Дело № 2-308/2020
УИД 33RS0002-01-2018-005314-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Владимир 30 июня 2020 года
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Осиповой Т.А.,
при секретаре Л.
при участии истца Ж.
представителя ответчиковК.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по иску Ж. к администрации г. Владимира, управлению архитектуры и строительства администрации г.Владимира о признании расположенных на садовых участках жилых домов садовым домом, предназначенным для временного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Ж. обратилась в суд с исковым заявлением с последующим обращением к администрации г. Владимира о признании жилых домов, расположенных на садовом участке, садовым домом, предназначенным для временного проживания.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилых строений, расположенных по адресу: <...>, <...>» на основании договоров купли-продажи от 17.08.2016 и 25.04.2017.
Здание (жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке) с кадастровым номером: <...> кадастровой стоимостью 192528 руб. 62 коп. представляет собой деревянное двухэтажное здание площадью <...> кв.м., находящимся на земельном участке с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, участок ###.
Основанием для регистрации права собственности истца Ж. является договор купли-продажи объектов недвижимости от 25.04.2017, что подтверждается записью в ЕГРН.
Здание (жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке) с кадастровым номером: <...> кадастровой стоимостью 504637 руб. 25 коп. представляет собой двухэтажное здание из смешанного материала площадью <...> кв.м, находящимся на земельном участке с кадастровым номером: <...> расположенным по адресу: <...>, участок ###.
Основанием для регистрации права собственности истца является договор купли-продажи объектов недвижимости от 17.08.2016, что подтверждается записью в ЕГРН.
Фактически указанные жилые строения представляют собой здания, предназначенные для сезонного проживания, т.к. в указанных строениях отсутствует система отопления.
Данное обстоятельство подтверждается заключениями специалиста ### от 05.06.2019 и ### от 05.06.2019, согласно которым в спорных помещениях высота потолков составляет 2,19 и 2,44 м, что менее высоты, предусмотренной СНиП 31-02-2001, а также подтверждает факт не соответствия потолков требованиям СП 55.13330.2016. В указанных строениях отсутствует отопление, что является признаком сезонного использования зданий, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
07.06.2019 истец направила письменное обращение с приложенными к нему документами в администрацию г. Владимир.
В соответствии с письмом от 18.06.2019 ### обращение истца было направлено в межведомственную комиссию.
05.09.2019 истец лично обратилась в администрацию <...> по вопросу признания спорных зданий садовыми домами.
Ссылаясь в качестве правового основания на положения ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», истец с учетом уточнений, принятых к производству определением суда от 28.01.2020 (л.д. 163, 135- 138 т.1), просит признать деревянное двухэтажное здание - жилое строение без права регистрации проживания с кадастровым номером: <...>, площадью <...>.м., расположенное на садовом участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...> участок ### садовым домом; признать двухэтажное здание из смешанного материала - жилое строение без права регистрации проживания, площадью 104,0 кв.м, согласно техническому плану от 15.01.2020, находящееся на садовом участке с кадастровым номером: <...>, расположенном по адресу: <...>, участок ### садовым домом; признать истца утратившей право собственности на здания (жилые строения без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке) с кадастровыми номерами: <...>, расположенными по адресу: <...>, СНТ Уварово, участок ### и участок ###, признать за истцом право собственности на садовые дома с кадастровыми номерами <...>, <...>, расположенными по адресу: <...> участок ### и участок ###.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, пправление архитектуры и строительств администрации г.Владимира привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Истец Ж. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что принадлежащие ей строения с момента их приобретения используются как дачные дома для сезонного проживания в весенне-летний период, круглогодично истец и члены ее семьи проживают по месту регистрации. Также указала, что признание жилых строений садовыми домами соответствует целевому назначению земельных участков и необходимо для получения жилищной субсидии.
Представитель ответчика администрации г. Владимира и Управление архитектуры и строительства администрации г.Владимира К. с исковыми требованиями не согласился по основаниям. В обоснование возражений в письменных отзывах (л.д.171-176 т.1, л.д. 86-88, 124-126 т. 2) и в судебном заседании указал, что Жилищным кодексом РФ возможность перевода здания из жилого в нежилое не предусмотрена. Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом. Администрация города Владимир не наделена полномочиями по принятию вышеназванного решения. Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <...> — «садоводство». В соответствии со ст.54 Федерального Закона 217-ФЗ земельные участки с видом разрешенного использования - «садоводство», предназначены для осуществления садоводства, который не предполагает строительство (размещение) объектов капитального строительства. Признание жилого дома садовым домом и наоборот не допускается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, вид разрешенного использования которого, установленный в соответствии с законодательством РФ, не предусматривает такого размещения объекта.
Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <...> —«для садоводства». В силу положений ч.2 ст. 23 Закона № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденными решением Совета народных депутатов Г.Владимира от 31.10.2011 № 183, земельные участки с кадастровым номерами <...> расположены в территориальной зоне СХ-4 «Зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (за границами населенных пунктов)». Зона предназначена для размещения садоводческих, огороднических и дачных хозяйств для ведения подсобного хозяйства в индивидуальном (семейном) порядке с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования, за границами населенных пунктов, для огородничества и на полевых участках личного подсобного хозяйства, строительства временных сооружений, не являющихся объектами недвижимости, мелиорации земель для указанных целей. Градостроительный регламент данной территориальной зоны не предусматривает размещение объектов капитального строительства (объекты недвижимости), в том числе садовых домов. Расположение садовых домов на вышеуказанных земельных участках приведет к нарушению земельного и градостроительного законодательства РФ.
Функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества отнесены к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Здание с кадастровым номером <...>, расположенного на земельном участке <...> согласно техническому плану с назначением «жилое», год завершения строительства — 2020. При этом право на объект зарегистрировано на основании договора купли — продажи объектов недвижимости от 17.08.2016, согласно которому площадь объекта составляла — 65 кв.м. В отношении объектов — жилые дома с кадастровым номером <...> установлены запреты на совершение регистрационных) действий по отчуждению (снятию с учета) в отношении имущества.
Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира, являясь в соответствии с постановлением администрации города Владимира от 18.01.2019 № 70 уполномоченным органом по принятию решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, рассмотрело заявления Ж. от 07.06.2019 и от 03.03.2020 о признании жилых домов, садовыми домами. В связи с непредставлением заявителем согласия на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (с учетом установленных обременений), а также в связи с размещением жилых домов на земельных участках, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения, уполномоченным органом местного самоуправления принято решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом. По указанным основаниям, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, СНТ «Уварово», Управления земельными ресурсами по Владимирской области, ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов», Межрайонный ОСП по ИОИП УФССП России по Владимирской области, к извещению которых судом принимались надлежащие меры (л.д. 113-118), в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.
Основываясь на нормах п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки; п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", суд с учетом мнения истца и представителя ответчика на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец Ж. на основании договора купли-продажи от 17.08.2016 является собственником земельного участка с кадастровым номером 33:05:172401:80, площадью 458 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводство, и находящегося на нем строения: назначение и наименование – жилой дом, кадастровый ###, площадью 104 кв.м, расположенный по адресу: <...> участок ### (л.д. 117-119, 123-128, 9 т.1). Ранее до 20.01.2020 и проведения кадастровых работ по данным выписки из ЕГРН площадь указанного строения составляла <...> кв.м, сведения о назначении объекта были указаны как «жилой дом», наименование: «жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке (л.д. 120-123 т.1).
Также Ж. на основании договора купли –продажи от 25.04.2017 принадлежит смежный земельный участок, с кадастровым номером <...> площадью 444 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, и находящегося на нем строение: назначение – жилой дом, наименование: жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, площадью 28,5 кв.м, кадастровый ###, расположенные по адресу: <...> участок ### (л.д. 7, 111-113 т.1, л.д. 105-106 т.2)
По данным выписок из ЕГРН в отношении принадлежащего истцу имущества с 15.10.2019 и 16.10.2019 зарегистрированы обременения в виде запрета регистрационных действий на основании постановления судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Владимирской области в рамках возбужденного в отношении Ж. исполнительного производства ###-ИП о взыскании в ползу АКБ «Пробизнесбанк» задолженности по кредитному договору в сумме 242857 руб. 31 коп. (л.д. 196-198 т.1, л.д. 61-84 т.2).
Из пояснений истца и представленных документов следует, что и члены ее семьи используют принадлежащее ей имущество для временного сезонного проживания, имеют регистрацию по иному адресу: <...>
В соответствии с заключениями ИП П. ### и ### от 05.06.2019 здания с кадастровыми номерами 33:05:172401:1540 и 33:05:172401:1538, расположенные на земельных участках по адресу: <...>», участок ### и ### являются садовыми домами, техническое состояние которых подтверждает соответствие объектов требованиям к надежности и безопасности, установленным Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Специалистом сделаны выводы, что в здании с кадастровым номером 33:05:172401:1540 устроена кухня, две жилых комнаты, отсутствует санузел, а также высота потолков помещений составляет менее высоты, предусмотренной СНиП 31-02-2001, но соответствует требованиям п. 7.3 СП 53.13330.2011. В строении отсутствует отопление, что является признаком сезонного использования здания, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с временным пребыванием в таком здании.
В здании с кадастровым номером 33:05:172401:1538 устроены веранда, помещение 1-го этажа в хозяйственное помещение в мансарде, отсутствует санузел и кухня, а также высота потолков веранды, помещения 1-го этажа и хозяйственного помещения в мансарде менее высоты, предусмотренной СНиП 31-02-2001, но соответствует требованиям п. 7.3 СП 53.13330.2011. В строении отсутствует отопление, что является признаком сезонного использования здания, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с временным пребыванием в таком здании (л.д. 26-103 т.1).
Согласно ответу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области» Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 26.12.2019 требования санитарно-эпидемиологического законодательства на данные типы объектов строительства (сооружений) не распространяются (л.д. 142 т.1).
В соответствии с ответами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владимиру и Суздальскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской области от 13.0.2020 садовый <...> садовый <...> по адресу: <...> участок ### и участок ### соответственно не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно: противопожарные расстояния между жилыми строениями на соседних земельных участках (между строениями ### и ###) менее <...> м (фактически – <...> м), расстояние от дымового канала (трубы) до стены или перегородки не соответствует требуемому (л.д. 140, 141 т.1)
07.06.2019 истец обратилась в управление архитектуры и строительства администрации г.Владимира с заявлением о признании принадлежащих ей домов садовыми домами на основании Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с приложением выписок из ЕГРН, заключений специалиста (л.д. 139 т.1)
Согласно письмам администрации города от 25.09.2019 и 24.10.2019 в ответ на обращение заявителя по вопросу признания жилых строений садовыми домами разъяснено, что в настоящее время проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» находится в стадии разработки и согласования. Дополнительно сообщено, что разрешенное использование земельных участков с разрешенным использованием «садоводство» не предусматривает размещение объектов капительного строительства (л.д. 143-145 т.1).
Уведомлениями Управления Росреестра по Владимирской области от 04.02.2020 истцу отказано во внесении сведений в ЕГРН об изменении назначения и наименования объекта недвижимости с кадастровыми номерами 33:05:172401:1540 и 33:05:172401:1538 с «жилой дом» на «садовый дом» ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о признании жилых домов садовыми домами в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (л.д. 187-190 т.1).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Постановление N 47).
Согласно пункту 55 Постановления N 47 садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Садовым домом признается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (п. 5(1)).
Постановлением администрации города Владимира от 18.01.2019 N 70 "О возложении полномочий на управление архитектуры и строительства администрации города Владимира по выдаче градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации города Владимира" (в редакции постановления администрации города Владимира от 11.02.2020 N 263) полномочия по принятию решения о признании решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом переданы управлению архитектуры и строительства администрации города Владимира.
31.03.2020 управлением архитектуры и строительства администрации г.Владимира по результатам рассмотрения заявления Ж. от 07.06.2019 и от 03.03.2020 о признании жилых домов, расположенных по адресу: <...> садовыми домами, приняты решения об отказе в признании жилых домов садовыми домами на основании подпунктов «г» и «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В качестве обоснования принятых решений указано, что согласно информации из ЕГРН в отношении объекта — жилой дом с кадастровым номером <...>, в отношении объекта — жилой дом с кадастровым номером <...> постановлением от 11.10.2019 ###-ИП установлены обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий по отчуждению (снятию с учета) в отношении имущества, согласие на признание жилых домов садовыми домами отсутствует.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимира земельные участки с кадастровыми номерами <...> (:713) расположены в границах территориальной зоны СХ-4 - «Зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (за границами населенных пунктов)». Виды разрешенного использования данной зоны не предусматривают размещение садовых домов (объектов капитального строительства). /л.д. 90-96 т.2/.
Пунктом 56 Постановления N 47 приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
К данным документам относятся:
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом содержится в пункте 61 Постановления N 47, и в частности к ним относится: г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц; д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Как установлено в судебном заседании, земельные участки с кадастровыми номерам 33:05:172401:80 и 33:05:172401:713 расположены в территориальной зоне СХ-4 (зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (за границами населенных пунктов) (л.д. 89 т.2), который по мнению ответчиков исключает возможность размещения на нем объектов капитального строительства.
Действительно, в соответствии с решением Совета народных депутатов г.Владимира от 31.10.2011 № 183 « Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» зона СХ-4 предназначена для выращивания плодовых деревьев, в том числе в порядке коллективного садоводства, строительства жилых сооружений (для участков, предназначенных для коллективного садоводства), а также строительства жилых строений, обеспечивающих садоводство, выращивание виноградной лозы для производства винограда, выращивание хмеля, выращивание лесных плодовых, ягодных и декоративных растений, выращивания лекарственных растений, мелиорации земель для указанных целей, выращивания ягод и овощей, корнеплодов, ягодных кустарников, в том числе в порядке коллективного огородничества и на полевых участках личного подсобного хозяйства, строительства временных сооружений, не являющихся объектами недвижимости.
Основным видом разрешенного использования для территориальной зоны СХ-4 является, в том числе садоводство. Вспомогательными видами разрешенного использования являются: хозяйственные постройки (теплицы, оранжереи, парники, сады, огороды, палисадники, навесы), открытые автостоянки.
Садовым земельным участком в силу положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Систематическое толкование положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 34, статьи 35 ГрК РФ свидетельствует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Из положений части 7 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ следует, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Согласно пункту 13.2 Классификатора видов разрешенного использования "ведение садоводства" включает осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Таким образом, виды разрешенного использования "ведение садоводства" и "для садоводства" являются сочетаемыми, земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, предусматривают использование земельных участков в целях, связанных с размещением садовых домов, что не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает истца права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов).
Кроме того, согласно части 25 статьи 54 Закона N 217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления в силу Закона N 217-ФЗ, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.
Из изложенного следует, что отнесение земельного участка с видом разрешенного использования «садоводство» к садовому участку в понятии Закона № 217-ФЗ возможно, если указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» либо согласно ранее действовавшем нормативно-правовым актам, регулировавшим отношения по предоставлению гражданам садовых земельных участков.
Как установлено в судебном заседании, принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером <...> имеет вид разрешенного использования «для садоводства», земельный участок с кадастровым номером 33:05:172401:80 – «садоводство».
Вместе с тем, данные земельные участки расположены в одной территориальной зоне, являются смежными по отношению друг другу. При этом из копии реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером 33:05:172401:80 следует, что данный объект права первоначально предоставлялся Х. на основании постановления администрации Суздальского района Владимирской области № 530 от 19.11.1992 для садоводства, что подтверждено свидетельством о праве собственности на землю и свидетельствами о праве на наследство по закону, выданными его наследникам (л.д. 217-240 т. 1, л.д. 53 т.2).
При этом суд учитывает, что иные расположенные в СНТ «Уварово» земельные участки, в частности с кадастровым номером <...> также имеют вид разрешенного использования «для садоводства».
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, принимая во внимание, что право истца на принадлежащие ей строения не оспорено, суд полагает возможным размещение в территориальной зоне СХ-4 объектов капитального строения на земельных участках истца с видом разрешенного использования – «для садоводства» и «садоводство», выделенных согласно ранее действовавшем нормативно-правовым актам, регулировавшим отношения по предоставлению гражданам садовых земельных участков, для садоводства, в связи с чем указанные выше положения, предусматривающие признание жилого дома садовым в полной мере подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Следует также отметить, что сведения о принадлежащих истцу строениях с кадастровыми номерами <...> в соответствии с выписками из ЕГРН являются актуальными, ранее учтенными, дата присвоения кадастровых номером 05.04.2013, то есть до дня вступления в силу указанного Федерального закона Закона N 217-ФЗ, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости дом имеет назначение жилое строение без права регистрации проживания в связи с чем проведенные истцом работы по увеличению объекта недвижимости с кадастровым с учетом заключения специалиста не влияют на наличие у данных строений признаков садового дома.
Помимо указанного, по сведениям ЕГРН сведения о лицах, в пользу которых установлено обременение в отношении принадлежащих истцу объектов недвижимости обременений в виде запрета регистрационных действий на основании постановления судебного пристава исполнителя, отсутствуют, соответствующие сведения в установленном порядке не зарегистрированы, что исключает получение нотариального удостоверенное согласие указанных лиц на признание жилого дома садовым домом. Кроме того, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» возражений относительно заявленных требований не представили, при этом признание жилых домов садовыми домами при условии сохранения права собственности должника и строений в целом как объектов недвижимости не влечет нарушение прав взыскателя.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений закона, учитывая, что материалами дела подтверждено, что принадлежащие истцу здания возможно использовать только как сезонное строение, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании, суд полагает возможным исковые требования Ж. о признании жилого дом с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...>, <...>, участок ###, и жилой дом с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...>, участок ###, садовыми домами без права регистрация проживания удовлетворить.
Вместе с тем, требования иска о признании истца утратившей право собственности на жилые строения и признании за ней права собственности на садовые дома заявлены излишне, поскольку в данном случае отсутствует материально-правовой спор, а изменяется только назначении и наименование объекта недвижимости.
Кроме того, администрация г.Владимира по указанным выше требованиям являются ненадлежащими ответчиками, поскольку не относятся к числу органов, уполномоченных на принятие решений о признании жилого дома садовым, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований к данному ответчику не имеется.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Поскольку удовлетворение заявленного Ж. иска не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания со стороны ответчика прав истца, оснований для возложения обязанности по возмещению судебных расходов на ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ж. удовлетворить.
Признать жилой дом (назначение: жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом участке) с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...> участок ###, принадлежащий на праве собственности Ж., - садовым домом без права регистрация проживания.
Признать жилой дом (назначение: жилой дом) с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, <...>», участок ###, принадлежащий на праве собственности Ж., - садовым домом без права регистрация проживания.
Решение суда является основанием для внесения необходимых изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о назначении и наименовании объектов недвижимости.
В удовлетворении исковых требований Ж. к администрации г.Владимира - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Осипова
Мотивированное решение изготовлено 07.07.2020
Председательствующий судья Т.А. Осипова