УИД № 16RS0024-01-2023-000639-17
Дело №2-593/2023
Учет №2.171
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 июня 2023 года г. Нурлат
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бурганова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Маланьиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Зеленодольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Аскерову М.А. о признании действий противоправными и обязании их прекращении,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице Зеленодольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ обратилось в суд с исковым заявлением к Аскерову М.А. о признании действий противоправными и обязании их прекращении.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru. В ходе наблюдения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в 11.07 часов Аскеровым М.А. в г.Нурлат РТ осуществлен вывод из оборота товара легкой промышленности (Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ) с кодом маркировки <данные изъяты>), чек на реализацию № Товар с указанным кодом маркировки повторно выведен из оборота путем розничной продажи ДД.ММ.ГГГГ в 16.34 часа ИП Аскеровым М.А., чек на реализацию № Таким образом, ответчик допустил повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара. Вышеуказанные факты нарушают пункты 13, 35, 78 Правил №1956 маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по РТ Аскерову М.А. ДД.ММ.ГГГГ года объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктами 15,35,78 Правил №1956. ДД.ММ.ГГГГ года предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также ДД.ММ.ГГГГ года данное предостережение направлено по средствам почтовой связи ответчику, от которого возражения не поступили. В действиях ответчика ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, в ДД.ММ.ГГГГ года системой было зафиксировано 26 отклонений, в ДД.ММ.ГГГГ года зафиксировано 8 отклонений, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. Все отклонения указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил №1956, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства. Действия ответчика образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в ДД.ММ.ГГГГ запрещено.
Просит признать действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; возложить на ответчика обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот; обязать ответчика в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице Зеленодольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ Ганеева Е.К. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик – ИП Аскеров М.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, и не просивший рассмотреть дело в его отсутствие, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации (пункт 7 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года №792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», а также утверждены Правила №1956.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1956 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 г., за исключением случаев, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего постановления.
Пунктом 15 Правил №1956 установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1 апреля 2021 г.
В силу пункта 35 вышеуказанных Правил, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.
Пунктом 78 Правил №1956 предусмотрено, что при возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения:
а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;
б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;
в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;
г) вид, дата и номер документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии) при наличии требований о подтверждении соответствия товара.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей в 2023 году запрещено.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru.
В ходе наблюдения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в 11.07 часов Аскеровым М.А. в г.Нурлат РТ осуществлен вывод из оборота товара легкой промышленности (Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ) с кодом маркировки №), чек на реализацию №. Товар с указанным кодом маркировки повторно выведен из оборота путем розничной продажи ДД.ММ.ГГГГ года в 16.34 часа ИП Аскеровым М.А., чек на реализацию №
Таким образом, ответчик допустил повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара.
ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Роспотребнадзора по РТ Аскерову М.А. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктами 15,35,78 Правил №1956. ДД.ММ.ГГГГ года предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также ДД.ММ.ГГГГ года данное предостережение направлено по средствам почтовой связи ответчику, от которого возражения не поступили.
Также установлено, что в действиях ответчика ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, в ДД.ММ.ГГГГ системой было зафиксировано 26 отклонений, в ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано 8 отклонений. Все отклонения указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил №1956, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.
Вышеуказанные факты нарушают пункты 13, 35, 78 Правил №1956 маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации.
Действия ответчика образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2023 году запрещено.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице Зеленодольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ к Аскерову М.А. о признании действий противоправными и обязании их прекращении подлежащими удовлетворению.
В силу абзаца второго статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации, в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Зеленодольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Аскерову М.А. о признании действий противоправными и обязании их прекращении удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Аскерова М.А. выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправным в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать индивидуального предпринимателя Аскерова М.А. прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
Взыскать с Аскерова М.А. в доход местного бюджета 600 рублей государственной пошлины.
Обязать индивидуального предпринимателя Аскерова М.А. в десятидневный срок с дня вступления решения в законную силу опубликовать решение суда в средствах массовой информации
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нурлатский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. А также ответчик вправе подать заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Судья: Р.Р. Бурганов
Мотивированное решение составлено 03 июля 2023 года.