Дело № 12-34/2023
УИД 02RS0001-01-2023-000475-41
РЕШЕНИЕ
27 февраля 2023 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Полякова С.И., рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия МО «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация» на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятия МО «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Горно-Алтайский суд, законный представитель МУП «МУО» просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель МУП «МУО» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Начальник отделения – старший судебный пристав МОСП по ИОИП и розыску УФССП по <адрес> ФИО3 возражал по доводам жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
На основании ч.2 ст. 30.16 КоАП РФ, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в МУП «МУО» судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА направлено требование о предоставлении документов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО4 в отношении МУП «МУО» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ в отсутствие законного представителя юридического лица, либо его защитника.
При этом согласно материалам дела законный представитель МУП «МУО» не извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ. Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что указанному лицу направлялось соответствующее извещение, в материалах дела не содержится.
Следует отметить, что должностное лицо не было лишено возможности заблаговременно известить юридическое лицо о месте и времени составления протокола об административном правонарушении иным способом, в том числе телеграммой, телефонограммой, на адрес электронной почты.
С учетом изложенного протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника, с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований названного кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу постановлений должностного лица.
Согласно ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В нарушение указанных требований, доказательств, свидетельствующих о том, что МУП «МУО» извещалось о рассмотрении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, в суд не представлено, что также является существенным нарушением, влекущим отмену постановления.
Доводы судебного пристава о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено фактически ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут в дату, указанную в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, поскольку в постановление указана дата его вынесения – ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия МО «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия МО «<адрес>» «Муниципальная управляющая организация», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его получения.
Судья С.И. Полякова