Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-60/2021 от 12.02.2021

Дело № 12-60/2021

Судья Савельева В.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

12 февраля 2021 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Глухова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочкина Семена Александровича,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2021 года ( с учетом определения об устранении описки от 6 февраля 2021 года) Кочкин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на восемь суток. Срок административного ареста постановлено исчислять с 19 час 30 мин. 6 февраля 2021 года, то есть немедленно. Срок административного задержания с 16 час. 41 мин. 5 февраля 2021 года по 15 час 10 мин 6 февраля 2021 года включен в срок административного ареста.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Кочкина С.А. - Глухов А.В., действующий на основании доверенности от 20 января 2021 года, через организацию почтовой связи подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики 9 февраля 2021 года, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, заслушав Кочкина С.А., отбывающего административный арест, участвовавшего в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, его защитника Глухова А.В., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ, Закон).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В силу частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия, при этом лицо, два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 20.2 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Статьей 7 Федерального закона 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.

Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, к числу которых проспект Ленина и Площадь Республики г. Чебоксары не отнесены.

Как следует из представленных материалов и фактических обстоятельств дела, установленных судьей районного суда, Кочкин С.А., ранее привлекавшийся постановлениями судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 сентября 2020 года № 5-709/2020 (вступило в законную силу 6 октября 2020 года), судей Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 сентября 2020 года № 5-579/2020 (вступило в законную силу 20 октября 2020 года), от 24 сентября 2020 года № 5-596/2020 (вступило в законную силу 20 октября 2020 года) к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, зная о несогласовании с администрацией города Чебоксары места и времени проведения публичного мероприятия 23 января 2021 года в 14 часов, вовлек 18 несовершеннолетних граждан в несогласованные публичные мероприятия в форме митинга на площадке перед кинотеатром «Лир Луксор» по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 23, далее в шествие по маршруту в г. Чебоксары от дома 23 пр. Ленина до дома 36 по ул. К.Маркса, и митинга около д. 36. по ул. К.Маркса г. Чебоксары, путем размещения в интернет видеохостинге «Youtube.com» (конкретный адрес указан в обжалуемом постановлении) видеозаписи под названием <данные изъяты> размещенной 20.01.2021, с призывом к участию в несогласованных публичных мероприятиях граждан и размещения в социальной сети «Instagram» на странице <адрес> информации с призывами к участию в публичных мероприятиях студентов и старшеклассников, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: рапортом сотрудника полиции ФИО6 об обнаружении признаков администратвиного правонарушения с прилагаемыми к нему скриншотами из социальной сети «Instagram», из которых усматривается, что размещенная Кочкиным С.А. информация, в том числе текстовая часть, направлена на студентов и старшеклассников, значительная часть из которых находится в несовершеннолетнем возрасте, и побуждает их к участию в организуемом Кочкиным С.А. публичном мероприятии вопреки установленному 23 января 2021 года учебному процессу со ссылкой на гражданские права и личный пример (л.д. 9-13); списком несовершеннолетних лиц, доставленных 23.01.2020 за участие в несанкционированном публичном мероприятии (л.д. 14-18), актом осмотра интернет ресурса от 27 января 2021 года с прилагаемым СД-диском (л.д.39-47); актом осмотра интернет ресурса от 5 февраля 2021 года с прилагаемым СД-диском (л.д.107-109); письмом администрации города Чебоксары от 21 января 2021 года № 29/07-814 (л.д. 49), письменными объяснениями несовершеннолетних ФИО1, учащегося колледжа (л.д. 19-21), ФИО2, ФИО3, ФИО4, учащихся техникумов ФИО5, ФИО6, ФИО7, (л.д.19-33), учащейся 9 класса школы ФИО8 (л.д.34), ФИО9, учащегося 2 курса техникума (л.д. 35, 90), ФИО10, учащегося 11 класса школы (л.д. 36), учащихся учебных заведений г. Новочебоксарска ФИО11 и ФИО12 (л.д. 37,38), ФИО13, учащейся 10 класса школы (л.д. 98), ФИО14, учащейся 11 класса лицея (л.д. 102), ФИО6, учащейся 2 курса техникума (л.д. 106); объяснениями педагогов и сотрудников учебных заведений ФИО15, ФИО16, ФИО17 ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 (л.д. 91-93, 95-97, 99-101, 103-105) об учебном процессе ДД.ММ.ГГГГ и профилактическо-разъяснительной работе с учащимися, и другими.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность Кочкина С.А. в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Представленными доказательствами подтверждено, что Кочкин С.А., достоверно зная об отсутствии согласования с администрацией г. Чебоксары публичного мероприятия, организовал его проведение 23 января 2021 года в 14 часов.

За указанные действия по организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 января 2021 года, вступившим в законную силу 8 февраля 2021 года, Кочкин С.А., ранее совершивший административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, как следует из постановления судьи от 6 февраля 2021 года, в рамках настоящего дела основанием для привлечения Кочкина С.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, послужило вовлечение им несовершеннолетних в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Утверждение автора жалобы о недоказанности вовлечения Кочкиным С.А. несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях вышестоящим судом не принимается.

Так, содержание размещенной в социальной сети «Instagram» на странице <адрес> в открытом для неопределенного круга лиц доступе информации объективно свидетельствует, что в нем имеется призыв к участию 23 января 2021 года в организуемом им несогласованном публичном мероприятии, целевой аудиторией которой являются студенты и старшеклассники, значительная часть из которых являются несовершеннолетние, несмотря на учебный процесс в образовательных учреждениях (в частности <данные изъяты>», <данные изъяты>..» со ссылкой на личный пример Кочкина С.А. Указанная целевая аудитория пользователей социальной сети при выявлении участия в публичном мероприятии побуждается к конкретным действиям и предлагается помощь - «….<данные изъяты> Увидимся в субботу в 14:00 у «Мир Луксор».

Аналогичного содержания информация размещена и на личной странице Кочкина С.А. в социальной сети «Вконтакте», имеющей 11 тысяч просмотров, которая учтена судьей районного суда в качестве доказательства вины Кочкина С.А. в вовлечении несовершеннолетних в несогласованное публичное мероприятие.

После блокирования информации с призывами в указанной социальной сети на личной странице Кочкина С.А. внесены записи, в частности, «Вконтактик заблокировал нашу встречу и видео-приглашения. Подписывайтесь на встречу в фейсбуке и на телеграм-канал с указанием конкретных электронных адресов и призывом «<данные изъяты> 23.01, 14:00, «Мир Луксор».

Таким образом, действия Кочкина С.А. как организатора были направлены на обеспечения участия в несогласованном публичном мероприятии как можно большего числа лиц, в том числе за счет вовлечения отдельной целевой аудитории социальных сетей - несовершеннолетних, которые в силу возраста и особенностей развития являются более уязвимыми и подверженными негативному воздействию со стороны взрослых.

Активные действия Кочкина С.А. и используемые им при этом приемы, в том числе противопоставление участия в несогласованном публичном мероприятии организованному в ВУЗах и школах учебному процессу со ссылкой гражданские права, в отношении несовершеннолетних достигли специально обозначенной Кочкиным С.А. целевой аудитории.

Результатом этих активных действий в социальных сетях является фактическое участие в состоявшихся 23 января 2021 года несогласованных публичных мероприятиях 18 несовершеннолетних, многие из которых узнали о его проведении при распространении информации в социальных сетях

Вопреки доводам жалобы, оснований полагать, что Кочкин С.А. привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановлением судьи от 23 января 2021 года действия Кочкина С.А. по вовлечению несовершеннолетних в организованное им публичное мероприятие, состоявшееся в форме митинга и шествия, не охватываются, следовательно, эти действия, не содержащие уголовно наказуемого деяния, образующие объективную сторону части 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ, и с учетом того, что Кочкин С.А. ранее был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, являются самостоятельным административным правонарушением предусмотренным частью 8 статьи 20.8 КоАП Ф.

Приводимые защитником Глуховым А.В. в жалобе доводы об отсутствии в действиях Кочкина С.А. состава вмененного административного правонарушения по тем мотивам, что последний имеет право на свободное выражение мнения посредством проведения мирных публичных мероприятий, которое в данном конкретном случае имело форму стихийного собрания в качестве немедленной реакции на текущее событие, и в результате совершенного деяния общественно – опасные последствия не наступили, не принимаются.

Для целей привлечения к административной ответственности последствия несоблюдения требований к организации и проведению публичного мероприятия в виде реального причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, законодателем не установлено.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2012 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина К.» право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой. Данная позиция изложена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 № 1428-О и других актах.

В данном случае общественная опасность совершенного Кочкиным С.А. правонарушения заключается в потенциальной опасности причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.

Более того, Кочкин С.А. осуществил указанные действия в отношении несовершеннолетних, наиболее уязвимой категории лиц, и в период действия ограничений, введенных в соответствии с распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года №113-рг «О введении режима повышенной готовности на территории Чувашской Республики с 18 марта 2020 года до особого распоряжения» в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 18 марта 2020 года.

Таким образом, несоблюдение Кочкиным С.А. принципа законности публичного мероприятия при вовлечении в него несовершенолетних не обеспечило соблюдение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и неопределенного круга третьих лиц, в том числе несовершеннолетних- с другой.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении и постановление судьи районного суда отвечают требованиям статей 28.2, 29.10 КоАП РФ.

Срок давности привлечения Кочкина С.А. к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание Кочкину С.А. назначено в пределах санкции части 8 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.

Нарушений норм процессуального права при привлечении Кочкина С.А. к административной ответственности не допущено.

Доводы защитника Глухова А.В. о том, что по делу не участвовал государственный обвинитель, вследствие чего суд взял на себя несвойственную роль стороны обвинения и право Кочкина С.А. на справедливое судебное разбирательство было нарушено, являются несостоятельными.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено участие государственного обвинителя.

В судебном заседании участвовало должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - участковый уполномоченный ОП-1 УМВД РФ по г. Чебоксары М.П.В.

Из анализа имеющихся в деле материалов не следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда вышел за пределы сформулированного органом внутренних дел обвинения Кочкина С.А. в совершенном административном правонарушении, ухудшил его положение, рассмотрел дело с обвинительным уклоном либо иным образом взял на себя несвойственную для судов функцию, не связанную со всесторонним, полным объективным и своевременным выяснением обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).

При рассмотрении дела судьей районного суд по ходатайству Кочкина С.А. участвовал защитник Глухов А.В.

Таким образом, оснований полагать, что право Кочкина С.А. на справедливое судебное разбирательство, в том числе на получение юридической помощи защитника, было нарушено, не имеется.

Административное задержание с 16 часов 41 мин. 5 февраля 2021 года до 15 часов 10 мин. 6 февраля 2021 года для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем наказание в виде административного ареста, применена к Кочкину С.А. уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел в соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ.

В соответствии с часть 3 статьи 32.8 КоАП РФ постановлением судьи (с учетом определения от 6 февраля 2020 года) срок административного задержания зачтен судьей районного суда в срок административного ареста.

Правовых оснований для включения в срок административного ареста периода рассмотрения дела в судебном заседании 6 февраля 2021 года, в который к Кочкину С.А. мера обеспечения производства по делу не применялась, не имеется.

Доводы жалобы защитника о приостановлении отбывания административного ареста до рассмотрения вышестоящим судом жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку несогласие с не вступившим в законную силу постановлением об административном аресте основанием для приостановления исполнения административного ареста нормами КоАП РФ не предусмотрено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочкина Семена Александровича оставить без изменения, жалобу защитника Глухова А.В. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики                                                     А.В. Голубев

12-60/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Кочкин Семен Александрович
Другие
Глухов А.В.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Статьи

ст. 20.2 ч.8 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
12.02.2021Материалы переданы в производство судье
12.02.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее