части минимального допустимого разрыва от контейнерной площадки до жилого дома. Согласно п. 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19 указанный разрыв не может быть менее 15 метров.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Пункт 1.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 регламентирует общие положения Санитарных правил, при этом ссылка в данном пункте на распространение Санитарных правил на отношения, возникшие до введения его в действие отсутствует, как и целом в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» нет ссылки на то, что он распространяется на правоотношения, возникшие до его издания. Следовательно, СанПиН 2.1.7.3550-19 распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, то есть с 01.01.2020г.

При таких обстоятельствах, данный пункт регламентирует требования к размещению вновь создаваемых контейнерных площадок при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.

Кроме того, СанПиН 2.1.7.3550-19 является временным, и срок его действия заканчивается 31.12.2020г. Указание в решении суда на нарушение указанных правил, а также на перенос контейнерной площадки в соответствии с данными правилами, может сделать невозможным его исполнение по истечении срока действия СанПиН 2.1.7.3550-19.

Доводы представителя истца о том, что при оборудовании контейнерной площадки допущено нарушение, выразившееся в том, что контейнерная площадка должна быть установлена на территории источника образования отходов, а поскольку площадка предназначена для сбора ТКО частного сектора, то там она и должна быть установлена, не состоятельны.

Согласно ст. 5 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 N 60 контейнерные площадки располагаются на территориях соответствующих источников образования твердых коммунальных отходов (на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами и жилыми домами, на придомовых территориях, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, территориях рынков, лечебно-профилактических учреждений, иных источников образования твердых коммунальных отходов) или иных территориях, используемых под размещение контейнерных площадок на законных основаниях, в том числе на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется уполномоченным органом Администрации города Костромы и которые не предоставлены третьим лицам на вещных и иных правах.

Из пояснений представителя Управления ЖКХ администрации горда Костромы, а также представленных документов следует, что контейнерная площадка по адресу: г. Кострома, ул. Московская, д. 11 обслуживает жителей частного сектора по следующим улицам: улица Верхне-Набережная, Московская, Низовая, Северная, Стрелецкой, Широкая, Коллективная, находясь при этом фактически в равной удаленности от указанных улиц. На улице Московской преимущественно располагаются частные дома, за исключением дома № 11 и дома № 14/1, которые являются многоквартирными. Те есть фактически установлена в частном секторе.

Данное обстоятельство не оспаривалось и стороной истца, которая полагала необходимым сдвинуть контейнерную площадку на несколько метров, чтобы она оказалась напротив дома № 13, который относится к частному сектору.

При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что контейнерная площадка установлена за пределами территории источника образования отходов не нашли подтверждения.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. 194 – ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Резниченко Г. Р. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» о возложении обязанности перенести мусорные контейнеры и оборудовать контейнерную площадку оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца после его изготовления в окончательной форме.

Судья Г.В. Гуляева

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2020г.

2-1483/2020 ~ М-1093/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Резниченко Галина Романовна
Ответчики
МКУ г. Костромы "СМЗ по ЖКХ"
Управление ЖКХ администрации г. Костромы
Другие
Управление Роспотребнадзора по Костромской области
Гречина Ксения Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд г. Костромы
Судья
Гуляева Г. В.
Дело на сайте суда
leninsky--kst.sudrf.ru
05.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2020Передача материалов судье
05.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее