Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-234/2022 ~ М-170/2022 от 19.04.2022

№ 2-234/2022 <данные изъяты> Е Ш Е Н И Е <данные изъяты>

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Квиринг О.Б.,

при секретаре Авериной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горюшина А.С. к администрации муниципального образования муниципального образования Новоорский район Оренбургской области, администрации Горьковский сельсовет Новоорского района Оренбургской области о признании решения единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, незаконным, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ,

установил:

Горюшин А.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области о признании решения единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, незаконным, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ

В обоснование иска ФИО1 указал следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Горюшин А.С. обратился с заявлением в администрацию МО Новоорский район об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве собственности истца, менее учетной.

Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец в свидетельстве о рождении стоит прочерк. На основании распоряжения администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца была назначена бабушка ФИО4 После ее смерти опекуном была назначена ФИО5

Истцу на праве частной собственности принадлежит 1/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> жилого помещения – 40,9 кв.м. Таким образом, истцу принадлежит 8,18 кв.м. в указанном жилом помещении и составляет менее учетной нормы, установленной на территории Горьковского сельсовета <адрес>.

Также согласно справке администрации Горьковского сельсовета указанное жилое помещение фактически отсутствует. Во время нахождения истца под опекой сохранностью жилого помещения никто не занимался, что фактически привело к его утрате.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении невозможности проживания в жилом помещении.

В настоящее время истец зарегистрирован у знакомых по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит ФИО6

Поскольку истец в числе собственников иных объектов недвижимости на территории РФ не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Оренбургской области не использовал, и в связи наличием факта невозможности проживания в принадлежащем на праве собственности жилом помещении, считает, что имеются основания для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец просит суд:

-признать незаконным отказ администрации МО Новорский район в установлении факта невозможности проживания Горюшина А.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>;

-установить факт невозможности проживания Горюшина А.С. в жилом помещении, обязать ответчика включить Горюшина А.С. в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-обязать ответчика предоставить Горюшину А.С. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 39 ГПК РФ от истца принято уточненное исковое заявление, в котором истец просит суд:

- признать решение единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания Горюшина А.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, незаконным;

- установить факт невозможности проживания Горюшина А.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>;

-обязать ответчика включить Горюшина А.С. в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-обязать ответчика предоставить Горюшину А.С. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ.

В обоснование иска указал, что Единой комиссией было вынесено решение об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении только лишь на догадках и недостоверных фактах, не позволяющих сделать обоснованный и законный вывод. Анализа количества наследников первой очереди, куда входит и мать умершей ФИО4, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, не проводилось. Также членам комиссии было достоверно известно, что жилое помещение по адресу: <адрес> фактически отсутствует. Истец в числе собственников иных объектов недвижимости на территории РФ не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории <адрес> не использовал, в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении невозможно проживать.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Горьковский сельсовет <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен ФИО19

Истец Горюшин А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии и в отсутствии своего представителя.

Представитель истца Артеменко Э.В. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поддержала уточненные исковые требования. Пояснила, что Горюшин А.С. относится к категории детей-сирот. Горюшину А.С. принадлежит <данные изъяты> доли в квартире по адресу: <адрес>2. Квартира общей площадью 40,9 кв.м. 1/5 доли составляет 9 кв. м. Горюшин А.С. обратился в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об установлении факта невозможности проживания. Указал, что площадь жилого помещения менее нормы (10 кв.м.), однако администрацией было отказано. Администрация ссылается на то, что собственниками жилого помещения являются родственники 5 человек, в том числе мама истца. У Горюшина А.С. имеется право на вступление в наследство после ее смерти. Членами комиссии не были рассмотрены основания, не установлено есть ли наследники у ФИО12 Считает отказ неправомерным и незаконным. Кроме того, жилого помещения фактически не существует, что подтверждается актом обследования. Просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО Новорский район в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В письменном отзыве возражал против удовлетворения иска. Указал, что у Горюшина А.С. в собственности имеется <данные изъяты> доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 40,9 кв.м. Также Горюшину А.С. после смерти матери полагается обязательная доля в размере 4,09 кв.м. Горюшин А.С. имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении срока принятия наследства, либо отказаться от принятия наследства, открывшегося после смерти матери ФИО12

Договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией Горьковского сельсовет и ФИО19 единой комиссией при рассмотрении заявления не учитывался, в связи с тем, что был расторгнут с Горюшиным А.С., в связи с его выездом в другое место жительство.

Также единой комиссией не рассматривался вопрос непригодности жилого помещения для проживания по основаниям, установленным жилищным законодательством РФ. Вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не относится к компетенции Единой комиссии.

Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика администрации МО Горьковский сельсовет в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве выразил согласие с исковыми требованиями. Указал, что у Горюшина С.А. жилье отсутствует. Жилое помещение в <адрес> фактически не существует.

Представитель Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Третье лицо ФИО19 в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания.

Третьи лица – ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

В силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, поскольку стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную поддержку в виде обеспечения жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 2, 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ (ред. от 18.03.2013) «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: предоставляемого по договору социального найма, на одного человека - 33 кв. метра общей площади жилья.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО Горьковский сельсовет Новоорского района Оренбургской области учетная норма составляет 10 кв.м.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Горюшин А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его мать ФИО12, в графе отец стоит прочерк.

Согласно свидетельству о смерти ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Таким образом, Горюшин А.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением администрации Новоорского района Оренбургской области -р от ДД.ММ.ГГГГ над Горюшиным А.С. установлена опека, опекуном назначена ФИО4

Из свидетельства о смерти следует, что ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Горюшин А.С. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 40,9 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Общая площадь жилого помещения – 40,9 кв.м. Таким образом, истцу принадлежит 8,18 кв.м. в указанном жилом помещении и составляет менее учетной нормы, установленной на территории Горьковского сельсовета решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки, выданной администрацией муниципального образования Горьковский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира по адресу: <адрес>, отсутствует. Разобрана в ДД.ММ.ГГГГ годах. Газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение – отсутствуют.

Согласно акту визуального обследования квартиры, расположенной по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ квартира разобрана в ДД.ММ.ГГГГ., конструктивные элементы отсутствуют, газоснабжение, водоснабжение отсутствует. Квартира в муниципальной собственности не числится.

Представитель Горюшина А.С. – Артеменко Э.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО Новоорский район с заявлением об установлении факта невозможности проживания Горюшиным А.С. в квартире по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения менее учетной нормы площади 10 кв.м..

Согласно выписке из протокола заседания единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ , в удовлетворении заявления Горюшина А.С. отказано, в связи с отсутствием факта невозможности проживания.

Как следует из протокола заседания Единой комиссии Горюшину А.С. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, в связи с тем, что истец не вступил в наследство после смерти своей матери ФИО12, тем самым отказавшись от наследуемой доли квартиры.

Членами Единой комиссии было решено, что общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, следует делить на 4 части, исключив из нее ФИО12, (40,9/4=10,23 кв.м.) Таким образом, члены комиссии установили, что на одно лицо, проживающего в данном помещении приходится по 10,23 кв.м.

Истец полагает вынесенное решение незаконным и необоснованным. Проверяя доводы истца в указанной части, суд приходит к следующим выводам.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.07.2013 № утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

По сведениям ГАПОУ «Орский технический техникум им. ФИО13» Горюшин А.С. обучается в филиале ГАПОУ «Орский технический техникум им. ФИО13» в <адрес>. Срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проживает в общежитии по адресу: <адрес>.

Из справки, выданной администрацией МО Горьковский сельсовет следует, что Горюшин А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно с ФИО6, ФИО14, ФИО14, ФИО15, ФИО16

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Горьковский сельсовет и ФИО19 заключен договор социального найма жилого помещения , по которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат, общей площадью 57 кв.м., в том числе жилой 46,4 кв.м., по адресу: <адрес> для проживания в нем.

Из п. 3 следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО1 – двоюродный брат.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, из п. 3 исключен Горюшин А.С.

Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно акту визуального обследования квартиры, расположенной по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ квартира разобрана в ДД.ММ.ГГГГ г.г., конструктивные элементы отсутствуют, газоснабжение, водоснабжение отсутствует. Квартира в муниципальной собственности не числится.

Согласно письму Отдела образования администрации Новоорского района Оренбургской области Горюшину А.С. на территории Новоорского рвайона Оренбургской области по договору социального найма жилого помещения администрацией Горьковского сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жилое помещение общей площадью 57 кв.м. по адресу: <адрес>.

В настоящее время Горюшин А.С. не является членом семьи нанимателя по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются: ФИО17 1/5 доли в праве, ФИО18 1/5 доли в праве, ФИО12 1/5 доли в праве, ФИО19 1/5 доли в праве, 1/5 ФИО1

ФИО12 – мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти ФИО12 наследственное дело не открывалось.

Наследственное дело после смерти ФИО12 не заводилось.

Из материалов наследственного дела после смерти ФИО4 следует, что после ее смерти никто не обращался с заявлением о принятии наследства. Наследственное дело открыто, в связи с поступлением претензии МКК «ВостокЦентрУслуг».

Основания для признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, установлены пунктом 4 той же статьи, и к их числу отнесено, в частности, то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3 пункта 4).

Частью 4 статьи 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 2, 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ (ред. от 18.03.2013) «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: предоставляемого по договору социального найма, на одного человека - 33 кв. метра общей площади жилья.

    Решением Совета депутатов МО Горьковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения составляет 10 кв.м.

Квартира по адресу: <адрес> имеет общую площадь 40,9 кв.м., следовательно, на одного собственника приходится 8,18 кв.м.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являлись установление количества лиц, проживающих в жилом помещении, и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.

Указанное жилое помещение разобрано, фактически там никто не проживает.

Истец при рассмотрении дела указывал, что в жилом помещении имеют право собственности 5 человек, с учетом которых размер общей площади жилого помещения, приходящейся на Горюшина А.С. составляет 8,18 кв. м, что менее учетной нормы.

Доводы ответчика о том, что ФИО12 умерла и исходя из фактических собственников в настоящее время на одно лицо, проживающее в жилом помещении, приходится 10,23 кв.м., суд считает несостоятельными.

Положениями статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина.

К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства (пункт 1 статьи 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (пункты 1, 2 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действии, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем и внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 1151 ГК РФ, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. Такое имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ, за исключением жилого помещения (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).

В соответствии со статьями 209, 244, 246, 247 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ.

Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Исходя из приведенных норм, право собственности истца на жилое помещение влечет для него безусловную возможность пользования данным жилым помещением.

Однако, суд полагает, что при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на Горюшина А.С. ответчик не вправе учитывать жилую площадь, принадлежащую иным лицам.

Довод ответчика о том, что являясь наследником первой очереди умершей матери ФИО12, которой принадлежала <данные изъяты> доля в жилом помещении и имея возможность разрешить вопрос жилищного обеспечения, намеренно не принял меры, направленные на вступление в наследство, оставшееся после смерти матери. При этом в случае принятия причитающейся доли в оставшемся от матери жилом помещении, Горюшин А.С. был бы обеспечен жильем, площадь которого превышала бы установленную норму предоставления, суд считает не основанном на законе.

Из анализа пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что каждое из перечисленных в них обстоятельств является самостоятельным основанием для признания проживания в занимаемом жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, невозможным.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств у таких лиц возникает право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма, при этом установления каких-либо иных обстоятельств невозможности проживания в жилом помещении не требуется.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 40,9 кв. м, жилой площадью 28,6 кв.м.

Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на Горюшина А.С., составляет 8,18 кв.м., что менее учетной нормы.

Таким образом, площадь принадлежащей Горюшину А.С. доли в праве на квартиру меньше учетной нормы жилого помещения, что свидетельствует о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основания, свидетельствующего о невозможности проживания истца в указанном жилом помещении.

По смыслу действующего законодательства наличие приведенного обстоятельства является основанием для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей до 1 января 2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

В такой ситуации суд приходит к выводу, что на ответчика подлежит возложению обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. ст. 2, 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ (ред. от 18.03.2013) «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 33 кв. метра общей площади жилья.

По договору найма в специализированном жилищном фонде Оренбургской области предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 4 настоящего Закона, однократно по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.

Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям. Уровень износа жилого дома не должен превышать 30 процентов.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа социальной защиты населения по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с данными лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.

Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, определяется Правительством Оренбургской области (ст.19.1 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 27.02.2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона, срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по решению органа социальной защиты населения по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. Порядок выявления этих обстоятельств определяется Правительством Оренбургской области.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, с ними заключается договор социального найма жилого помещения. Порядок заключения договора социального найма жилого помещения определяется Правительством Оренбургской области.

Таким образом, законодательством Российской Федерации и субъекта РФ Оренбургской области обязанность обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты РФ и органы местного самоуправления.

Из вышеперечисленных норм закона следует, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот переданы муниципальным районам и городским округам Оренбургской области, поэтому обязанность по обеспечению жилым помещением истца должна быть возложена на администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области.

Поскольку материалами дела достоверно установлено, что Горюшин А.С. является лицом, из числа детей-сирот, не пользуется жилым помещением по договору социального найма, достиг возраста 18-лет, принимая во внимание, что администрация МО Новоорский район уполномочена обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот, суд полагает, что исковые требования о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Горюшина А.С. к администрации муниципального образования муниципального образования Новоорский район Оренбургской области, администрации Горьковский сельсовет Новоорского района Оренбургской области о признании решения единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении - незаконным, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ, удовлетворить в полном объеме.

Признать решение единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания Горюшина А.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, незаконным.

Установить факт невозможности проживания Горюшина А.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>;

Включить Горюшина А.С. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области.

Обязать администрацию МО Новоорский район Оренбургской области обеспечить Голрюшина А.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.

В удовлетворении исковых требований за счет администрации МО Горьковский поссовет, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022 года

Судья:

2-234/2022 ~ М-170/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горюшин Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация МО Новоорский район Оренбургской области
Администрация МО Горьковский сельсовет
Другие
Дорохова Н.А. ведущий специалист по защите прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
секретарь комиссии Телешенко О.А. специалист правового отдела администрации МО Новоорский район
Тихонович А.В. ведущий специалист правового отдлеа администрации МО Новоорский район
Правительство Оренбургской области
Артеменко Эльвира Владимировна
Заместитель председателя комиссии Карабаева Ю.К. заместитель главы администрации по социальным вопросам
Хакимов Максим Андреевич
Суд
Новоорский районный суд Оренбургской области
Судья
Квиринг Оксана Борисовна
Дело на сайте суда
novoorsky--orb.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация административного искового заявления
20.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Дело оформлено
15.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее