№ 2-429/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года с. Петропавловка
Джидинский районный суд в составе председательствующего судьи Чимбеевой М.А., с участием прокурора Цивилева Д.Г., при секретаре Ендоновой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Джидинского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования сельское поселение «Нижнеторейское» о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Джидинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском к администрации МО СП «Нижнеторейское», просит обязать администрацию сельского поселения в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу в целях постановки на учет бесхозяйного памятника воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположенного в с. Нижний Торей, являющегося объектом культурного наследия, подготовить необходимые для этого документы, обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; в срок не позднее 14 месяцев со дня постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на них.
Требования мотивированы тем, что указанный памятник Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признан объектом культурного наследия. Согласно информации Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы РБ и Правительства РБ право собственности на указанный объект культурного наследия не оформлено, каких-либо сведений о государственной регистрации указанного объекта также не имеется. Бездействие администрации по решению вопроса о приобретении этого объекта культурного наследия в муниципальную собственность может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В целях понуждения органа местного самоуправления принять меры по постановке данного объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного, впоследствии обратиться с требованием о признании права муниципальной собственности на него, главе поселения было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, указанные в нем нарушения не устранены. В ходе судебного разбирательства прокурор изменил свои требования и просил обязать администрацию МО СП «Нижнеторейское» оформить в муниципальную собственность памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположенный в с. Нижний Торей, в срок до 01.11.2024 г..
В судебном заседании старший помощник прокурора Цивилев Д.Г. исковые требования с учетом изменений поддержал.
Представитель ответчика администрации МО СП «Нижнеторейское» ФИО5, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменное заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска ей понятны. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав прокурора, считает возможным исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст.7 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 33 названного закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Пунктами 1,2 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
В судебном заседании установлено, что памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположен в с. Нижний Торей, Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признан объектом культурного наследия.
Согласно информации Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия право собственности на указанные объекты культурного наследия не оформлены, каких-либо сведений о государственной регистрации указанных объектов также не имеется.
Из материалов гражданского дела, в частности, писем администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, главы МО «Джидинский район» следует, что право собственности на указанные выше объекты культурного наследия не оформлено, ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это сделать, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Согласно п.13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Поскольку в судебном заседании установлено, что указанный в иске объект культурного наследия фактически является бесхозяйным, при этом расположен на территории сельского поселения, на администрацию которого законом возложена обязанность по его сохранению, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными.
Суд согласен с доводами прокурора о том, что бездействие органа местного самоуправления по решению вопроса о приобретении этого объекта культурного наследия в муниципальную собственность может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, ненадлежащее содержание объектов, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их сохранению, не обеспечивает их сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Таким образом, в целях сохранения объекта культурного наследия органу местного самоуправления необходимо обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в дальнейшем оформить право муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд считает возможным установить срок исполнения решения до 1 ноября 2024 года с учетом установленных п.3 ст. 225 ГК РФ сроков учета бесхозяйной недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает, что в соответствии со ст. 39 ГПК РФ представитель ответчика по доверенности ФИО5 исковые требования прокурора признала в полном объеме, данное признание иска не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. В связи с чем, суд считает возможным принять признание иска, исковые требования прокурора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Джидинского района к администрации МО СП «Нижнеторейское» удовлетворить. Обязать администрацию МО СП «Нижнеторейское» оформить в муниципальную собственность памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположенный в с. Нижний Торей, в срок до 01 ноября 2024 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Джидинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.
Судья: М.А. Чимбеева