РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 6 сентября 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Красильниковой А.А.,
с участием представителя административного истца – Родобольской И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1302/2022 по административному исковому заявлению Непряхина Юрия Николаевича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Непряхин Ю.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного на территории г. Самара, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 351 094 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимости и полагает, что его кадастровая стоимость, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и обязанности, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
В обоснование требований ссылается на Отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения № 103/05-2022 от 20.05.2022, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>».
В судебном заседании представитель административного истца Родобольская И.А., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости равной 4 713 541 руб., определенной по результатам судебной экспертизы.
Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация городского округа Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлены дополнительные пояснения, согласно которым, ознакомившись с результатами судебной экспертизы, оставляют принятие решения на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела Непряхину Ю.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 125,5 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты>, о чем представлена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.04.2022.
Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 составила 7 109 864,9 руб., что подтверждено выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.04.2022.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 01.01.2015 административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость спорного нежилого помещения затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования и исчисляемого из кадастровой стоимости объекта.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен Отчет об оценке № 103/05-2022 от 20.05.2022, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>».
Как видно из отчета, рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на дату кадастровой оценки - 01.01.2021 определена в размере 4 351 094 рублей.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», определением суда от 28.06.2022 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>».
По результатам судебной экспертизы, составлено заключение эксперта от 14.07.2022, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 определена в размере 4 713 541 рубля.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке нежилого помещения эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости нежилого помещения, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы представителем административного истца и иными участвующими в деле лицами не заявлено. Уточнив административный иск, представитель Непряхина Ю.Н. просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 03.06.2022 что следует отразить в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Непряхина Юрия Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 125,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 713 541 рубль.
Датой обращения Непряхина Ю.Н. с заявлением в суд считать 03.06.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.09.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№