Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3329/2024 ~ М-1218/2024 от 26.03.2024

Дело № 2-3329/2024

18RS0003-01-2024-003374-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2024 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе

председательствующего судьи             Салова А.А.,

при секретарях                     Галкиной Н.В., Коркиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности учесть в страховой стаж период работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности учесть в страховой стаж период работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

Исковое заявление мотивировано тем, что в 2024 году в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 62 лет и наличием ИПК 173. Решением ответчика в назначении пенсии истцу отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.

На основании изложенного с учетом заявления об изменении исковых требований истец просил суд:

- обязать ответчика учесть в страховой стаж период работы с 01 января 1991 года по 17 апреля 1992 года;

- обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с 25 марта 2024 года;

- взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб. и расходы по составлению нотариальной доверенности.

В судебном заседании истец ФИО2, его представитель ФИО7 исковое заявление поддержали, сославшись на обстоятельства, изложенные в нем, дополнительно суду сообщили, что спорный период должен быть учтён поскольку распад СССР произошел в декабре 1991 года, а Российская Федерация является правопреемником СССР.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность решения ответчика.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховые пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"), право на страховую пенсию по старости у мужчин, родившихся в 1962 году, возникает при достижении ими возраста 64 года.

Законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Из указанного следует, что в страховой стаж для досрочного назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ включаются только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (частью 1 статьи 11 Федерального закона), а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 18 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, согласно статьи 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ, его действие прекращено с 01 января 2023 г. в отношениях Российской Федерации с другими участниками.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Согласно статье 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Из приведенной нормы следует, что по общему правилу прекращение международного договора Российской Федерации освобождает ее от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем, если договором не предусматривается иное, и не влияет на обязательства РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Соглашения СНГ каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Частью 2 статьи 12 Соглашения СНГ предусмотрено, что пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Между тем, под пенсионными правами, которые сохраняются в случае выхода государства из указанного Соглашения, понимается право на пенсию, а не право на включение в стаж, дающий право на пенсию, трудового стажа, приобретенного на территории другого государства - участника Соглашения СНГ.

Поскольку право на пенсию устанавливается пенсионным органом на момент обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии, истец подал такое заявление в 2024 году, т.е. после прекращения действия Соглашения СНГ, для определения страхового стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, указанное Соглашение не может быть применено.

К обязательствам РФ, возникшим в результате выполнения Соглашения СНГ, применительно в положениям статьи 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" относится обязательство по выплате пенсий, назначенных до прекращения действия данного Соглашения в отношении РФ, в связи с чем, положения части 2 статьи 6 Соглашения СНГ не могут быть признаны обязательствами.

В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевшему место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 года, с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 года и по найму с 1 января 2002 года подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Содержание указанных положений свидетельствует о том, что законодатель не предусмотрел возможности включения в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, то есть в льготный стаж как условия назначения досрочной пенсии, периодов в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ, имевших место на территории иностранных государств, за пределами Российской Федерации в соответствии с условиями международных соглашений, в отличие от правил исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости по общим основаниям по части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.

Из материалов дела следует, что 15 ноября 1999 года ФИО2,<дата> года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования РФ.

18 июня 2024 года ФИО2, в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

<дата> ответчиком вынесено решение <номер> об отказе в установлении пенсии.

Согласно указанному решению в страховой стаж истца со ссылкой на п. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ не включен период работы с 01 января 1991 года по 17 апреля 1992 года в Управлении «Узкоммунналадка», который протекал на территории Республики Узбекистан.

В связи с тем, что на момент обращения в пенсионный орган продолжительность страхового стажа истца не превысила значение 42 лет, ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Факт работы истца с 01 января 1991 года по 17 апреля 1992 года в Управлении «Узкоммунналадка» на территории Республики Узбекистан подтверждён представленными в дело доказательствами и сторонами не оспаривается.

Исходя из изложенных выше нормативных положений спорный период работы истца может быть учтен в страховой стаж в соответствии с ч. 1.2 ст. 8, ч. 2 ст. 11 и ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ лишь при условии уплаты страховых взносов в пенсионные органы РФ.

Вместе с тем, таких сведений суду не представлено.

Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю спорный период времени не может быть учтен в страховой стаж истца для целей исчисления страхового стаж в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Суд учитывает, что в пункте 8 рекомендаций Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в Распоряжении от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией, учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после 1 января 1991 г. включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015) к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2023 N 471)

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по спорному периоду в дело не представлено.

На основании изложенного суд находит исковые требования ФИО2 о возложении на ответчика обязанности учесть в страховой стаж спорный период не подлежащими удовлетворению.

Материалами дела подтверждено, что на момент обращения в ОСФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении пенсии истец не имел установленной ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона продолжительности страхового стажа, в связи с чем на ответчика не может быть возложена обязанность назначить досрочно страховую пенсию по старости.

Кроме того, суд учитывает, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился к ответчику лишь 18 июня 2024 года, а просит назначить пенсию с 25 марта 2024 года.

При таких обстоятельствах, исковые требования о назначении пенсии также подлежат оставлению без удовлетворения.

Отказ в удовлетворении исковых требований на основании ст. 98 ГПК влечет невозможность возмещения ответчиком понесённых истцом расходов по оплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН <номер>) о возложении обязанности учесть в страховой стаж период работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2024 года.

Судья А.А. Салов

2-3329/2024 ~ М-1218/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мерзляков Андрей Борисович
Ответчики
ОСФР по УР
Другие
Зянтереков Владимир Васильевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Салов Алексей Александрович
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2024Предварительное судебное заседание
30.07.2024Предварительное судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее