Дело № 12-159/2023
59RS0005-01-2023-001464-93
Р Е Ш Е Н И Е
17 мая 2023 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А.,
при секретаре Колегановой Ю. А.,
с участием помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Мастриковой А.Ф.,
защитника Любимовой Е. В.,
рассмотрев протест заместителя прокурора Мотовилихинского района г.Перми Доминовой И.Н. на постановление Административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми № от 12.07.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Панорама» (далее - ООО «Панорама»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми № от 12.07.2022 г. ООО «Панорама» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 №460-ПК, а именно в том, что 13.06.2022 в 10 часов 00 минут при проведении обследования территории установлено, что ООО «Панорама» складирует строительный мусор, порубочные остатки на земельном участке с кадастровым № вблизи адреса: <адрес>, чем Общество нарушило п.п. 3.1, 3.9 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277.
За данное правонарушение ООО «Панорама» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В протесте заместитель прокурора Мотовилихинского района г.Перми просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить по тем основаниям, что при возбуждении и рассмотрении дела в отношении ООО «Панорама» административная комиссия Мотовилихинского района г. Перми допустила нарушение положений ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, Положения «О муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Перми», утвержденного решением пермской городской Думы от 21.12.2021 № 319, дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением проведения контрольного (надзорного) мероприятия и без оформления их результатов. Кроме того, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом не устанавливался факт отнесения Общества к категории микропредприятий, вопрос о назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1.2 КоАП РФ не рассмотрен, что противоречит действующему законодательству.
Помощник прокурора Мастрикова А. Ф. в судебном заседании протест поддержала, просила удовлетворить по излаженном в нем доводам и основаниям.
Защитник ООО «Панорама» в судебном заседании считает протест прокурора законным и обоснованным подлежащим удовлетворению. Кроме того, приобщила к материалам дела письменные объяснения по делу об административном правонарушении из которых следует что она также не согласна с вынесенным постановлением. Вместе с тем, указанные объяснения в качестве жалобы на постановление по делу об административном правонарушении просила не расценивать. Считает, что постановление подлежит отмене по доводам и основаниям приведенным в протесте прокурора, а также по процессуальным нарушениям. Также указала, на процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые выразились в том, что о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Панорама» извещены не были.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы протеста, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК установлена административная ответственность за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Частью 2 ст. 6.11 указанного закона установлена ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повторно в течение года.
Санкция указанной части статьи предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми, которые обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми.
В силу п. 3.1 Правил на территории города запрещается, в том числе, загрязнять территории города мусором, отходами производства и потребления, выносить мусор, отходы производства и потребления на улично-дорожную сеть и (или) территорию общего пользования.
В соответствии с п. 3.9 Правил на территории города запрещается загрязнять территории города мусором, отходами производства и потребления, выносить мусор, отходы производства и потребления на улично-дорожную сеть и (или) территорию общего пользования.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях ст. ст. 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, а потому оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью).
Как следует из материалов дела, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 30.06.2022 г. в 11 часов 00 минут было направлено ООО «Панорама» 16.06.2022 г. заказной почтой на юридический адрес: <адрес>.
Протокол об административном правонарушении № от 30.06.2022г. по ч. 2 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК, в отношении ООО «Панорама» составлен в отсутствии законного представителя юридического лица либо защитника общества.
Согласно протокола законный представитель ООО «Панорама» либо его защитник на составление протокола не явились, извещены надлежащим образом.
Между тем, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 30.06.2022 к 11-00 часам поступило в адрес ООО «Панорама» лишь 21.07.2022 г.
Таким образом, на 30.06.2022 г. сведения об извещении ООО «Панорама» на составление протокола об административном правонарушении у административной комиссии отсутствовали.
Учитывая вышеизложенное, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ООО «Панорама» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 30.06.2022 г. не был извещен надлежащим образом, а протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Указанные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административной комиссии не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав юридического лица, что повлекло нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Данные процессуальные нарушения являются существенными и ведут к отмене вынесенного должностным лицом постановления.
Кроме того, необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом не устанавливался факт отнесения Общества к категории микропредприятий, вопрос о назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1.2 КоАП РФ не рассмотрен, что противоречит действующему законодательству. Наказание было назначено без учета положений, ч. 1 и ч.2 ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Доводы протеста прокурора относительно нарушений положений ч.3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, Положения «О муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Перми», утвержденного решением пермской городской Думы от 21.12.2021 № 319, дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением проведения контрольного (надзорного) мероприятия и без оформления их результатов, своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Как усматривается из представленных материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «Панорама» дела об административном правонарушении, имели место 13.06.2022 г.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В силу п. 6 ч 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми № от 12.07.2022 г., вынесенное в отношении ООО «Панорама» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.11 Закона Пермского края №460-ПК от 06 апреля 2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» подлежит отмене, производство по делу прекращению.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми № от 12.07.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 № 460-ПК в отношении ООО «Панорама» - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья: Долгих Ю.А.