Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2787/2024 ~ М-2114/2024 от 02.05.2024

Дело № 2-2787/2024

                                                                                 73RS0001-01-2024-003253-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                                                         01 июля 2024 года

    Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, действующего в Пресняковой Ольги Афанасьевны, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области, действующий в интересах Пресняковой Ольги Афанасьевны, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что Инзенской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению законного представителя инвалида (директора ОГАУСО «Психоневрологический интернат п. Дальнее Поле») Пресняковой Ольги Афанасьевны.

Установлено, что согласно назначению врача-терапевта в силу своего психического заболевания инвалиду Пресняковой О.А. назначен лекарственный препарат <данные изъяты>

В этой связи врачом-терапевтом ГУЗ «Базарносызганская РБ» 26.01.2024 Пресняковой О.А., выписан льготный рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты>, который был передан в ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Однако данный лекарственный препарат до настоящего времени инвалидом не получен по вине ответчиков. В нарушение права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы инвалид Пресняковой О.А. указанным лекарственным средством не обеспечен по настоящее время.

Отсутствие лекарственного препарата в аптечной сети ГУ «Ульяновская государственная аптека» не может являться основанием для несвоевременного обеспечения Пресняковой О.А. в ее законном праве на льготное лекарственное обеспечение.

Просит обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» обеспечить бесплатно истца лекарственным препаратом <данные изъяты>, по рецепту серии 732453 № 616, который был передан в ГУ «Ульяновская государственная аптека»; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в счет компенсации морального вреда 3000 руб.; обратить решение в части обеспечения медицинскими изделиями к немедленному исполнению.

Представитель процессуального истца Инзенской межрайонной прокуратуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Истец Преснякова О.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Законный представитель Пресняковой О.А. – директор ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» Мишин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен. Согласно письменному ответу Министерства, Пресняковой О.А. предоставлено прав на получение государственной социальной поддержки в виде льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за счет средств федерального бюджета. Согласно данным Региональной медицинской информационной системы Ульяновской области на текущий момент у истца имеет 1 необеспеченный льготный рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> который выписан врачом медицинской организации однократно в январе 2024 года, несмотря на его отсутствие и невозможность обеспечения по данному рецепту.

Представитель ответчика ГУ «Ульяновская государственная аптека» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен. В письменном отзыве на иск сообщает, что лекарственный препарат <данные изъяты>» раствор для внутримышечного введения на склад учреждения в 2024 году не поступал. Поставка лекарственных препаратов на склад Учреждения осуществляется поставщиками на основании государственных контрактов, заключенных Министерством здравоохранения Ульяновской области. Учреждение осуществляет прием, хранение и отпуск поступивших в рамках заключенных Министерством государственных контрактов лекарственных препаратов при предъявлении рецептов. ГУ «Ульяновская государственная аптека» не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не обладает полномочиями по закупке лекарственных препаратов, а также не обладает полномочиями по выписке рецептов для обеспечения граждан лекарственными препаратами. Просят о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Представитель третьего лица ГУЗ «Базарносызганская РБ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела указанное третье лицо извещалось надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч. 2)

Гражданским законодательством, в частности ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст. 3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции Российской Федерации.

    Суд принимает решение, в силу ст. 196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

    Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41, часть 1).

В развитие указанных положений, ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п.п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

     Статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

     Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» определен перечень социально значимых заболеваний.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

           В соответствии с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения

В силу п. 3 Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется: аптеками; аптечными пунктами…

В соответствии с ранее действующим Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №1 4/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В силу п. 2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Согласно п. 2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.

В соответствии с п. 2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

В настоящее время указанные полномочия и обязательства переданы Министерству здравоохранения Ульяновской области.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что лекарственным препаратом <данные изъяты> по рецепту от 26.01.2024 серии 732453 № 616 от 26.01.2024 истец не обеспеченадо настоящего времени

Таким образом, на Министерство здравоохранения Ульяновской области следует возложить обязанность обеспечить истца указанным лекарственным препаратом в соответствии с выписанным лечащим врачом рецептом.

Министерством здравоохранения Ульяновской области не представлено суду доказательств того, что невыдача указанного медицинского препарата истцу по предъявленному рецепту произошла по вине иных лиц. Нуждаемость в настоящее время в данном лекарственном препарате подтверждена выписанным на имя истца рецептом на данный препарат.

Следовательно, исковые требования в части возложения обязанности обеспечить истца лекарственным препаратом по выписанному рецепту подлежат удовлетворению.

Исходя из приведенных выше положений закона, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство здравоохранения Ульяновской области, следовательно, в удовлетворении исковых требований к ГУ «Ульяновская государственная аптека» надлежит отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ предусмотрено право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Разрешая заявленное стороной истца ходатайство в части обеспечения истца медицинским препаратом, суд учитывает состояние здоровья истца, её возраст, характер и объем заболеваний, необходимость в приеме вышеуказанного медицинского препарата, высокий риск возможных последствий в случае его непринятия, что подтверждается представленной медицинской документацией, что по мнению суда, является особыми обстоятельствами, при наличии которых промедление исполнения решения суда может повлечь причинение крайне негативных последствий. Тем самым, ходатайство истца в данной части подлежит удовлетворению.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении истца лекарственным препаратом существенно нарушает личные неимущественные права истца, в связи с чем он имеет право на взыскание с ответчика в его пользу компенсации морального вреда.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца составляет 3000 руб., исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Преснякову Ольгу Афанасьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом <данные изъяты> по рецепту серии 732453 № 616 от 26.01.2024.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Пресняковой Ольги Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

В удовлетворении исковых требований к государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                              И.А. Сизов

Мотивированное решение составлено 08.07.2024

2-2787/2024 ~ М-2114/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Инзенский межрайонный прокурор в инт. Пресняковой Ольги Афанасьевны
Преснякова О.А.
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ГУ "Ульяновская государственная аптека"
Другие
ГУЗ "Базаросызганская районная больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Сизов И. А.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее