2-95\ 2013.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26.03.2013. сел. Новокаякент
Каякентский районный суд в составе председательствующего судьи Мусаева Б.А., при секретаре Багомедовой А.Б., с участием представителя заявителя помощника прокурора Каякентского района РД Гамзатова Р., представителя заинтересованной стороны - зам. главы администрации Гасанбековой А.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Каякентского района РД о признании бездействия администрации МО « сельсовет Каякентский» незаконным и об обязании к принятию мер по профилактике экстремизма и терроризма, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каякентского района в соответствии с заданием прокуратуры РД от 05.02.2013 №27-30-2013 по результатам проверки в администрации муниципального образования «сельсовет Каякентский» о состоянии исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности и терроризму обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО « сельсовет Каякентский» незаконным и об обязании к принятию мер по профилактике экстремизма и терроризма.
Представитель прокуратуры Гамзатов Р. в обоснование заявленных требований суду пояснил, что администрацией МО «сельсовет Каякентский» на регулярной основе не анализируется складывающаяся в населенном пункте обстановка, не налажена профилактическая работа с приверженцами идей экстремизма и терроризма, не организовываются сельские сходы с приглашением религиозных деятелей, авторитетных и почитаемых людей старшего поколения и известных спортсменов. На сходах, собраниях не обсуждается складываюшая ситуация в населенном пункте в сфере противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
В целях пропаганды предупреждения экстремисткой деятельности администрацией села недостаточно используются возможности СМИ.
Также администрацией села не принимаются должные меры в плане повышения уровня антитеррористической защищенности объектов, в первую очередь объектов особой важности, социальных объектов, мест массового пребывания людей и т.д. Сегодня эти объекты не обеспечены охранной сигнализацией, видеонаблюдением, вследствие чего остаются наиболее уязвимыми для террористических атак.
Между тем, согласно требованиям ст.5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ органы местного самоуправления в целях противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В силу ст. 14 ФЗ №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Более того, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах сельского поселения согласно уставу МО отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ст. 18 ФЗ №131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопроса местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Ранее, в 2012 году, по результатам предыдущей проверки в порядке ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ» на имя главы МО «сельсовет Каякентский» было внесено представление, где в целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления по профилактике экстремизма и терроризма администрации села предлагалось, в том числе, создать на уровне сельского поселения комиссию или иной рабочий орган по противодействию экстремизму и терроризму, определив его руководителя (ответственного лица) из числа работников сельской администрации; придать вопросу профилактики проявлений терроризма и экстремизма постоянный и целенаправленный характер, шире использовать возможности СМИ в профилактических, пропагандистских и воспитательных целях населения; разработать мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение проявлений экстремизма и терроризма на территории МО и обеспечить их реальное выполнение установленные планом сроки и т.д.Сложившаяся сегодня криминогенная обстановка как в республике, так и в районе требует принятия со стороны должностных лиц органов местного самоуправления комплекса действенных и эффективных мер по профилактике проявлений экстремизма и терроризма. В то время как бездействие этих органов может негативно отразиться на состоянии борьбы с экстремизмом и терроризмом и ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан, проживающих в муниципальном образовании.
Отсутствие профилактики экстремисткой деятельности и терроризма затрагивает интересы лиц, которые проживают в поселении в настоящее время, и будут жить в последующем.
В судебном заседании представитель администрации МО «сельсовет Каякентский» Гасанбекова А.А. частично согласилась с заявленными требованиями прокурора и обещала устранить все недостатки в короткие сроки.
В то же время она суду представила протоколы собраний, совещаний комиссии по профилактике терроризма, объективные данные о выполнении отдельных плановых мероприятий.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования прокурора Каякентского района частично по следующим основаниям. Постановлением главы МО «сельсовет Каякентский» от 05.03.2012г. №10 «а» создана комиссия по противодействию экстремизму и терроризму и утвержден план мероприятий администрации МО «сельсовет Каякентский» по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму.
Путем исследования протоколов собраний, заседания комиссии и другие документальные данные, в том числе и переписки с правоохранительными органами установлено, что принимаются незначительные меры по профилактике терроризма и экстремизма.
В то же время суд считает, что активная, системная целенаправленная работа не проводится, не используются возможности СМИ, не привлекаются институты гражданского общества, не установлены видеонаблюдения в местах массового скопления людей, и в жизненно важных объектах, меры профилактики не проводятся в строгом соответствии с законодательством РФ. Администрация не руководствуется с Комплексной Программой Республики Дагестан и Стратегией Программы по борьбе с экстремизмом и терроризмом, утвержденными соответственно Правительством РД и президентом РФ.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно п.З ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Категория лиц, чьи законные интересы затрагиваются бездействием органов местного самоуправления, и чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и изменчива, а потому настоящее заявление направляется в защиту интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке. В соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198. 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявленные требования прокурора частично.
В части бездействия администрации МО «сельсовет Каякентский» незаконным отказать, в остальной части обязать принять меры по профилактике экстремизма и терроризма в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии экстремизму и терроризму.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД в течение месяца со дня окончательного его принятия.
Председательствующий Б.А. Мусаев